ЕГЭ. Русский язык. Задание А 22 - 23.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Правила выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_a_22.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание А 22

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения)

  1. Если однородные члены соединены парными союзами Как…так, не только…но и, не так…кАк или двойными союзами если не….то, хотя…но. Запятую ставим перед второй частью союза.
  2. Внимание! Допускают ошибки чаще всего: Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин и для грузовиков, и для телег. Русский дух ощущается (в чем?) (в юморе и иронии), в (силе чувств и лиризме), (в пафосе всей поэмы и в характерах героев).

Задание А 23

Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)

Двоеточие ставим:

  1. если вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. Можно поставить союз А ИМЕННО
  2. Если в первой части предложения есть слова ТАК, ОДНО, ТАКОВ, ТАКОЙ.
  3. Перед прямым вопросом – Остановились и задумались: прыгать или нет?
  4. Если в первой части предложения есть глаголы Смотреть, видеть, слышать, понимать, верить, доказывать, чувствовать. Можно поставить союз ЧТО.
  5. Если в первой части есть глаголы Прислушаться, повернуться, посмотреть, оглянуться, которые предупреждают о последующем действии. Можно поставить после них слова И увидел, и услышал, и почувствовал.
  6. Если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. Можно поставить между частями предложения союз ПОТОМУ ЧТО или ТАК КАК.

Обобщающие слова

  1. Если обобщающее слово стоит ПЕРЕД однородными членами, то после него ставится двоеточие. Пример: Цветы цвели повсюду: на лугу, в поле.
  2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставим ТИРЕ: На лугу, в поле – всюду цвели ромашки.
  3. Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то ПОСЛЕ НИХ СТАВИМ ТИРЕ: Повсюду: на лугу, в поле – цвели цветы.
  4. Если между обобщающим словом и однородными членами есть слова  А ИМЕННО, НАПРИМЕР, КАК-ТО, то перед ними ставим запятую, а перед однородными членами двоеточие. Цветы цвели повсюду, а именно: на лугу, в поле.
  5. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоят вводные слова КОРОЧЕ, ГОВОРЯ, СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, то перед ними ставим тире, а после них запятую. На лугу, в поле – одним словом, цветы цвели повсюду.

Тире в БСП

  1. Если во второй части содержится указание на БЫСТРУЮ СМЕНУ СОБЫТИЙ ИЛИ НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Емеля быстро свистнул – пони скрылась в лесу.
  2. Если во второй части выражено ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Можно поставить союз А или НО. Начал дед спрашивать – никто не знает.
  3. Если вторая часть является СЛЕДСТВИЕМ или РЕЗУЛЬТАТОМ того, о чем говорится в первой части. Можно между первой и второй частью предложения вставить союз ПОТОМУ, ТОГДА. Прошумит ли пуля – валится седок с коня.
  4. Если во второй части есть СРАВНЕНИЕ. Можно поставить союз БУДТО или СЛОВНО. Запоет – зажурчит реченька, посмотрит – солнышком обогреет.
  5. Если во второй части предложения есть слова ТАК, ТАКОЙ, ТАКОВ. Пример: Сражаться до конца – таков был приказ.
  6. Если перед второй частью предложения можно поставить слово ЭТО или если оно уже есть. Пример: Такого типа пустить в расход – святое слово.
  7. Если в первой части указывается ВРЕМЯ совершения действия, о котором говорится во второй части. Можно в первую часть поставить союз КОГДА. Пример: Выглянет солнце после дождя – лес станет ярче.
  8. Если первая часть обозначает УСЛОВИЕ  совершения действия, о которой говорится во второй части. В начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ. Пример: Не понравилось работать у одного хозяина – пошел к дургому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...