Воспитываем «чувство жанра». Интегрированный урок по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Полянских Нина Николаевна

       Рассказ К. Г. Паустовского «Снег» рекомендован программой для внеклассно­го прочтения в VIII классе. Учащиеся уже познакомились с рассказами писателя «Те­леграмма», «Белая радуга», «Дождливый рассвет», читали произведения «малого» жанра Тургенева, Толстого, Чехова, Буни­на, Куприна.

     Рассмотрение художественного текста с точки зрения жанра способно, на наш взгляд, вызвать у юного читателя целост­ное представление о произведении, создан­ном «по законам» жанра, помочь читателю проникнуть в потаенные уголки авторского замысла, насладиться красотой языка.

     Рассказ «Снег» — классический образец «малого» жанра. Работа над этим произве­дением на уроке строилась сообразно жанровым особенностям рассказа и вклю­чала использование традиционных и поиск новых приемов анализа текста на ли­тературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось восприятие рас­сказа детьми, выявлялись наиболее суще­ственные признаки произведения, способ­ные обострить внимание школьников к художественному слову, чтению, творчест­ву писателя.

     Подобную работу можно провести на интегрированном уроке (русский язык и литература) в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_chuvstvo_zhanra._urok.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Воспитываем «чувство жанра».

 Интегрированный урок по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» в 8 класс

       Рассказ К. Г. Паустовского «Снег» рекомендован программой для внеклассного прочтения в VIII классе. Учащиеся уже познакомились с рассказами писателя «Телеграмма», «Белая радуга», «Дождливый рассвет», читали произведения «малого» жанра Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна.

     Рассмотрение художественного текста с точки зрения жанра способно, на наш взгляд, вызвать у юного читателя целостное представление о произведении, созданном «по законам» жанра, помочь читателю проникнуть в потаенные уголки авторского замысла, насладиться красотой языка.

     Рассказ «Снег» — классический образец «малого» жанра. Работа над этим произведением на уроке строилась сообразно жанровым особенностям рассказа и включала использование традиционных и поиск новых приемов анализа текста на литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось восприятие рассказа детьми, выявлялись наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание школьников к художественному слову, чтению, творчеству писателя.

     Подобную работу можно провести на интегрированном уроке (русский язык и литература) в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание подумать над следующими вопросами:

  1. Почему рассказ имеет такой краткий заголовок? Сопоставьте его с заголовками других произведений Паустовского.
  2. Сколько событий изображено в произведении? Сколько персонажей в рассказе?
  3. С какими другими жанрами «малой» прозы можно сравнить рассказ?
  4. Почему рассказ называется «Снег»?

     Урок начинаем с выявления первичного восприятия рассказа («ступень восторга» — по Белинскому):

  1. Понравился ли рассказ?
  2. Каково ваше отношение к его героям?
  3. Какие    чувства    вызвали    у    вас    картины природы?
  4. Как вы относитесь к финалу рассказа?

     Рассказ понравился школьникам своей лиричностью, задушевностью. Многие отмечали «простоту» этого произведения: рассказ интересен, читается легко, быстро запоминается его сюжет, герои, даже детали в описании обстановки, окружающей персонажей. Восьмиклассники отметили особенности рассказа: нет отрицательных героев; каждое из действующих лиц, обладая цельным, законченным характером, вписывается в единую картину, созданную поэтическим воображением писателя. У многих рассказ вызвал чувство грусти, но вместе с тем и радости за судьбу героев. Учащиеся сравнили рассказ с акварелью: краски в нем неяркие, неброские, «задушевные», звуки тихие, как медленное кружение снежных хлопьев, как отдаленное бренчание пустых ведер у проруби, как мягкие шаги кота Архипа по половицам... Ребята отмечали, что рассказ рождает светлые чувства, он словно пронизан этим светом, исходящим от только что выпавшего снега, от горящих на рояле свечей. Да и сами герои будто излучают этот свет.

     Финал рассказа детям показался неожиданным, возникло много «почему?», они недоумевали: как совместить «красивое», «романтическое» письмо Потапова с восклицанием Татьяны Петровны: «Боже мой, я никогда не была в Крыму! Никогда!»? Почему рассказ открывается смертью старика Потапова, а завершается счастливым смехом героини? Словом, рассказ Паустовского вызвал у школьников самое искреннее желание «разобраться» во всех «тайнах»  произведения, занимающего всего восемь страничек.

     Стадия анализа («истинное наслаждение» — по Белинскому) предполагала внимательное прочтение рассказа, но без нарочитой фиксации его жанровых особенностей, которая могла бы лишить его эпической цельности и поэтического очарования.

Определяя тему и намечая идею произведения, говорим, что рассказ «Снег» — о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки грозным ее обстоятельствам, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье, потому что писатель был убежден: маленького счастья не бывает, как не бывает маленькой любви. Это рассказ о достойных людях, вынесших на своих плечах военное лихо, сохранивших в душе своей тихий свет родных окон в далеких заснеженных русских городах.

     Читаем первые строки рассказа:

     Старик Потапов умер через месяц после того, как Татьяна Петровна поселилась у него в доме. Татьяна Петровна осталась одна с дочерью Варей и старухой нянькой.

     — Всего два предложения, а сколько чувств и вопросов рождает это начало! Паустовский сказал однажды: «Смерть — вещь необратимая, и излечиваются от нее только любовью». Может быть, в этом и состоит идея рассказа «Снег»? Подумайте, почему так лаконична экспозиция произведения. Создает ли она в вашем представлении картину человеческой жизни, какие рождает ассоциации?

     Ребята отмечали, что в двух предложениях Паустовский запечатлевает большой отрезок жизни героев, намечает их характеры, приоткрывает тайны их судеб: героиня с дочкой поселилась в доме старика Потапова, который вскоре умирает; «осталась одна» — но ведь рядом Варя, нянька. Почему «одна»?

     С первых строк рассказа мы почувствовали внутреннее одиночество героини. Всего два предложения — а перед нами целый мир, в котором смерть и одиночество человека; мы узнаем имена героев. Экспозиция формирует «рассказовую тенденцию» — кратко, без излишних деталей, вовлекает читателя в мир «малого» жанра. В этом отношении автор рассказа сопоставим с поэтом: он концентрирует материал, «сжимает» его, отбирает лишь самое необходимое.

     Начало действия рассказа сконцентрировано в четырех эпизодах: описания дома (образ дома), осеннего пейзажа, размышлений героини и начала зимы. Понаблюдаем, как меняется настроение героини. Что помогает его передать?

     Маленький дом - всего в три комнаты - стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка.

     В одном предложении — целый образ. Уточнение — «всего в три комнаты» и ряд однородных обстоятельств места довершает этот образ, позволяет зрительно представить окраину провинциального городка, пригорок, холодную реку.

     - Какие чувства вызывает у вас осенний пейзаж?

     - Грусти, какой-то щемящей печали и даже безысходности.

     - Облетевший сад, «березовая роща», крики галок «над голыми вершинами», накликающие ненастье, — эти детали точно передают состояние внутреннего одиночества героини.

     - Верно. Вы заметили, что Паустовский прибегает к словам с уменьшительными суффиксами? В этих словах неявно выраженное неприятие Татьяной Петровной, столичной жительницей, провинциальной глуши, заброшенности, безысходности. Найдите эпитеты к этим словам.

     - Писатель к этим словам подбирает оценочные эпитеты: «пустынный городок», «домишки со скрипучими калитками», да еще «глухие вечера», огонь керосиновой лампы...

     - Действительно, перед нами не просто забытый богом уголок русской земли; перо автора убедительно выписывает приметы военного времени: нет электричества, городок обезлюдел — многие ушли на фронт, потому-то так гулок привычный когда-то скрип калиток! Татьяна Петровна корит себя, что уехала из Москвы, бросив театр, друзей, весь уклад привычной жизни: «Боже мой, какая я дура!»

     —        Когда Татьяна Петровна начинает обретать какое-то душевное равновесие? С
чем это связано?

     —        Когда она стала выступать в лазаретах (небольших военных больницах). Героиня начинает чувствовать себя нужной этому «пустынному городку».

     —        Как меняется отношение Татьяны Петровны к городу? Как мы узнаем об этом и какую роль играет зимний пейзаж?

     —        «Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила
его снегом», — так скупо Паустовский
описывает состояние героини. Олицетворение «пришла зима и завалила его снегом» не отличается особой яркостью, оно, пожалуй, по- бытовому просто, но образ получается емким и убедительным.

     —        Эпитеты «мягкие, серые дни», «зеленая вода» незамерзающей реки словно усиливают ощущение тишины, которая начинает проникать в душу героини,
принося ей душевный покой.

     В центре рассказа — короткий эпизод из жизни героини, столичной актрисы, ветром войны заброшенной с ребенком в маленький городок. Но автор насыщает повествование отступлениями в прошлое героев, расширяя рамки рассказа, создавая у читателя панорамный образ человеческой жизни. Какие детали описания позволяют нам заглянуть в прошлую жизнь семьи Потаповых?

     —        Расстроенный рояль, пожелтевшие фотографии с неуклюжими броненосцами береговой обороны, стол «с выцветшим...сукном», «модель крейсера», на котором
служил корабельным механиком старший Потапов.

     —        Татьяна Петровна мучительно думает, вглядываясь в фотографию молодого Потапова, что «она где-то его встречала, но очень давно, еще до своего неудачного
замужества». А помните эпилог рассказа? В письме Потапова мы находим отзвук
этих мыслей: «
Я вспомнил, конечно, где мы встречались». Паустовский использует
прием «
зеркального» отражения мыслей и поступков героев, который помогает писателю углубить их характеры, придать повествованию объемность и законченность.

      «Пейзаж очищает человека во всех его проявлениях», — говорил Паустовский. В рассказе «Снег» самые значительные моменты жизни героев происходят на фоне жизни природы, что дополняет, углубляет их образы.

     Получая частые письма Потапова, адресованные отцу, Татьяна Петровна складывает их на письменном столе... Понаблюдайте, как детали пейзажа помогают нам представить готовность героини откликнуться на светлые чувства чужого человека.

     —        Она неожиданно просыпается ночью. «Снега тускло светили в окна»...

     —        Удивительный образ находит писатель — множественное число существительного снег помогает создать особую его поэтичность. Наречный эпитет тускло на первый взгляд не сообразуется с глаголом светили. Как вы понимаете слово тускло?

     - Тускло — значит «мутно, непрозрачно», так часто говорят о грязном стекле.

     -Тусклый может быть, например, лак на старинной картине, т. е. «матовый, неблестящий».

     - Тускло — это «слабо, неярко», так характеризуют приглушенный свет.

     - В переносном значении тусклый — «безжизненный, невыразительный», например тусклый взгляд.

     - Да, это слово многозначно; кажущаяся простота рассказа скрывает в себе высокую требовательность автора к языковым подробностям описания. Паустовский пишет об обыденном и привычном, но о том, что мы порой не умеем видеть. Эпитет тускло, сочетаясь с глаголом светить, дорисовывает образ тихо, неярко мерцающих снегов. Найдите другие детали, усиливающие этот образ.

     —        Стоя у окна, Татьяна Петровна видит, как «с дерева беззвучно сорвалась
птица» (словно созревшее яблоко упало!), как снег после нее «долго сыпал белой
пылью, запорошил стекла»..

     —        Верно, тихое сияние снега сообразуется с удивительной тишиной в доме и за
окнами. В душу героини входят эта тишина, умиротворенность, разлитые в природе. И дальше; неяркий свет свечи, долгий взгляд героини на «язычок огня», осторожное движение руки к пачке писем; «оглянувшись», Татьяна Петровна «начала читать». В одном предложении  свет, цвет, тишина одухотворены сердечным порывом героини.

     - Значительный эпизод, раздвигающий рамки сюжетного повествования, — письма Потапова домой, отцу. Какие отношения существовали между отцом и сыном?

     - Добрые, доверительные. Молодой офицер тепло обращается к отцу: «милый мой старик»; заботится о его здоровье: «не волнуйся», «не кури папиросу за папиросой», «Я часто вспоминаю тебя, папа»...

     - Только ли родственные чувства диктуют Потапову эти нежные и проникновенные слова?

     - Не только. Отец и сын — люди одной профессии, одного призвания — оба моряки. Сын пишет письмо с фронта...

     - Верно, это письмо из госпиталя, где после ранения лечился Потапов. Он побывал в боях, видел смерть, терял друзей. Отец для него теперь не просто родной человек, но и задушевный слушатель, близкий друг. Вот почему так трогательны и нежны слова сына.

Рассказ «Снег» был написан в самый разгар жестокой войны, в 1943 году. Почему же в письме Потапова с фронта почти нет деталей военного быта? О чем он вспоминает?

     - Все письмо Потапова дышит воспоминанием о доме, о маленьком городке, где остался бесконечно родной человек, о расчищенной от снега дорожке, ведущей к беседке, о кустах сирени в пушистом инее...

     - Герою памятен запах «березового дыма» от домашних печей...

     - Наконец-то настроенный рояль, витые свечи в подсвечниках...

     - Ноты увертюры к «Пиковой даме» и романса «Для берегов отчизны дальней...».

     - Герой сокрушается, что не успел починить колокольчик у дверей.

     - Он помнит освежающую прелесть колодезной воды из кувшина...

     - Замечательно! «Без подробностей вещь не живет», — любил повторять писатель.    

     - Каждый предмет, каждая деталь в письме героя — это не просто примета довоенной мирной жизни, но и зримая картина жизни будущей. Принцип «зеркальности» снова возьмет в плен воображение читателя: прочитав письмо, Татьяна Петровна все так и устроит, как мечтает Потапов.

     - Понаблюдайте за синтаксическим построением предложений в письме. Подумайте, почему в нем так много восклицаний, риторических вопросов, обращений, междометий в начале фразы.

     - Потапов взволнован, его переполняют чувства к отцу.

     - А случайно ли упоминание Паустовского о музыке, о романсе на слова Пушкина?

     - Нет, конечно, не случайно. «Мы — потомки Пушкина, и с нас за это спросится», — это известные слова Паустовского. Пушкин — наша национальная гордость, мерило духовных ценностей. И воспоминания о родном доме связаны и с его именем.

     - У Константина Симонова есть пронзительные строки о родине, к мыслям о которой человек обращается в самые драматические и волнующие минуты своей жизни.

...Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском.

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

     —        И молодой Потапов «в самые страшные минуты боя» вспоминал и защищал   этот   «маленький   и   самый   милый» уголок: отца, сад, вихрастых мальчишек, «березовые рощи за рекой» и «даже кота Архипа»...Музыка еще зазвучит в этом рассказе, но не в воспоминаниях героя, а наяву. А пока проследите за поведением героини в момент приготовления дома к встрече с Потаповым. Сопоставьте этот эпизод с поведением героини в начале рассказа.

     —        Татьяна Петровна преобразилась. Если в начале рассказа мы видим ее уныние, тоску и сожаление о московской суете, тяготение скукой «пустынного городка», то теперь перед нами «румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами» молодая женщина.

     - Да, теперь писатель насыщает описание глаголами, но они не создают впечатления спешки, суеты, резкости порывов. Писатель остается верен тихой тональности повествования. Найдите эти глаголы и посмотрите: они передают сосредоточенность героини на главном — воспроизвести детали интерьера дома, запечатленные довоенной памятью Потапова: Татьяна Петровна «исправила колокольчик», «привела из города старика настройщика», осторожно заглянула во все ящики стола», «нашла пачку витых толстых свечей», «вставила их в подсвечники», «зажгла свечи», «села к роялю», потом «перестала играть», «погасила свечи»... Подумайте, как можно определить поведение Татьяны Петровны в этот момент?

     - «Репетиция» предстоящей встречи...

     - «Увертюра» волнующего свидания...

     - Одна ли Татьяна Петровна готовится к этой встрече? Кто разделяет ее сопричастность чужой тайне?

     - Дочь Татьяны Петровны; она персонаж эпизодический в системе образов рассказа, но никак не второстепенный в жизни ее матери.

     —        Посвящает ли мать Варю в эти приготовления?

     - Нет, во всяком случае Паустовский не говорит нам об этом. Татьяна Петровна попросила Варю расчистить дорожку к беседке. Так и представляешь это юное создание у старых поседевших деревянных колонок, и видишь, как все начинает преображаться под детской рукой.

     - Очень хорошо. Всмотритесь внимательно в описание всех этих приготовлений. Здесь не только тишина и несуетность поведения героев, но и тот сияющий свет, который согревает и нас, читателей. Видишь этот свет свечей, ощущаешь «сладкий» их дым. Не случайна ассоциация   с   новогодней   елкой    —    семейным праздником, какой-то еще более глубокой тайной, которая ждет нас впереди...

     —        Интересная деталь: Варе Татьяна Петровна меньше всего кажется взрослой: «Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце».

     - Тонкое наблюдение! Татьяна Петровна в восприятии своей дочери — Золушка, ожидающая... принца.

     - Вторая часть рассказа — «воплощение» письма Потапова. Однако весть о смерти отца, услышанная из уст начальника станции, словно разрушает наши читательские ожидания: Потапов собирается обратным поездом вернуться на фронт. Вы заметили, как замедляется повествование? Почему, приняв решение уехать на фронт, Потапов идет к дому, где все ему кажется чужим? Какой отклик рождает пейзаж в его душе?

     - Ноги словно сами приводят героя к родному дому. Сначала он решает «в дом не заходить, а только пройти мимо», «заглянуть в сад, постоять в старой беседке»: он думает, что в «отцовском доме живут чужие, равнодушные люди».

     —        Зимний пейзаж рождает в душе Потапова печальные и безысходные чувства. И природа словно усиливает эту печаль: над рекой «висело сизое небо», «летел редкий снежок»; «ходили галки», «темнело», «ветер... выдувал из глаз слезы». Но когда он видит, как из трубы дома, что стоит в запорошенном саду, поднимается дым, что-то меняется в нем самом и в природе.

     —        Что же?

     - В зимнюю тишину родного сада робко вплетаются живые звуки, передаваемые глаголами движения: «скрипнула калитка», «сад как бы вздрогнул», «с веток сорвался снег, зашуршал».

     - Появляются звуки, пробуждающие героя к жизни, преображаются и краски природы: «розовело небо», «подымалась луна»; бренчание пустых ведер на реке возвращает героя к реальной обстановке, в которой смерть и жизнь могут идти рядом, но победа за жизнью.

     - А потом «молодая женщина с бледным строгим лицом» взяла Потапова за руку и повела по расчищенной дорожке в дом...

     - Что мы узнаем о состоянии героя в этот момент?

      - «Судорога сжала ему горло, он не мог вздохнуть», с трудом перевел дыхание.    Но    когда    он    видит    привычную домашнюю обстановку, он понимает, что перед ним — не чужие люди: «Архип сидел на диване и зевал»; «девочка с косичками радостными глазами смотрела... на золотые нашивки на рукаве»...

     - Почему Потапова не покидает ощущение, «будто он живет в легком, но очень прочном сне»? Обратите внимание, что писатель использует контрастные эпитеты (оксюморон).

     - Наверное, он вспоминает свое недавнее письмо. Все детали нынешней обстановки дома точь-в-точь повторяют его мечты о встрече с отцом.

     - Да, это так. Герои мало говорят. Какие слова могут передать ту глубокую печаль и то отрадное удивление, которые посетили героя одновременно? Татьяна Петровна провожает Потапова на могилу отца (помните, у Пушкина: «Любовь к отеческим гробам»?).

     - В слабых отблесках туманной луны «светились березы, бросали на снег легкие тени»... И вновь этот неизбывный свет, как у Пушкина: «Мне грустно и легко: печаль моя светла...». Как у Есенина: «Тот вечерний несказанный свет»...

     - Да, смерть — это неизбежность, «и излечиваются от нее только любовью». Провожая наутро Потапова, Татьяна Петровна скажет: «Пишите. Мы теперь как родственники. Правда?» Почему родственники?

     - Татьяна Петровна получает от Потапова «письмо с дороги». Мы видим родство душ героев. В безбрежном людском море они нашли друг друга; горе Потапова и одиночество Татьяны Петровны отступают, их жизнь наполняется новым смыслом.

     —        Верно. Наступает развязка повествования. Казалось бы, все сказано и можно ставить точку. Рассказ выполнил  свое жанровое предназначение: поведал нам об одном из эпизодов жизни героев. Но под пером талантливого писателя он преображается в картину человеческой судьбы. Паустовский действительно «поднял» большой материал, чтобы выбрать для короткого рассказа «самое ценное».

     Читаю ребятам небольшой этюд Инны Гофф «Запах мокрых заборов» — воспоминание о том, какое впечатление произвел на них с подругой, тогда еще юных читателей, этот рассказ. В своем письме с фронта молодой моряк описывает крымскую Ливадию, аллею в парке и девушку с книгой. «Это были вы!» — восклицает герой рассказа.

Дочитав до этого места, мы с подругой разочарованно переглянулись, — такой конец показался нам ненатуральным, придуманным. Но это был не конец! Молодая женщина дочитала письмо, прижала его к груди и сказала счастливым голосом: «Боже, но я никогда не была в Крыму!..» И мы ахнули от радости прикосновения к истинному искусству».

 (Воспоминания о Константине Паустовском. - М., 1983.  - С. 254.)

     — Вот она — главная загадка «малого» жанра! Оставаясь лаконичным, концентрируя материал вокруг одного эпизода из жизни героя, настоящий мастер всегда удивит читателя, по образному выражению А. Н. Толстого, «элементом неожиданности» и поставит в сюжете запятую и но. (Цит. по книге: Нинов А. Сквозь тридцать
лет.  - Л., 1987.  - С. 130.)

     На завершающем этапе работы над текстом возвращаемся к вопросам,  поставленным в начале урока. Ребята отмечают такую особенность, как стремление писателя давать своим рассказам названия из одного-двух слов, выбирая при этом слова с метафорическим смыслом («Поздняя весна», «Пустая дача», «Белая радуга») или глубокой символикой («Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Снег»).

     Снег в рассказе вырастает в удивительно емкий образ — символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев.   «За окном горел, никак не мог погаснуть неяркий закат» — так завершается рассказ.

     Ребята сравнивали жанр рассказа со сказкой, притчей, легендой, стихотворением в прозе, страницей из дневника, записками, обращая внимание на то, что именно рассказ при малом его объеме заключает в себе «единство художественного события». (Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. — М., 1988. - С. 249).

     Автор стремится не к «краткости» объема как такового, а строит повествование «кратчайшим способом», сосредоточивает наше внимание на художественном событии. В рассказе «Снег» это встреча героев. Через «единство художественного события» Паустовский раскрывает читателю силу вечных законов жизни.

     Рассказ «Снег» побудил восьмиклассников к творчеству. Ребята выполнили иллюстрации к произведению, нарисовали обложку книги, сделали попытку написать сценарий кинофильма по рассказу. По их мнению, рассказ музыкален, его лирический настрой сопоставим не только с музыкой Чайковского, тема которой обозначена в повествовании, но и с музыкой Грига, Вивальди. Сдержанность, мягкость, задушевность героев и природы, звуков и красок — вот что привлекает юных читателей и делает их души отзывчивыми к художественному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Данный материал - конспект нетрадиционного урока литературы - урока суда....

Урок по рассказу К. Г.Паустовского "Телеграмма".

Методическая разработка  урока в 8 классе....

урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Задача урока: выявить роль замысла автора в создании героя, выделять значимые эпизоды из текста, воспитывать чувства доброты, чуткости, отзывчивости, внимания к своим родителям, бабушкам и дедушкам....

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Урок из разработок "Уроки нравственности"...

" Как важно вовремя успеть" Урок по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"

  Разработка урока по литературе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» для 8-9 классовТема: Проблема человеческих отношений в рассказе К. Г. Паустовского «...