Словосочетание
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Тема: «Словосочетание».

Цель урока:

совершенствовать навыки различия  словосочетания от предложения; выработка умения  устанавливать   смысловую  и грамматическую связь в словосочетании.

 

Ход урока

  1.  Очень – очень странный вид:
    Речка за окном горит,
    Чей-то дом хвостом виляет,
    Песик из ружья стреляет,
    Мальчик чуть не слопал мышку.

 Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Знаки препинания

Роль знаков препинания

Пунктуационные знаки завершения:
точка
вопросительный знак
восклицательный знак

Завершение предложений в тексте

 

 

  1. Виды словосочетаний по строению

Именные

Глагольные

 

  
   

1. На какое слово надо обратить внимание,  когда мы делим словосочетания на группы по строению?

2. Что мы должны знать о главном слове?

3. По какому признаку делятся словосочетания на виды?

 

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительное

Существительное + существительное

На зеркальной воде

На зелени дерев

Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.

И.Греков.

 

Виды глагольных словосочетаний

Глагол + существительное

Глагол + наречие

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

М.Исаковский.

 

  1. Физкультминутка.

 

Раз – подняться, потянуться.
          Два – согнуться, разогнуться.
          Три – в ладони три хлопка,
          головою три кивка.
          На четыре – руки шире,
          Пять – руками помахать.
          Шесть – на месте повернуться.
          Семь – притопнуть, поскакать.
          Восемь – тихо помолчать.

 

 

IV.Проверочный тест

1. Укажите именные словосочетания:

А) устный счет;
   Б) участие в соревновании;
   В) участвовать в игре;
   Г) чествовать победителя;
   Д) шел по дороге.

2. Укажите глагольные словосочетания:

А) гигантский завод;
  Б) сверкнуть на солнце;
  В) доблестный воин;
  Г) неприятный запах;
  Д) работать на поле.

3. Найдите глагольные словосочетания:

  А) ужасный ветер;
  Б) расстилаться по равнине;
  В) искусный мастер;
  Г) вершина ели;
  Д) собирать крыжовник.

 

                         Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.

  1. Итог урока:

– Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание: п. 26 выучить,     упр. 131

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация93.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Словосочетание». Цель урока: совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; выработка умения устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Слайд 2

Очень – очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку. Кот в очках читает книжку. Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: – Вот что значит запятая!

Слайд 3

Знаки препинания Роль знаков препинания Пунктуационные знаки завершения: точка вопросительный знак восклицательный знак Завершение предложений в тексте

Слайд 4

Виды словосочетаний по строению 1. На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на группы по строению? 2. Что мы должны знать о главном слове? 3. По какому признаку делятся словосочетания на виды? Именные Глагольные

Слайд 5

Виды именных словосочетаний. Прилагательное + существительное Существительное + существительное На зеркальной воде На зелени дерев Мелькает желтый лист на зелени дерев, Работу кончил серп на нивах золотистых, И покраснел уже вдали ковер лугов, И зрелые плоды висят в садах тенистых. И.Греков .

Слайд 6

Виды глагольных словосочетаний Глагол + существительное Глагол + наречие По оврагам, по обрывам, Через пальцы ивняка Льется тихо и пугливо Желтолистая река. М.Исаковский.

Слайд 7

Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать. Шесть – на месте повернуться. Семь – притопнуть, поскакать. Восемь – тихо помолчать.

Слайд 8

Итог урока: – Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Домашнее задание: п. 26 выучить, упр. 131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...