5 класс Контрольные диктанты по теме "Синтаксис"
тест (русский язык, 5 класс) по теме
Подборка диктантов по теме "Синтаксис"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_diktant_po_teme_sintaksis.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант по теме :
«Синтаксис и пунктуация»
Вариант 1
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
- Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. –
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Контрольный диктант по теме :
«Синтаксис и пунктуация»
Вариант 2
О пословицах
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Грамматическое задание:
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Разобрать по составу слова:
1 вар – поговорка
2 вар. - выдумка
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
ХОЧЕШЬ СТАТЬ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ПТИЦ?
Если я захочу, птицы сами прилетят ко мне.
Нет, я не волшебник. Я не шепчу заклинаний, и у меня нет волшебной палочки, но зато есть волшебная полочка.
На вид она совсем проста: фанерка с деревянными бортиками.
Чтобы прилетели птицы, нужно на полочку насыпать крупы и хлебных крошек и выставить её за окно.
Полочка сразу станет волшебной, и на неё прилетят голуби и воробьи. К вам наведаются и синицы, если укрепить на полочке кусочек сала. Положите на полочку горсть рябины, и сразу её будут клевать снегири. Сделайте доброе для пернатых!
(89 слов)
- Выбрать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.
- Выписать 3 слова с безударным гласным в корне слова, обозначить орфограмму.
Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки»
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?
Выпал первый снег. И все кругом стало белым. Деревья, земля, крыши – все белое.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вышла она на крыльцо. Вдруг видит в снегу на ступеньках следы.
– Что за зверек тут ходит? – подумала девочка.
Бросила Катя на крыльцо котлетку и убежала. День прошел, ночь прошла. Проснулась Катя утром – и скорей на крыльцо. Котлетка цела! А следов стало еще больше. Бросила Катя косточку из супа. Утром смотрит – зверек косточки не трогал. Может быть, это зайчик? Тогда Катя почистила красную морковку и оставила ее на крыльце. Утром глядит, а морковки нет. Зверек приходил и всю морковку съел. Что это за зверек?
(По Е.Чарушину)
Грамматические задания
I вариант
1) Найдите и выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, подчеркните грамматическую основу.
2) Найдите и выпишите односоставное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью согласование.
II вариант
1) Найдите и выпишите одно сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
2) Найдите и выпишите безличное предложение.
3) Выпишите словосочетание со связью управление.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502007
Соловей.
У самого домика каждый вечер громко поёт соловей.
Поющего соловья трудно увидеть. Он прячется в густых кустах вблизи своего гнезда и при малейшем шорохе затихает. Наш соловей так привык к людям и человеческим голосам, что шума почти не боится. Иногда мы близко подходим к покрытому росой пышному кусту черёмухи, и Саша мне шепчет на ухо:
-Вот он, дедушка, смотри!
Взявшись за руки, мы долго слушаем и сморим на маленького певца. Соловей – очень маленькая, неприметная птичка. Но в пении соловья такая радость и такая сила!
Громкое пение соловья иногда будит нас ночью. Мы просыпаемся у открытого окна и, улыбнувшись, ещё крепче засыпаем.
( И.Соколов- Микитов)
Грамматические задания.
- Из предпоследнего предложения выписать словосочетания.
- Синтаксический разбор первого предложения.
- Найти сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы.
Текст из книги Е.И.Никитиной «Уроки русского языка в 5 классе»
Заячьи лапы.
Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.
В августе ходил дед охотиться, попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.
Дед пошел дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешел в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выскочил заяц с рваным ухом Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.
Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнес домой и вылечил.
(По К.Паустовскому)
Грамматические задания.
- Выписать все словосочетания из первого предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.
- Начертить схему предложения с прямой речью.
- Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.
- Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Текст из книги Е.А.Влодавской «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Глагол"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Глагол"...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Морфемика"
Контрольные диктанты по теме "Морфемика". 5 класс...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Фонетика"
Контрольные диктанты по теме "Фонетика" 5 класс...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Лексика"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Лексика"...
5 класс Контрольные диктанты по теме "Имя прилагательное"
5 класс. Имя прилагательное. Контрольные диктанты...
5 класс Контрольные диктанты по теме "Имя существительное"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Имя существительное"...
5 класс. Контрольный диктант за 1 четверть (уч. под ред. Н.М. Шанского).
5 класс. Контрольный диктант за 1 четверть. Начало зимыКонтрольный диктант направлен на выявление уровня развития умений выбора условий для ...