Приемы саморазвития на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

В данномм материале представвлены конкретные примеры приемов саморазвития на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности. Он выражается в самостоятельном изучении чего-либо и применении полученных знаний и умений на практике.

Данное определение полностью соотносится с содержанием регулятивных универсальных учебных действий, которые наравне с познавательными, коммуникативными и личностными являются «основными индикаторами грамотности, имеющей метапредметный статус»[1]. В современной жизни и в новых образовательных стандартах приоритетной становится проблема формирования человека, готового быть активным, творческим, умеющим принимать решения, реализовать свои планы. И главная цель учителя на уроке – способствовать саморазвитию личности, а значит научить детей самостоятельности, способности включаться в любую деятельность, творчески работать,  мыслить, анализировать и делать выводы.

А это невозможно, если у учащихся не будет выработана устойчивая мотивация к учению как к жизненно важному процессу, которая способствует саморазвитию личности. Поэтому одно из самых важных условий, способствующих желанию ученика учиться и саморазвиваться, - это положительная установка ребенка. Ребенку должно быть комфортно на уроке. Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть даже не большие будут оценены положительно.

На уроках русского языка я использую несколько технологий, способствующих саморазвитию учащихся: технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, групповая технология, технология проектной деятельности и технология дифференцированного обучения.

Все перечисленные выше технологии имеют общие положения и цели:

  1. повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению русского языка;
  2. учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности;
  3. сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий.
  4. развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
  5. актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
  6. вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.

Рассмотрим технологии, которые способствуют саморазвитию учащихся на уроке русского языка, а также остановимся на приемах и методах.

Технология продуктивного чтения.

Главная цель данной технологии заключается в обучении самостоятельно понимать текст.

Так, например, при чтении учебно-научного текста (теоретического материала) используются следующие приемы самостоятельной деятельности учащихся, под контролем учителя:
а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);
б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;
в) выделение ключевых слов;
г) выявление деталей текста;
д) составление на доске вопросного плана к тексту;
е) составление опорной схемы, выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

Проблемно-диалогическая технология.

Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание. Благодаря этой технологии можно научить учеников самостоятельно решать проблему. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую.[2] Мой, хоть и небольшой, педагогический опыт позволяет мне утверждать, что проблемные методы эффективнее традиционных, так как проблемная ситуация на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а самостоятельный поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.

Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками с помощью специально организованного учителем диалога. Здесь важно сформировать умение аргументировать свою точку зрения и научить принимать чужое мнение.

Групповая технология.

Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по следующей технологии: постановка проблемы, формирование микрогрупп (по 5-7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микрогруппах, представление результатов обсуждения перед всей учебной группой, продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что  все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примеры  такой работы на уроках русского языка: обсуждение текста, взятие интервью у одноклассника, анализ письменной работы партнёра, взаимоконтроль,взаимопроверка, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

Технология проектной деятельности.

Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. В практике своей работы я придерживаюсь общепринятой технологии организации проектной деятельности: определение тематики проекта, выбор темы проекта, составление индивидуального графика работы над проектом, подбор и анализ литературных источников, обсуждение хода выполнения проекта, оформление проекта, предзащита в группе, доработка проекта, защита проекта, подведение итогов проекта.

Обычно учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Так, в процессе изучения тем по русскому языку 5-6 класса были выполнены проекты: «История слова», «Крылатые слова и выражения», «Имя числительное»; в процессе изучения тем в 7-8 классе – «В мире причастий», «Словосочетание», «Односоставные предложения», «В стране вводных слов».

Самое главное, что все этапы создания проекта выполняются учеником самостоятельно. Учитель лишь направляет его.

Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской  в том, что «эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»[3].

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Работа с разноуровневыми заданиями создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в ее основе лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и интеллектуальной независимости.

Поводя итоги, можно сказать, что умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.[4]

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

 


Список использованной литературы

  1. Климук М.А.Психологическое содержание и условия развития регулятивных универсальных учебных действий. – Руза, 2012.  http://ruzaschool2.ucoz.ru/publ/reguljativnye_universalnye_uchebnye_dejstvija/1-1-0-3
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. –168 с
  3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития школьника / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.– М.,1989. – С.120    
  4. Примерные программы по учебным предметам.  Русский  язык. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.:Просвещение,2010. – 112с. – (Стандарты второго поколения). – 113 с.


[1] Примерные программы по учебным предметам.  Русский  язык. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.:Просвещение,2010. – С.7

[2] Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – С.12

[3] Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития школьника. – М.,1989. – С.120    

[4] Климук М.А. Психологическое содержание и условия развития регулятивных

универсальных учебных действий. – Руза, 2012. – С.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».

Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование приемов мнемотехники, игровых приемов и приемов психологии на уроках русского языка

Являясь учителем открытой школы, чаще всего работаю с учащими с низким уровнем базовых знаний, слабой мотивацией. Поэтому на практике применяю приемы и использую материалы, которые позволяют учащимся ...