Мастер-класс по введению ФГОС на уроках русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Крымова Марина Валентиновна

Материал содержит конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии со стандартами ФГОС, развернутый анализ этого уроуа, стандартный лист диагностики и анализа урока, а также презентацию об основных видах УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет    русский язык    Класс    5 « Г»

Тема урока: « Тире между подлежащим и сказуемым».

Цель урока: развивать умения обучающихся определять грамматическую основу предложения,  определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Задачи:

развивать умения определять главные члены предложения, способы их выражения;

формировать умение правильно строить предложение;

формировать умение составлять алгоритм применения правила;

формировать навыки письма в области орфографии;

развивать умения выполнять логические операции;

 расширять словарный запас обучающихся;

развивать интерес  к  русскому языку;

формировать личностный смысл учения у обучающихся;

формировать  ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.

        

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод: продуктивный

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке;

проверить подготовленность рабочего места  учащихся к уроку,

организовать внимание класса к работе на уроке,

включить в учебный ритм,

создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Метод: беседа

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы  обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Сегодня мы продолжим работу с большим и интересным разделом русского языкознания – синтаксисом и его основной единицей-предложением, но узнаем новое о грамматической основе предложения и знаках препинания в нем.

Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка домашнего задания.










Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

использовать свои знания, выявить собственные недостатки в изучаемом материале

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

Повторить признаки основных единиц грамматической основы-подлежащего и сказуемого и алгоритм их нахождения в предложении;

определить уровень усвоения правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися,

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод: беседа

Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтальный беседы, комментирование ответов учащихся, оценка знаний, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.

Что входит в состав грамматической основы предложения?

Назовите признаки главных членов предложения.

Объясните, какие пунктуационные знаки использовались в контексте предложений?

Результат: определить уровень знаний у обучающихся и недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы

3

Актуализация опорных знаний.


Синтаксическая пятиминутка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ, уметь находить грамматическую основу предложения, решать орфографические задачи;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод:  практический

  1. Списать предложения с доски.

Наступила осень. На золотом фон.. пожелтевш.. листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х..лодную землю. Они медленно ш..уршат (под)ногами. Я люблю раннюю осень!

  1.  Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ
  2. Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения
  3. Решить орфографические задачи.

Результат: сформированность умения давать первичную характеристику предложению, находить грамматическую основу, видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы;

4

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения- практическое задание сходное с предыдущим.

Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.

Форма работы: работа в парах.

Метод:  проблемно-поисковый

Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1.

1. Знание высшее богатство.

2. Книга лучший дар дружбы.

3. Узда для языка голова.

Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.

Определение какого члена предложения вызывает трудности ?

Какие интонационные особенности возникали при прочтении?

Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.

5

Сообщение темы и целей урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

сформулировать тему и цели    урока;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.  

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формулирование темы и целей урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная беседа

Метод: словесный ( беседа)

Сформулируйте тему урока

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

6

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым

Методы: поисковый

Форма работы: работа в парах

Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала из карточки №1.  Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.

Выполнение проверочного теста с самопроверкой и взаимопроверкой

1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым  ставится тире

А) Осенняя пора прекрасна!

Б) Осень пора грибов

В) Осенние пейзажи радуют душу.

Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.

2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) мчатся по небу хмурые тучи

Б) Люблю дымок спаленной жнивы.

В) Птицы жители леса.

Г) Луг и озеро окутал густой туман.

3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

А) Мой отец капитан дальнего плаванья.

Б) Сказка мечта человека о прекрасном.

В) Моя мама шьет одежду.

Г) Октябрь второй месяц осени.

Результат: определять степень выражения грамматической основы предложения и случай постановки тире между подлежащим и сказуемым

учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

7

 Закрепление изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: фронтальная

Метод: практический

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.

Комментированное выполнение упражнения № 235

Результат: построить предметное действие в соответствии с алгоритмом.

8

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

оценить значимость учебных действий для самого себя..

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: индивидуальная

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности проводится с помощью карточки №2

Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял, что…

9

Итог урока.

Оценка и самооценка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

получить информацию о результатах деятельности на уроке

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать  навыки самооценки,

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока,

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

 Какую задачу поставили на уроке?

Кому было легко выполнить задание ?

Что вам помогало ?

У кого возникли трудности ?

Чем будем заниматься на следующем уроке ?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: соотнести  цели урока и результаты работы;

10

Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

понимание содержания домашнего задания и путей их реализации.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

 сообщить учащимся о домашнем задании,

проверить уровень овладения изучаемого материала.

Метод: словесный .

Форма работы: индивидуальная.

Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено  с учетом возможностей обучающихся.

Результат: применять  на практическом уровне обучающимися полученных знаний.



Предварительный просмотр:

Лист диагностики и анализ урока

(с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)

Дата 21.10.2012    

Класс 5 «Г»

Учащихся в классе 26

На уроке 24

ФИО учителя Крымова Марина Валентиновна

 Предмет  русский язык

Тема урока Тире между подлежащим и сказуемым

Каков вклад урока в целом в  образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО?

Урок активизировал следующие образовательные достижения учащихся:

-предметные: 

-расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

-формирование навыков синтаксического анализа предложения;

-метапредметные:

мение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

-личностные: 

-формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;


Какова цель урока?

Чья цель:

учителя и учеников?


Цель урока: развивать умения обучающихся определять грамматическую основу предложения,  определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока предусматривала решение следующих задач:

-развивать умения определять главные члены предложения, способы их выражения;

-формировать умение правильно строить предложение;

-формировать умение составлять алгоритм применения правила;

-формировать навыки письма в области орфографии;

-развивать умения выполнять логические операции;

 -расширять словарный запас обучающихся;

-развивать интерес  к  русскому языку;

-формировать личностный смысл учения у обучающихся;

-формировать  ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе.


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

сформулировать тему и цели    урока через проблемную ситуацию;

сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.  

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формулирование темы и целей урока обучающимися.

Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная беседа

Метод: словесный ( беседа)

-Сформулируйте тему урока

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Результат, заключенный в цели урока в целом отражает требования ФГОС ООО, а именно:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Реальный результат урока полностью соответствует его цели:

выработан порядок действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала

Соответствует ли схема построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?


Использовалась следующая схема построения урока:


1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний.

4. Постановка проблемы

5. Сообщение темы и целей урока

6. Изучение нового материала

7. Закрепление изученного материала

8. Рефлексия.

9. Итог урока. Оценка и самооценка


10. Задание на дом



Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:

-обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения


Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1.

1. Знание высшее богатство.

2. Книга лучший дар дружбы.

3. Узда для языка голова.

Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.

Определение какого члена предложения вызывает трудности ?

Какие интонационные особенности возникали при прочтении?

Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?(формула вопросов, побуждающая к деятельности)


-организована работа в парах с целью развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.


-использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях:  в ходе выполнения заданий устанавливались связи между отдельными операциями; выполнялись действия по алгоритму с целью выработки умения выстраивать логическую цепь рассуждении;  задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу


 Вывод: это урок,  развивающий в деятельности

Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?


Деятельностно организована работа с содержанием образования на уроке, который соответствует приоритетам ФГОС:


- На этапе актуализации актуализация опорных знаний проводилась синтаксическая пятиминутка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ, уметь находить грамматическую основу предложения, решать орфографические задачи;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Метод:  практический

  1. Списать предложения с доски.

Наступила осень. На золотом фон.. пожелтевш.. листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х..лодную землю. Они медленно ш..уршат (под)ногами. Я люблю раннюю осень!

  1.  Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ
  2. Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения
  3. Решить орфографические задачи.

Результат: сформированы умения давать первичную характеристику предложению, находить грамматическую основу, видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы;


- При постановке проблемы определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения - практическое задание, сходное с предыдущим.

Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся.

Форма работы: работа в парах.

Метод:  проблемно-поисковый

Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1.

1. Знание высшее богатство.

2. Книга лучший дар дружбы.

3. Узда для языка голова.

Постарайтесь определить грамматическую основу предложения.

Определение какого члена предложения вызывает трудности?

Какие интонационные особенности возникали при прочтении?

Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и сказуемым?

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.


- При изучении нового материала определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым

Методы: поисковый

Форма работы: работа в парах

Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала из карточки №1.  Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы.

Выполнение проверочного теста с самопроверкой и взаимопроверкой



1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым  ставится тире

А) Осенняя пора прекрасна!

Б) Осень пора грибов

В) Осенние пейзажи радуют душу.

Г) В чистом воздухе витают осенние запахи.


2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) мчатся по небу хмурые тучи

Б) Люблю дымок спаленной жнивы.

В) Птицы жители леса.

Г) Луг и озеро окутал густой туман.


3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

А) Мой отец капитан дальнего плаванья.

Б) Сказка мечта человека о прекрасном.

В) Моя мама шьет одежду.

Г) Октябрь второй месяц осени.

Результат: определены степень выражения грамматической основы предложения и случай постановки тире между подлежащим и сказуемым

продолжено обучение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме


- При закреплении материала определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей .

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: фронтальная

Метод: практический

Комментированное выполнение упражнения № 235

Результат: построено предметное действие в соответствии с алгоритмом.

Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО?

Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы

- поощрение учеников задавать вопросы, комментировать, вовлечение их в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия

- использование  фронтальных вопросов

-в равной  мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам

-соответствие вопросов  уровню интеллектуального развития учащихся в классе

Для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока  использовались следующие приемы:

- поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль

-КОНОП (контрольный опрос на определенную тему)

-подведение итогов урока

Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:

--обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся

-учителем не вносятся исправления и свое мнение

-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывание их товарищей по поводу расхождений во мнении

-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно

-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении

Использование данных приемов способствует формированию регулятивных УУД:

-целеполагание

-планирование

-контроль

-коррекция

-оценка

познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-рефлексия способов и условий действия, контроли оценка процесса и результатов деятельности

-определение основной и второстепенной информации

-постановка и формулирование проблемы

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

-построение логической цепи рассуждений

-выдвижение гипотез и их обоснование

коммуникативных УУД:

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-управление поведением партнера -контроль, коррекция, оценка действий партнера

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка


Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям

ФГОС ООО?

Для оценивания результатов учебной деятельности проводилась рефлексия


Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

оценить значимость учебных действий для самого себя..

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: индивидуальная

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности проводится с помощью карточки №2



Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял, что…


При подведении итогов урока определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

получить информацию о результатах деятельности на уроке

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать  навыки самооценки,

определить уровень достижения поставленных задач в течение урока,

формировать адекватную самооценку у обучающихся;

обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

 Какую задачу поставили на уроке?

Кому было легко выполнить задание?

Что вам помогало?

У кого возникли трудности?

Чем будем заниматься на следующем уроке?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений

Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: соотнесены цели урока и результаты работы;




Предварительный просмотр:

Лист диагностики и анализ урока (с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)

Дата ___________    Класс ________   Учащихся в классе _______ На уроке _______

ФИО учителя ____________________________________  Предмет _________________________

Тема урока __________________________________________________________________________

Каков вклад урока в целом в  образовательные достижения учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО?

Какие образовательные изменения в учащихся порождал (активизировал) урок?

- предметные

-метапредметные

-личностные

(знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение = последействие урока)

Какова цель урока?

Чья цель:

учителя и учеников?

Что цель урока предусматривала?  

Понятна ли она  учителю и ученикам?

Можно ли измерить  заключенный в ней результат?

Отражает ли он требования ФГОС ООО?

Соответствует ли реальный результат урока его цели?

Соответствует ли схема построения урока его цели и приоритетам ФГОС ООО?

Оцените схему построения урока по вопросам:

  • Обращается ли учитель к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения?
  • Какова формула вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам (репродуктивная/личностно-ориентированная/побуждающая к деятельности)
  • Используется ли дискуссия как метод преподнесения знаний?
  • Какой вид диалога (подводящий/побуждающий) использует учитель?
  • Использует ли учитель приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях? Насколько они эффективны?

Сделайте вывод: это урок репродуктивный, просветительский или развивающий в деятельности.

Удачно ли подобрано содержание урока для достижения цели?

Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС ООО?

Содержание урока – это необходимая информация или средство образовательных достижений ученика?

Как организована работа с содержанием образования на уроке: репродуктивно или деятельностно?

Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приоритетам ФГОС ООО?

Какие приёмы использовал учитель для реализации системно-деятельностного подхода?

- Поощрял ли учитель учеников задавать вопросы, комментировать, вовлекал ли в дискуссию по выработке способа выполнения учебного действия?

- Ограничивался ли частными предметными действиями или создавал условия для их обобщения?

- Задавал ли фронтальные вопросы, или они имели личностную адресность?

- Какие приёмы/формы организации деятельности использовал учитель для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока?

- Какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?

- Учитывал ли учитель особенности гендерного поведения учеников? В равной ли мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам?

- Какой методический инструментарий учитель использовал для развития личностного потенциала учеников?

- Включались ли в учебную деятельность ученики с низкой мотивацией? Какие использовались приёмы для этого?

Их эффективность для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД.

- Соответствовали ли вопросы  учителя уровню интеллектуального / общего развития учащихся в классе?

- Проводил ли учитель предварительную диагностику уровня готовности учеников к решению формулируемых на уроке учебных задач и проблем? Какие приёмы использовались для этого?

Сформулируйте рекомендации учителю по коррекции арсенала методических приемов.

Соответствуют ли способы оценивания результатов учебной деятельности учеников требованиям

ФГОС ООО?

Какие системы, приемы, способы оценивания применены?

Оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание? По видам и уровням достижений? Дифференцированно? Многобалльно, с помощью рейтинга и т.п. Какова педагогическая целесообразность примененных приемов?

 Подпись учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот истинно велик! Пьер Гренгор

Слайд 2

Самоанализ урока дает возможность : - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Слайд 3

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Слайд 4

Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Слайд 5

Виды УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Слайд 6

Личностные УУД Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Слайд 7

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Слайд 8

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу ляция

Слайд 9

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Слайд 10

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности введения ФГОС ООО по русскому языку

В 2012 – 1013 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Введение ФГОС на уроках английского языка в 5 классах.

Представленная работа основана на положениях нового ФГОС и предназначена для реализации нового ФГОС на уроках английского языка в 5 классах....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2016 по 2020 учебные годы по повышению профессионального уровня «Введение ФГОС на уроках английского языка»

Индивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития. Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслит...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

«Работа с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС на уроках татарского языка и литературного чтения».

       Основной  задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не, только специальных, но и общих. Поэ...