ЕГЭ. Русский язык. Задание А 3.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задание А3
Морфологические нормы
(образование форм слова)
Образование форм степеней сравнения прилагательных
Начальная форма | Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
светлый | простая | составная | простая | составная |
светлее | Более (менее) светлый | светлейший | Самый светлый; светлее всех; наиболее светлый. |
Если прилагательное в составной сравнительной или превосходной степени, то оно остается в начальной форме (искл. «всех» (умнее, красивее, талантливее)
Образование форм числительных | |
Числительные | Правило и правильные варианты |
сложные | При склонении изменяем обе части (четырехсот, о нет шестисот, четырем- стам) |
составные | Изменяем каждое слово (пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью) |
дробные | Изменяем все слова, числитель как целое число, а знаменатель как прилагательное. Трех (каких?) седьмых |
Полтора и полтораста | Им.п., В.п. – полтора, полтораста. Все остальные падежи полутора, полутораста (полторы чашки, полутора стаканами) |
40, 90, 100 | Им.п., В.п. – сорок, девяносто, сто. Остальные падежи – сорока, девяноста, ста. |
Собирательные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро | Употребляем только: - с существительными муж., общего рода: трое братьев, двое сирот. - с существительными только мн.числа: трое суток, двое ножниц. - с существительными: ребята, люди, дети, лицо (в значении человек) – трое ребят. - с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро. - с названиями парных предметов: двое носков, лыж. - с названием детенышей животных: двое зайчат. ВНИМАНИЕ! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! |
Оба -обе | Оба ( обоих, обоим, обоими) употребляем только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе подруги). |
Образование форм глагола
- Запомните: форма повелительного наклонения глаголов ехать – поезжай (-те); лечь – ляг (-те);
- глагол класть употребляем только без приставки;
- глаголы с корнем –лож- - только с приставкой (положить, выложить);
- нет форм 1 лица ед.числа настоящего(будущего простого) времени глаголов (победить, убедить, очутиться, чудить). Можно использовать: могу очутиться, сумею убедить.
Образование форм местоимений
- К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) + Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, к, с, у. Пример: без Него, с Ней.
- После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, подобно начальное Н не пиши. Пример: навстречу ей, вопреки ему.
- После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимение 3-го лица без Н. Пример: старше его, лучше ее.
- Местоимение ИХ только в форме ИХ! Пример: их судьба.
Падежные окончания имен существительных
- Сущ. м.р. 2 скл. С основой на твердый согласный в род. падеже мн.ч. имеют НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ, если парные предметы: варежек, носков, чулок.
- национальность (если основа оканчивается на Р, Н): армян, болгар, но калмыков, киргизов, таджиков, узбеков, якутов)
- воинские подразделения: отряд ПАРТИЗАН, ГУСАР, но минеров, саперов.
- некоторые единицы измерения: ампер, вольт, но граммов, килограммов)
- существительные ж.р. на –ня и на –це: башня – башен, блюдец, полотенец, но поленцев, копытцев, болотцев.
- У заимст. Сущ. окончание И-Ы, если
- сущ. на ЕР-ЁР: шоферы, инженеры.
- у заимств. Сущ. неодуш. и одуш. на ТОР-СОР: инспекторы, редукторы, но директора, профессора
7. У сущ. окончание –У-Ю, если:
- вещественные сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ;
- у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами МНОГО, МАЛО: мало народУ, кусок сырУ.
8. Сущ., обозначающие название овощей и фруктов (чаще в род. Падеже, мн.ч.): лимонОВ, но яблок.
9. Сущ. ср.р. на –ЬЕ род.падеж, мн.ч. окончание –ИЙ: захолустье – захолустИЙ, но платьев, устьев, верховьев.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- полутораста книгам
- толковые инженера
- трех восьмых
- наименее удобный
- всех милее
- ящик мандаринов
- подошел к ему
- жарких пустынь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)
Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...
Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология
Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...