"Приставки на З,С"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ р.п. МАГНИТКА

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 5 КЛАССЕ

по теме «БУКВЫ З-С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК»

Выполнила: учитель русского языка

и литературы 2 категории

Будилова Елена Александровна

Магнитка, 2013

Тема: БУКВЫ З, С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: дать понятие о способе действия при выборе з-с на конце приставок.  Формировать у учащихся умение владеть этим способом. Развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности(2 мин.)

Приветственное слово.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

У вас хорошее настроение. Я надеюсь, что мы сегодня  дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствуют учителя.

Принцип психологи-ческой комфортности.

УУД: личностныекоммуника-тивные.

Создание доброжела-тельной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Проверка домашнего задания. (6 мин.)

Организует взаимопроверку учащимися домашней работы.


Проводят взаимопроверку домашнего задания.

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин.)












































Физ. минутка

Гимнастика для глаз. (2 мин.)






1.На доске вы видите 3 группы слов.(у каждого ученика на парте карточка со словами) слайд 1

1.З…крепила, з…искрились, н…чертила ,н…писала.

2.(на)воднение, (на)писание,(на)солнце,

3.Сбежала, спела,снежинки,сбросила.


Посмотрите внимательно на 1 группу.


Вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор.


Что общее в этих словах?





А теперь найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

Посмотрите на 2 группу. Раскройте скобки. Подчеркните лишнее слово. Объясните.


Найдите и подчеркните лишнее слово в 3 группе.


 Посмотрите внимательно на слова, которые вы подчеркнули. Что вы заметили?

Откройте тетради, запишите число.

Запишите предложение в тетрадь, добавьте определение. Выполните синтаксический разбор.

Сядьте поудобнее. Слайд 2

Соотнесите буквы и цифры в таблицах. Читать нужно без помощи рук, отслеживая последовательность глазами.



Мы продолжаем работать над правописанием... (приставок).




С какой группой приставок мы познакомились на прошлом уроке?

Отвечают на вопросы учителя. Работают с карточками.

















(Образованы с помощью приставок, часть речи - глагол).





(Искрились-глагол во множественном числе).



(На солнце-существительное с предлогом).




Снежинки- 1)имя существительное,

2)слово без приставки.



(Получилось предложение).

Записывают число, классная работа.

Заискрились на солнце волшебные снежинки.




9

1

7

6

3

5

8

2


4


А

П

В

А

И

Т

К

Р


С






Приставка.






(Неизменяемые приставки).

Регулятивные УУД

1.Высказывать

предположения на основе наблюдений

2.Актуализи-ровать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, 3.Сформули-ровать тему урока.

4. Проблемное объяснение нового знания. (7 мин.)



















































Работа с учебником

Итак, определим тему и цели урока.

2. Организует работу в парах.

Ребята, внимательно прочитайте слова в карточке 2 слайд 3

Развязать-расписание

Возделывать- воспитывать

Издать-испечь

Безвредный-бесшумный


На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:


1.В какой морфеме находится выделенная буква? Выделите эту морфему.

2.Посмотрите на приставки.

Что объединяет слова 1 столбика?

2 столбика?


Сформулируйте тему урока. Слайд 4



Чему мы сегодня должны научиться?

(я узнаю-…

Я научусь-…)






3.Посмотрите ещё раз на  слова 1 столбика. Что общего в этих словах кроме приставок? Слайд 5


А во втором столбике?


Подумайте и скажите, от чего зависит правописание данных приставок?

 Сделайте вывод.



(на доске)




Запомни! Запишите в конспект.

Откройте учебник на странице 174

Прочитайте правило.

Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить приставки с новой орфограммой и правило, которое вы прочитали.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз, из, через, раз и без,

Но если вдруг глухой согласный их встречает,

Мы пишем их всё время с буквой с.

Ты запомни, что приставки

Раз, из, воз, низ, без и чрез

Перед согласными глухими

Всегда меняют з на с.


Определяют тему и цели урока

Объединяются в пары и обсуждают. Одна – две пары зачитывают информацию.


















Приставки оканчиваются на з.

Приставки оканчиваются  на с.

Формулируют тему урока.

Правописание приставок на з-с.

Формулируют цель урока (понять от чего зависит написание букв з- с на конце приставок).

(Научиться определять выбор орфограмм в приставках на з-с).



(звуки после приставок-звонкие).



(глухие)





Формулируют правило.



…З  звонкий согласный


…С глух. согласный






















Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2.Осуществ-лять познаватель-ную и личностную рефлексию.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися способа действия при выборе  з-с на конце приставок.

5.Первичное закрепление . (10 мин.)

1. Попробуйте закрыть учебник и рассказать то, о чем вы прочитали.

2.Упражнение 423. (устно)

 Умение подбирать однокоренные слова с разными приставками, правильно писать букву на конце приставок.

Можно диктовать поочерёдно друг другу в паре.

3.Самостоятельная работа по карточкам.

Выделите приставку и объясните графически свой выбор.

Ра...цветающий, и...мерить,  бе...дельник,  ра...ведчик, и...править,  ра...порядок,    в...кипеть, ...петь,   бе...шумный.

Самопроверка. Слайд 6

Оцените свою работу.

Познаватель-ные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализиро-вать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.


Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

6. Рефлексия (6 мин.)

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельнос-ти.

2. Вырабаты-вать критерии оценки и определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание: (2 мин.)

 Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).


Выполнить упр. 426. Повторить неизменяемые приставки, правописание приставок на з-с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....