5 класс. Контрольные диктанты по теме "Морфемика"
тест (русский язык, 5 класс) по теме
Контрольные диктанты по теме "Морфемика". 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_diktant_morfemika.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Вариант 1
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)
(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)
- По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
- Разобрать по составу слова:
1 вариант Набегают, крупные, дождинки
2 вариант Затихает, туманная, порыв
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Контрольный диктант (№4)
по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».
Охраняйте леса!
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)
Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:
- По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
- Разобрать по составу слова:
1 вариант лесовод, бросают, десятки
2 вариант лесорубы, отводит, посадками
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.
Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.
В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.
Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.
(120 слов)
Задания к тексту:
1) 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, - рос-. Графически объясните выбор гласной.
2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.
2) 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1059------5---q---q------.html
Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.
Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 - 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.
(113 слов)
Задания к тексту:
1) Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
2) 1-й вариант: найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.
2-й вариант: найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1060------5---q---q-----.html
Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.
Вдруг легкий шорох привлек мое внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверек с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.
Зимой горностай очень красив. Он весь белый, черные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от черных кончиков.
Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живет в густой траве вдоль ручьев. Нет от него спасенья полевкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.
(По А. Тамбиеву)
(127 слов)
Задания к тексту:
1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о,е после шипящих в корне". Объясните выбор написания.
2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.
3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1061------5---q---q--------.html
РЯБИНА
Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.
Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.
(По А. Смирнову)
(114 слов)
Задания к тексту:
1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
2. Найдите слова с орфограммой "Буквы и, ы псоле ц". Объясните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.
3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.
http://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115---5-/1067------5---q---q-.html
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. С вечера по разбитой дороге пробежала поземка, которая переросла в настоящую метель.
К утру здесь все изменилось. Язычки метели не били уже по стеклам домов. Ветер поменял направление и свернул с севера на юг. С юга пришло тепло, и снег стал искристый, мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг белым ковром лежал снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже теплым. И тут увидел я первых грачей.
Грачи – первые вестники весны. Они были очень черными среди белого снега и казались большими и тяжелыми. Их появление означало, что в среднюю полосу России пришла весна.
Грамматические задания.
1. Подчеркните члены предложения и укажите части речи
1 вар.: Вокруг белым ковром…
2 вар.: К утру здесь всё изменилось.
2. Разберите по составу:
1 вар.: позёмка.
2 вар.: вестники.
Легко ли вырастить дуб?
Ещё в раннем детстве моём я любил ходить в лес, где росли старые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая2 земляника. Осенью я собирал под дубами красивые крепкие жёлуди1.
Когда-то дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав теперь осталось очень мало.
Вырастить дуб нелегко. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгие годы. Выросшие из желудей маленькие дубки медленно поднимаются над землёю. Нужна не одна человеческая2 жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.
( По И. Соколову – Микитову)
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть - видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики .
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс Контрольные диктанты по теме "Синтаксис"
Подборка диктантов по теме "Синтаксис"...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Глагол"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Глагол"...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Фонетика"
Контрольные диктанты по теме "Фонетика" 5 класс...
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Лексика"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Лексика"...
5 класс Контрольные диктанты по теме "Имя прилагательное"
5 класс. Имя прилагательное. Контрольные диктанты...
5 класс Контрольные диктанты по теме "Имя существительное"
5 класс. Контрольные диктанты по теме "Имя существительное"...
5 класс. Контрольный диктант за 1 четверть (уч. под ред. Н.М. Шанского).
5 класс. Контрольный диктант за 1 четверть. Начало зимыКонтрольный диктант направлен на выявление уровня развития умений выбора условий для ...