конспект урока в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
конспект урока в 5 классе по русскому языку с использованием эор на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Правописание –тся и –ться в глаголах»
ФИО (полностью): | Кузнецова Ирина Анатольевна | |
Место работы : | МКОУ Уляхинская ООШ Гусь-Хрустальный район Владимирская область | |
Должность: учитель русского языка и литературы | ||
Предмет : русский язык | ||
Класс: 5 | ||
Тема и номер урока в теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах» Первый урок в теме. | ||
Базовый учебник: Т.А.Ладыженская, учебник для 5 класса. Москва, «Просвещение» 2010 г. |
- Цель и задачи урока:
Цель: развивать умение распознавать глагол, способствовать формированию у учащихся языковой компетенции (через правильное написание –тся и –ться в глаголах) как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи урока:
- обучающие: отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых ошибок в написании данной орфограммы, способствовать формированию умения применять полученные знания на практике.
-развивающие: способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и активности учащихся, развивать умение анализировать предложенный материал, способствовать совершенствованию речевой деятельности учащихся.
-воспитательные: формировать интерес и уважение к русскому языку на основе работы с текстами Э.Н.Успенского и Д.Н.Мамина-Сибиряка.
- Тип урока: урок освоения новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные компьютеры.
Структура и ход урока: представлены в таблице №1
Перечень используемых на данном уроке ЭОР: представлены в таблице №2
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на совместную деятельность и сотрудничество, ставит цель урока и его задачи. | Приветствуют учителя, слушают цель и задачи. Запись темы урока в тетради. | 1мин | |
2 3 | Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | 1.Таблица с интерактивными блоками. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1) 2. Электронный учебный модуль информацион- ного типа по теме "Правописание возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№2) | Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Учитель читает предложения: Голубым хрусталём загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце. Слово учителя: -Что общего в предложениях? В чём разница? Учитель читает из предложений словосочетания с глаголами: Венера загорается, начинает клубиться, солнце поднимается. Слово учителя: -От чего зависит написание –тся, -ться в глаголах? - Прочитаем отрывок из стихотворения Э.Н. Успенского «Окончания глаголов» в упражнении 636 стр. 251 учебника. Как вы понимаете его слова о том, что сами глаголы должны дать ответ, когда в них следует писать -тся, а когда –ться? Учитель корректирует работу учащихся, организует диалог. - Какой вопрос вы можете задать, глядя на таблицу? Используя материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму. Учитель: -Объясните, пожалуйста, опираясь на примеры в таблице, когда надо писать -ться и -тся в глаголах? -Какие глаголы называются возвратными? Вводится понятие возвратности – невозвратности глагола. -Почему в одном глаголе перед -ся пишется Ь, а в других нет? Выполните задание: вставьте пропущенный Ь, если это нужно. Проверьте себя! | Работа в тетрадях: чертят схемы. Устно отвечают на вопросы учителя. Записывают словосочетания в тетради. Работа с учебником: читают отрывок из стихотворения, отвечают на вопросы. Самостоятельно делают вывод о том, что выбор написания -тся и -ться зависит от формы глагола. Выдвигают гипотезу, рассматривая таблицу, задают вопросы. Проводят работу в парах. Дают определение возвратности глагола. (Сцена 3. Определение 2) Проверяют с помощью ЭУМ Читают текст и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в котором перед -ся пишется Ь, а два других – коричневым цветом .(Сцена2 –Правило Мойдодыра и трубочиста) Выполняют задание по таблице .(Сцена 3. Таблица) Завершают работу и получают результаты ее выполнения. | 5 мин 8 мин |
4 | Практический этап. | Электронный учебный модуль практического типа (№ 3) | Организует закрепление изученного материала, контролирует, помогает учащимся при возникновении затруднений. Учитель: -Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ. -Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! -Познакомьтесь с заданием к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ. -Всегда ли легко поставить вопрос к возвратному глаголу? Попробуйте это сделать. Покажите, что у вас получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ. -Вставьте,где нужно,мягкий знак задание к сцене 4 и выберите из списка объяснение вашим действиям. Подтвердите ответ -Выполните самостоятельно упражнение 639 на стр.252 учебника. | Знакомятся с заданиями и задают вопросы по их условиям. Выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Работают над упражнением учебника. | 15 мин |
5 | Физминутка | Учитель проводит гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение и усталость глаз на начальном этапе утомления. Это способствует положительному эмоциональному фону на уроке | Выполняют гимнастику для глаз под руководством учителя. | 1мин | |
6 | Самостоятельная работа. (Подведение итогов урока. Рефлексия по достижении цели). | Электронное задание "Мягкий знак перед -ся"(№4) | Учитель: -Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы. Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *. Подтвердите ответ. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Подводит учащихся к самостоятельным выводам, помогает сформулировать их. | Самостоятельно выполняют задания на компьютерах и получают результаты. Обобщают и делают собственные выводы. | 8 мин |
7 | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению | Информирует о домашнем задании (упр. 642), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Правописание –тся и –ться в глаголах».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
2. Правописание возвратных глаголов. -тся и -ться. 3. Правописание возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ. 4. Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" (№ 3) | Локальный автономный ресурс. Мульти- медиа. Локальный автономный ресурс. Интер- активный Локальный автономный ресурс. Интер- активный Локальный автономный ресурс. Интер- активный | 1. Таблица с интерактивными блоками Электронный учебный модуль информационного типа. Электронный учебный модуль информационного типа. Электронный тест | http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по русскому языку в 5 классе"Простые и сложные предложения"
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро...
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Конспект урока и презентация по русскому языку в 6 классе по теме: "Правописание имен существительных с шипящей на конце" для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспект урока с презентацией по русскому языку в 9 классе по теме: "Обращение"
Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....