ЕГЭ. Русский язык. Задание В 1 - 7.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание В 1
Основные способы словообразования
- Приставочный: мазать – замазать, кое-куда.
- Суффиксный: зреть – зрелище, пила – пилить.
- Бессуффиксный: синий – синь, клевать – клев. Этим способом образованы только существительные от прилагательных и глаголов; от исходного слова убираем окончание или окончание и суффикс одновременно. В наречении нет окончания!!!! При решении этого задания: определить сначала часть речи, затем подобрать самое близкое родственное слово и указать морфему.
Практикум.
Определите способ образования слов:
- побежали
- выглянула
- расслышать
- неожиданная
- отдохнувшая
- материнство
- возбужденно
- исполненная
- криком
- зелень
- океаном
Задание В 2
Морфологический анализ слова
Это задание повторяет задание А 10.
Задание В 3
Словосочетание
Согласование – прилагательное +существительное (можно изменить оба слова в СС): нежными руками, убегающая даль, мой наряд, этот плащ, первый ученик.
Управление – можно изменить второе слово в СС: летать на самолете, портрет на стене, посмотреть на него. Чаще зависимое слово – существительное или местоимение.
Примыкание
Главное слово глагол, наречие, прилагательное, причастие, деепричастие. Зависимое слово – только наречие, деепричастие или инфинитив: ( СС выделены главные слова): постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по-осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.
Задание В 4
Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
- Определенно – личные предложения: главный член в форме глагола 1 или 2 лица, ед. и мн. числа настоящего и будущего времени (местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ), например: Бывало, гляжу и думаю, прощай. Надень пальто. Едем в горы. Приготовьте борщ.
- Неопределенно – личные предложения: глагол 3 лица мн.числа настоящее, будущее и прошедшее время. Везут дрова. До первой звезды не ели.
- Безличные предложения. Никогда нет подлежащего (лица, которое производит действия): Едва светает. Дышалось легко. У меня нет друга. Стыдно слышать эти речи. Нельзя не верить близкому. На улице свежеет. В полдень пригревало. Всем не терпелось увидеть гостя. Грустно думать о твоем будущем. В уши много было ей нашептано. Мне хорошо. В доме тихо.
Задание В 5
Осложненное простое предложение
На обособление влияет:
1 Порядок слов в предложении: Дом, стоящий на берегу, был тих. Его жена, Настасья, толстая и грязная судомойка, громко говорила.
2. Наличие личного местоимения: Растерянный, изможденный, он стоял тихо. Он, охотник, знал многие тайны леса.
3. Наличие или отсутствие зависимых слов: Яблоки, сбиваемые ветром, падали на землю.
4. Наличие предлогов: несмотря на, благодаря: Немку, несмотря на ее полную безобидность, прислуга не любит.
5. Уточняющее значение какого-либо второстепенного члена по отношению к другому: Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, сидел парень.
6. Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством, Николка вынул одну конфетку из банки, подал ее мальчику.
Приложение.
Приложение может обозначать:
- профессию: летчик-испытатель
- национальность: проводник-индус
- должность: учитель Смирнов
- собственные имена предметов неодушевленных: река Амур, город Москва.
- качества предметов: весна-красавица
- возраст: возница-старик.
Роман «Война и мир».
Приложения обособляем:
- Если распространенное приложение выражено нарицательными именами существительными с зависимыми словами: Барыня, помещица того самого села, узнала о правде.
- Нарицательные существительные: Это был Мопс, сторожевой пес сторожа, лаявший на всех.
- Собственное имя: Отец говорил с матерью Нади, Ниной Ивановной.
- Если относятся к личному местоимению: Первый номер достался ему, вечному любимцу счастья.
- Со словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ: У меня был друг, хороший друг, Егор по имени.
- Если есть оттенок причинности и союз КАК: Прекрасный рассказчик, Чехов увлекал слушателей мгновенно. Как истинный француз, в кармане он носил куплеты песни.
Вместо тире может стоять и ТИРЕ при обособленных членах.
- Если перед приложением можно вставить слова А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ: Наемный двор – громадное место.
- Приложения с пояснительным характером: Старая шуба – большой полушубок – крепко выручила меня.
- Внести ясность: В полку собрались казахи, русские, уйгуры – выходцы из Китая.
Самое главное – смотри тире и кавычки!!!!
Задание В 6
Сложное предложение. Виды сложного предложения.
- Последовательное подчинение
- Параллельное подчинение
- Однородное подчинение
Последовательное: Это была книга (какая?), о которой я мечтал, (когда?) когда был совсем ребенком. Вопросы ставим от одного предложения к другому последовательно.
Параллельное: Когда погасли вспышки молнии, (когда?) мы увидели, (что?) как полыхает огромный дуб.
Однородное: Разведчики знали, что путь будет трудным, что они устанут. Мы живем, пока творим, пока радуемся жизни.
Итак, чтобы правильно выполнить задание:
- Найдем СП (оно большое по объему).
- Выделяем в нем главное предложение и задаем вопросы к придаточным:
- если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение.
- если разные вопросы от главного – параллельное.
- если вопросы от каждого предыдущего к последующему, то это последовательное.
Задание В 7
Средства связи предложений в тексте.
Запомни, что текст нужно читать внимательно. Выучи средства связи предложений в тексте (их мало!):
- указательное местоимение
- лексический повтор
- синоним или контекстные синонимы
- антоним или контекстные антонимы
- союз (подчинительный или сочинительный)
- местоименное наречие места
- личное местоимение
- частица + лексический повтор
- однокоренные слова
- синтаксический параллелизм
- вводные слова
Смотри задание А 11.
Задание В 8
см. распечатку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология
Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...