"Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся". Исследовательская работа по русскому языку
творческая работа учащихся по русскому языку (11 класс) по теме
Исследовательская работа по русскому языку посвящена важной проблеме : влияют ли современные средства общения на грамотность учащихся. Выдвинута гипотеза, что внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими сообщениями существенно влияет на орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Предмет исследования- СМС общение, общение в сети Интернет учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_interaktivnogo.docx | 192.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно- практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Влияние интерактивного общения
на письменную речь учащихся
Автор работы:
Антипина Елена Анатольевна,
учащаяся 11 класса
МБОУ Хазанская СОШ
Иркутской области, п. Ц. Хазан
Руководитель:
Анисимова ЕленаАлександровна,
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной
МБОУ Хазанская СОШ
Иркутской области,
Зиминского района, п. Ц. Хазан
Зиминский район, 2013 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………….. 1-3
Глава 2
- История почтового письма ……………………………………………………. 4-5
2.2. История возникновения и развития SMS-языка…………………………….. 6-7
2.3. Язык Интернет – общения…………………………………………………….. 8-9
Глава 3
3.1. Разногласия в вопросе о влиянии интерактивного общения на грамотность..10-11
3.2. Результаты исследований……………………………………………………......12-18
Глава 4. Выводы…………………………………………………………………………..18-19
Использованная литература………………………………………………………………20
Приложения……………………………………………………………………………….21-23
Введение
21 век считается веком виртуального общения, но так было не всегда. До изобретения телефона и вхождения Интернета в нашу повседневную жизнь переписка занимала большое место в жизни человека. Это были письма родным, друзьям. Одним словом, единственное средство общения на расстоянии. А теперь? Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта – можно мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет. Всё это быстро, удобно, не требует больших затрат времени. Люди давно перестали активно пользоваться почтой. Сейчас, приходя на почту, мы приобретаем газеты, наши родители оплачивают коммунальные услуги, бабушки и дедушки получают пенсию. Человечество стремительно шагает в модернизированный мир. Живое общение всё чаще заменяют мобильная связь и Интернет. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не лишены общения, им намного проще найти друг друга. Электронная почта обеспечивает быструю и надёжную передачу информации, успешно вытесняя присутствие обычных писем в нашей жизни. Хорошо ли это? Не пожалеем ли мы в дальнейшем об этой утрате?
Сегодня уже ни для кого не секрет, что общаясь на различных сайтах, молодые люди не утруждают себя соблюдением орфографических и пунктуационных правил. Чаще всего (примерно 60%) сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками.
Рассказывая кому-то о своих мыслях и текущих событиях вне зависимости от местоположения, многие традиционные правила грамматики пали в угоду скорости и моментальному удовлетворению. С одной стороны это абсолютно логично: тратить деньги на пространное и грамотное изложение небольшой новости, просьбы или вопроса в SMS правильным построением предложений, без сокращений, со всеми знаками препинания, когда нет времени исправлять даже нечаянно допущенные ошибки - глупо и неэффективно. С другой стороны, к сожалению, это незаметно, но верно ведет к безграмотности. Даже написание обычного электронного письма становится невыполнимой задачей. Что же является причиной этого явления?
Все дело в тотальном нежелании читать образцовую (классическую) литературу, в неразумном использовании информационных коммуникативных технологий. Часто родители школьников совсем не рады, что их дети с головой окунаются в мир безграничного текстового общения. Более того, согласно проведенным исследованиям, общение в виртуальном пространстве самым негативным образом влияет на уровень грамотности, а именно на правописание и пунктуацию. Мы заметили, что слова русского языка часто употребляются не по правилам. В чатах, форумах, сообщениях электронной почты, SMS – сообщениях тексты пишутся на бегу и выглядят примерно одинаково - без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями. Люди сокращают слова для того, чтобы уложить за короткое время максимум информации, что влияет на грамотность и владение чистым русским языком.
Актуальность нашей темы очевидна: существуют проблемы, возникшие с появлением SMS и Интернет – общения и не решенные до сих пор:
- SMS – язык превратился из модного течения в новый стиль общения, наличие ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности;
- Из- за SMS - сленга подрастающее поколение вскоре не сможет отличить, хорошо это или плохо – употреблять «аффтарский текст», и разница между ним и нормальным языком очень скоро может стать совсем незаметной;
- Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга, а потом, когда это необходимо, заговорить на образцовом языке
Практическая значимость работы: В своей исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в заглавии работы, привлечь внимание детей и взрослых к поставленной проблеме.
Объектом исследования является процесс общения школьников посредством мобильной связи и Интернет.
Предметом исследования являются SMS - сообщения и общения в сети Интернет учащихся- старшеклассников нашей школы.
Цель данного исследования представляет собой попытку выявить влияние интерактивного общения на грамотность школьников.
Гипотеза исследования:
- Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.
Задачи:
- на основе анализа различной литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
- изучить историю возникновения и особенности SMS - сообщений; Интернет – общения;
выяснить объективные причины возникновения практики обмена интерактивными короткими сообщениями, цели использования их в жизнедеятельности современного человека;
- выявить основные негативные влияния коротких сообщений на письменную речь респондентов;
- выяснить степень влияния использования интерактивных коротких сообщений на грамотность респондентов (разработать анкету - опросник и провести тестирование среди учащихся 9-11 классов)
Приложение 3
Для решения поставленных задач использованы следующие научно–исследовательские методы:
а) наблюдение за процессом интерактивного общения школьников;
б) изучение и обобщение опыта работы;
в) опрос и анкетирование
Теоретическую основу работы составили труды ученых Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Р.Ф. Иванова, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р.Львов. М.Б. Валиахметова, Д.Р. Виноградова, Т.Ю.Виноградова, Г.Г. Иванов, Леонтович, О.А Лесников, С.В.Трофимова.
Авторы сходятся во мнении, что новые формы общения существенно влияют на языковую ситуацию и требует серьезных лингвистических исследований.
Глава 2
- История почтового письма
История почтового письма насчитывает не только столетия, но тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей.
Узелковое письмо считается одним из древнейших способов тайнописи.
Этот вид шифрования представлял из себя шнур или веревку с последовательно завязанными на ней узлами. Каждый узел имел свое местоположение на шнуре и, иногда, отличался от соседствующих с ним узлов по способу завязывания. Чаще всего комбинации узлов соответствовали не буквам или слогам, а целым понятиям. Например, два узла вместе, означали слово «да», три узла – «нет», четыре узла – «опасность» и т.д.
Берестяные грамоты– письма, записки, документы 11–15 вв., написанные на внутренней стороне отделенного слоя березовой коры (бересте).
Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Античные историки Дион Кассий и Геродиан упомянули записные книжки, изготовленные из бересты. Заготавливавшие бересту для своих писем американские индейцы долины реки Коннектикут называли росшие в их земле деревья «бумажными березами».
Пергамент имел целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайной прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне.
Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, просуществовавший почти без изменений тысячелетия. Глиняные таблички появились там, где возникла первая письменность, — в Египте и Месопотамии. Они представляли собой деревянные дощечки со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. Благодаря тому, что слой глины был достаточно тонким, табличка при высыхании не растрескивалась и сохранялась в целости довольно долго. Надпись стирали, смачивая табличку водой и выравнивали глиняную поверхность.
Если же письмена надо было сохранить надолго, табличку обжигали в печи. Надписи на обожженных табличках не разрушались со временем.
Письма в картинках. Известно, что люди сначала научились рисовать, а потом уже писать буквами. Если нужно было написать «тигр», то люди рисовали тигра. Надо было написать «охота» — люди рисовали охотника и зверя. На стенах пещер, где жили древние люди, найдено много таких рисунков. Получилось так, что древние люди оставили для потомков письма-рассказы, хотя и не умели писать. А иногда всю биографию человека можно прочитать на нем самом: у многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами.
Голубиная почта. Голубей особых пород отличает прекрасная память, привязанность к месту гнездования и отличные навигационные способности. Голубеграммы применялись для военных и гражданских целей. Знания об удивительных характеристиках голубей еще в древности натолкнули людей на мысль использовать их для быстрой передачи важных письменных сообщений. Они так и назывались «голубеграммы».
Приложение 1
В античные времена обходились вовсе без конвертов. Послания писались на восковых табличках, их складывали попарно лицом друг к другу и перевязывали шнурком, на котором ставили печать.
На содержание письма указывал цвет печати: свадебные приглашения обозначались белым цветом, а трагические сообщения–черным.
Бумажные конверты появились в 1820 году, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали.
- История возникновения и развития SMS-языка
На улице и в школе, в транспорте мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а SMS-сообщения. Иными словами, общаются.
Язык как средство общения постоянно ищет наилучшую форму передачи мысли, являясь своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, наука, литература являются основными источниками обновления языка. В связи с ростом объема информации наблюдается тенденция к экономии языковых усилий и времени.
Появлению SMS-языка, сформированного на основе сокращений, способствовало широкое распространение высоких технологий, а именно – мобильных телефонов, разнообразны Интернет - чатов, а также благодаря стремлению человека к мобильности в бизнесе и жизни, увлечение новыми коммуникационными технологиями.
За последние годы вспомогательный сервис к основной голосовой услуге службы коротких сообщений (Short Message Service, SMS) превратился в популярный инструмент общения. Для множества людей возможность отправлять короткие сообщения становится предпочтительнее телефонных звонков. С помощью эсэмэсок назначают свидания, признаются в любви и даже спасают жизнь. О растущей популярности SMS-языка свидетельствует появление в СМИ конкурсов SMS-стихотворений; выпускаются словари наиболее употребляемых SMS-сокращений, а ФСБ воспринимает изучение SMS-языка как задачу государственного масштаба.
Начало истории языка аббревиатур следует отнести к моменту появления телеграфа. Телеграфисты первыми при передаче сообщений стали опускать гласные буквы в словах. Правда, они ограничились лишь служебными словами, введя в письменную речь «тчк», «зпт», «скб», «квч», «двтч», «вскл».
Далее идея нашла свое продолжение в азбуке Морзе, где радисты вместо целого слова использовали его начальные слоги. Аббревиатура в виде начальных букв устойчивых словосочетаний и вводных конструкций к концу ХХ века употребляется не только в СМИ, рекламе, Интернете, факсовых и SMS-сообщениях, но и в разговорной речи.
Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует SMS-язык, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких текстовых сообщений. Прогнозы ученых о широком распространении SMS-языка не подтвердились: получив свое развитие в социально-бытовой сфере, он не был признан в деловых кругах, не стал языком делового общения. Прежде всего SMS-язык следует рассматривать не только как элемент молодежной субкультуры. Являясь популярным инструментом общения, он позволяет снять проблему существования в языковом пространстве и служит своеобразным источником пополнения лексики языка. Основные черты SMS - краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Несколько лет назад при появлении SMS, выдвигались предположения о том, что SMS-язык может стать языком делового общения.
Однако по последним данным в деловой сфере SMS не прижились. Специалисты считают, что SMS-язык – это средство неформального общения, которое не способствует успешному установлению деловых контактов (было бы некорректно использовать его, например, для официальных приглашений).
Сегодня популярность SMS настолько велика, что оно стало оказывать серьезное влияние на современный русский язык. Все чаще происходит подмена живого языка языком аббревиатур и условных обозначений, и причиной тому является принцип крылатого выражения “Краткость – сестра таланта”, с помощью которого можно выделить самые важные элементы сообщения.
Специалисты, обеспокоенные будущим литературного русского языка, считают, что подобные эксперименты могут оказать губительное влияние, как на формирование личности подростков, так и на образовательный процесс в целом. Ведь короткие текстовые сообщения стали неотъемлемой частью массовой культуры, явлением, объединяющим людей.
Таким образом, мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникают в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом.
2.3.Язык Интернет - общения
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества, историческая фаза развития, в цивилизации которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Его отличительными чертами являются:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
нарастающая информатизации общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
- эффективное информационное взаимодействие людей,
- их доступ к мировым информационным ресурсам,
- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Сегодня сложно переоценить роль Интернета в организации течения потоков всевозможной информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно сопутствующего течению этих потоков. Ведь общение - есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, многие годы существовали и другие средства передачи информации на расстояния (такие как почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкиваются участники такого общения, вынуждают многих из них перейти в ряды тех, людей, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и в частности Интернета.
Следует согласиться с тем, что в настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет - журналы и газеты, да и сам, собственно, Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности, чем телевизор или телефон, а порой они и полностью вытесняют своих «отсталых»братьев.
Интернет - это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Интернет имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира, причем ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10 %. Сеть Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире.
Если ранее Всемирная сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня с ее помощью решаются более сложные задачи распределенного доступа к Интернет-ресурсам. Интернет, служивший изначально исследовательским и учебным интересам, становится все более популярным в мире обычного общения.
Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют всемирную сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. К слову сказать, около половины пользователей Интернета выходят на просторы Сети, для того чтобы расширить свой круг общения, так как опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Таким образом, Интернет играет колоссальную роль в организации такого общения.
Все формы Интернет - общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают некоторыми особенностями:
- анонимность - несмотря на то, что иногда есть возможность получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию виртуального собеседника, это недостаточно для реального и более - менее адекватного восприятия личности.
- раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
- Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
Интернет стал основным источником информации, и кроме того - одним из любимейших источников развлечений.
Всемирная сеть – это общение с миром посредством клавиатуры, то есть при помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.
Глава 3
3.1. Разногласия в вопросах о влиянии интерактивного общения на грамотность
Проанализировав различные материалы, мы пришли к выводу, что существуют противоречивые точки зрения по этому непростому вопросу: кто - то выделяет положительные качества данного общения, другие, наоборот, видят только отрицательные стороны. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле СМС и Интернет - общения. Этот вопрос вызывает интерес у многих лингвистов. Приведем названия некоторых работ:
- М.Б.Бергельсон Языковые аспекты виртуальной коммуникации
- Валиахметова Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет - дискурса
- Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект.
- Иванов, Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста
- Трофимова, Г.Н. Языковой вкус интернет - эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты
Авторы сходятся во мнении, что новые формы общения существенно влияют на языковую ситуацию и требуют серьезных лингвистических исследований.
Нельзя не согласиться с точкой зрения Г.А.Трофимовой, что "любой чат либо сайт особенно ярко высвечивает пробелы в орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности его создателей, участников или пользователей", ибо лингвисту, обращающему внимание на особенности Интернет – речи (особенно в чатах, где разговорная письменная речь проявляется во всей своей полноте), бросаются в глаза отличия ее от литературных норм на всех языковых уровнях. В сети – Интернет этот вопрос тоже широко обсуждается. Приведем некоторые из высказываний:
- При появлении социальных сетей некоторые здравомыслящие люди стали обращать внимание на подчеркивание браузера, следовательно, их грамотность улучшилась. Что касается другой половины пользователей, то они как не обращали внимания на орфографию, так и не обращают. Очень обидно, что современная молодежь за своей грамотностью не следит. В сообщениях можно увидеть не только грамматические, но и орфографические и стилистические ошибки. В целом, уважающий себя человек не забывает о своей грамотности никогда и обращает внимание на подсказки компьютера.
Мы решили провести свое исследование на тему: «Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся» В своей работе мы рассмотрели вопрос влияния все более распространяющейся практики обмена короткими интерактивными сообщениями на речевую культуру старшеклассников, выявили степень влияния коротких сообщений на письменную речь респондентов. Для этой цели:
Далее мы перешли к изучению структуры и орфографии коротких интерактивных сообщений, поскольку, главным их недостатком, с точки зрения лингвистов, является несоблюдение норм литературного языка (возникновение так называемого SMS – арго, постепенно распространяющегося за пределы сетевого общения). Следующим этапом было:
|
3.2. Результаты исследований
Неужели письма действительно потеряли всю значимость? Ведь еще совсем недавно переписка имела огромное значение в общении людей на расстоянии. Мы предложили учащимся 9-11 классов ответить на вопрос: «Пишешь ли ты письма?» Результаты получены следующие:
Рисунок 1.
Результаты опроса учащихся 9-11 классов: "Пишешь ли ты письма?"
Да, письма, несомненно, уже не являются такими значимыми в нашей жизни. Многие люди их никогда и не писали. Однако мы считаем, что излагать свои мысли на бумаге просто необходимо. Это позволяет лучше познать себя, проанализировать ту или иную ситуацию. Человек вдумывается в свои слова, решает, как выразиться и тем самым, как нам кажется, совершенствует свою речь.
Какие же формы письменного общения предпочитают старшеклассники нашей школы? На этот вопрос мы получили следующие ответы:
Рисунок 2.
Наиболее популярные формы письменного общения учащихся
9-11 классов МБОУ Хазанская СОШ
Интерактивное общение стало неотъемлемой частью массовой культуры, явлением, объединяющим людей. В основном предпочтение отдается SMS. Цели, с которой учащиеся 9-11 классов пользуются короткими интерактивными сообщениями различны, но преобладают SMS информативного плана, контактоустанавливающие SMS чаще используют одиннадцатиклассники, учащиеся 11 класса («люблю поболтать ни о чем»); SMS с эстетическим компонентом (поздравления, обмен цитатами) чаще используют девятиклассники.
В ходе исследования нами выделены основные причины «популярности» SMS - общения. Среди них:
- Время отправления такого сообщения занимает пару секунд.
- SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд.
- Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон, адресат все равно его получит, как только появится в сети.
- Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором
- С помощью расширенного варианта SMS, называемого EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.
- Особенность технологии такова, что передача SMS почти никак не нагружает сотовую сеть.
- Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернет
- Они не требуют больших материальных затрат
- Благодаря возможности посылать сообщения можно спокойно общаться до глубокой ночи.
Переписка на маленьком экране мобильного телефона, по всей видимости, оказывает сильное воздействие на образ мышления людей, в особенности тех, кто посылает огромное количество сообщений ежедневно.
Нами установлено, что рекордное количество отправляемых учеником за один день СМС равно:
- 9 класс- 90
- 10 класс- 150
- 11 класс – 150
В среднем каждый анкетируемый отправляет до 30 SMS в день. Молодые люди, ранее не принимавшие письменную речь – по крайней мере, в стенах учебного заведения, – превращаются в акул пера. Интерактивное общение оказывает сильное воздействие на образ мышления людей, в особенности тех, кто посылает огромное количество сообщений ежедневно – подростков. Успех и популярность интерактивного общения в немалой степени озадачили специалистов, поскольку, как оказалось, молодое поколение, не испытывавшее особой потребности в письменном выражении мыслей и чувств, так стремится к общению с помощью текстовых сообщений. На самом деле произошло следующее: молодые люди перешли от официальной письменной речи, подлежащей оценке школьными педагогами, к письменному общению между собой, некоему текстовому диалогу, письменному разговору.
Далее мы перешли к изучению структуры и орфографии коротких интерактивных сообщений, поскольку, главным их недостатком, с точки зрения лингвистов, является несоблюдение норм литературного языка (возникновение так называемого SMS –арго, постепенно распространяющегося за пределы сетевого общения).
Мы установили, что, как правило, синтаксически SMS – это очень короткие сообщения, состоящие не более чем из 2–3 не сильно распространенных предложений, речь которых определяет
а) спонтанность (неподготовленность речи), что обусловливает речевую неряшливость, огрехи, описки;
б) непринужденность, естественность речи (особенно при общении статусно равных лиц);
в) приватность – непубличность, частный, не для чужих глаз характер сообщаемого;
г) диалоговость: инициируемая SMS и ответная SMS. Вне зоны диалога многие SMS непонятны
д) компрессия – сжатие речевых форм – вызвана и необходимостью вложить информацию в объем одного SMS - сообщения.
Следующим этапом нашего исследования было:
- установление перечня различного рода орфографических изменений, характерных для спонтанных коротких сообщений;
- определения причин их возникновения;
- опрос респондентов (нами выбраны учащиеся 9-11 классов МБОУ Хазанская СОШ);
- анализ SMS - сообщений;
- изучение влияния использования интерактивных коротких сообщений на грамотность респондентов.
При анализе ответа на вопрос «Влияет ли интерактивный обмен сообщениями на вашу грамотность?» получены следующие данные:
Рисунок 3.
Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся
50 % опрошенных (17 человек) считает, что интерактивное общение не влияет на грамотность.
В ходе исследования для нас неожиданным оказалось, что опрашиваемые стараются следить за своей грамотностью при интерактивном общении, хотя анализ SMS и анкетирование позволяют сделать несколько другие выводы. Учащиеся просто не замечают собственные ошибки и ошибки своих товарищей.
Рисунок 4. Отношение учащихся к соблюдению правил правописания при интерактивном общении
Нами был предложен набор SMS – «изысков», которые, по наблюдениям филологов, наиболее предпочитаемы в молодежной среде. Респондентам следовало указать используемые, по возможности прокомментировать причину их применения в коротком текстовом сообщении:
Рисунок 5. Применение «изысков» в интерактивном общении учащимися Хазанской СОШ
Прокомментируем некоторые из наиболее часто встречающихся:
- Употребление прописных и строчных букв не по правилам, меняются функции прописных. Прописными выделяется наиболее значимая информация, наиболее важное слово: «С ПРАЗДНИКОМ 8 МАРТА щастя здоровья ЛЮБВИ найти своего принца». Прописная буква используется для передачи, например, изменения высоты голоса: «А-А-А-а-а… прикольненько буду знать». При неформальном стиле отношений весь текст подаётся строчными («лень клацать-и так поймут»).
- Слитное, полуслитное, раздельное написание. Слова, пишущиеся обычно через дефис, многие формы в SMS не разделяются: «Засвободу!», «Потомушо…», «Ктонить бу?».
- Графические сокращения. Здесь отмечаются наиболее многочисленные отступления от правил. Графическая компрессия вызвана экономией пространства СМС. Точка при сокращении часто опускается: «Еду во вт».
- Как видно из проведенных исследований очень популярным ( 100% ) в интерактивном общении является использование смайликов (от анг smile - улыбка).
Но смайлы - не такие безобидные, как кажутся. На самом деле смайлы могут менять суть предложения, особенно в Интернете. Сервисы общения в Интернете пошли навстречу смайликам и создали графические смайлы. Например, в некоторых форумах при вводе «:-)» сразу подставляется графический смайлик.
Приложение 2
Согласитесь, это приводит в конце концов к обеднению языка и к неумению пользоваться его лексическими и синтаксическими возможностями для выражения чувств и эмоций.
- Выяснилось, что многие учащиеся необдуманно ставят лишние знаки препинания, запятые расставляются, где надо и где не надо. Такое чувство, что все решили – если я не знаю, ставить ее сюда или нет, то лучше поставить.
Привычка к данному виду искажениям языка очень быстро проявляется и закрепляется в сетевом общении, а после переходит и на другие формы письменного общения.
Проводя исследование, мы заметили, что в интерактивном общении широко распространено отражение особенностей разговорной фонетики (чё, токо, щас, ваще), нередко встречаются попытки отражения интонационной окраски фразы, не только за счет знаков- «смайликов », но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, не зна-а-аю я!), Графическая форма некоторых слов приближена к звуковой и похожа на транскрипцию, например: «всю жизнь мечтала побывать в мужской шкуре, мона?». «эт-хрошо», «а ниччё, мило», «ну, чё?», или «оставь Змейа-а-а---э-эээ!!!!!!!!!!!!!!!!»
Такие отклонения от орфографической нормы носят ситуативный характер и применяются учащимися- старшеклассниками нашей школы (из 34 опрошенных- 21 ).
На уровне лексики часто употребляется просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизмы, распространенные в среде пользователей Интернет: забанить, хакнуть, отмодерасить, макаронизмы: «Хай, пипл, как дела?», «Как твоя джоб - движется?»
В ходе заимствования форма нового заимствованного слова может уподобляться форме какого-нибудь уже бытующего слова. В результате заимствованное английское обозначение электронной почты – э-мейл (сокращенно мейл) часто фигурирует в Интернетовских чатах как мыло. Например, сбрось фотку мне на мыло означает «отправь ее мне по электронной почте». К сожалению, сленг переходит в общеупотребительную лексику.
Рисунок 6.
Орфографические и лексические отклонения в интерактивном общении старшеклассниками нашей школы.
Вопросы, связанные с использованием нецензурной речи вызывают множество обсуждений – ведь с одной стороны, Интернет дает нам возможность свободного общения, выражения своего мнения, снимает многие ограничения, накладываемые на нас правилами и законами реального мира. И в то же время с какой-то точки зрения Интернет – это общественное место. Здесь вопросов и противоречий огромное множество и нужно каким-то образом найти ту грань, тот предел, переступать который было бы неразумным даже в настолько свободной среде, как интерактивное общение.
Глава 4. Выводы
- Интерактивное общение играет важную роль в жизни современной молодежи
- Нами подмечена закономерность: учащиеся, имеющие отметки «4» и «5» по русскому языку, не замечают негативного влияния SMS-общения на свою грамотность и отмечают, что стараются следить за орфографией и пунктуацией собственных коротких текстов; ошибки в чужих текстах их раздражают.
- В SMS - текстах учащихся 9 - 11 класса довольно много нарушений общепринятых стандартов грамотности, которые, как правило, связаны с намеренным их использованием.
Нарушения отмечаются по следующим разделам:
- Передача фонемного состава слов и морфем. Отдаётся предпочтение фонетическому письму, часто реализуется неполный стиль произношения
- Употребление прописных и строчных букв, меняются функции прописных.
- Слитное, полуслитное, раздельное написание.
- Графические сокращения.
- Неофициальность, камерность, интимность общения обусловливают характер лексики SMS: это слова разговорного стиля, бытовой тематики, просторечные
- Эмоциональность, желание придать сообщению позитивный настрой ведут к намеренному изменению пунктуационного оформления текста, что отчасти заменяет использование смайлов.
На основании проведенных исследований мы можем утверждать, что
- SMS-язык – часть массовой культуры и требует теоретического осмысления со стороны и филологов, и психологов для того, чтобы уменьшить его негативное влияние на традиционный язык и на формирование личности подростка.
- Необходима серьезная работа по разъяснению школьникам особенностей языка.
- Нужно постоянно показывать красоту слов и недопустимость их искажения.
- Постараться убедить подростков разграничивать общение на SMS-общение и общение в реальном мире. В противном случае нас ждут весьма нелицеприятные перспективы,
- На грамотность сложившегося человека повлиять не так-то просто. Гораздо легче сбить с толку ребенка, чья система ценностей, к которой, кстати, относится и уважение к родному языку, находится в процессе формирования. Кроме всего вышеперечисленного, дети, увлеченные открывающимися возможностями, перестают читать книги. Обыкновенные бумажные книги. А правильное чтение во все времена было прекрасным.
Наша гипотеза нашла объективное подтверждение:
- Внедрение в повседневную жизнь практики обмена короткими интерактивными сообщениями через социальные сети, специальные программы и SMS приводит к снижению орфографической и синтаксической грамотности.
- Также мы увидели, что в интерактивном общении отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы, понижение требований к знанию русского языка и литературы.
- С одной стороны SMS - причина неграмотности современной молодежи, а с другой - зеркало общего уровня образованности и культуры адресанта.
Список использованной литературы
- Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации / М.Б.Бергельсон // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2002.- №1.– С.55-67.
- Валиахметова, Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д.Р.Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.– Т.2.- C.7-9.
- Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете / Т.Ю.Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004. – №11. - С.63-67.
- Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках /Е.Н.Галичкина Е.Н. // Автореферат на соискание учен. степени канд. филол. наук. – Волгоград: ВГУ, 2001. – 24 с.
- Гусейнов, Г.Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г.Г.Гусейнов // Новое литературное обозрение. – 2000. - № 43. – С.56.
Приложение 1
Приложение 2
Наиболее часто употребляемые смайлы
- :- ) улыбка
- ; - ) подмигивание
- : - ( недовольство
- : - 0 изумление
Количество их превышает сотню. Вот так может выглядеть следующее предложение:
P. S. Aнанас на фотке замечательно смотрится : ))) Автор пошутил и сам засмеялся своей шутке.
Приложение 3
Анкета для учащихся
Влияние интерактивного общения на письменную речь учащихся
Класс____________________________________________________
№ | Вопрос | да | нет | иногда | прочее |
1 | Пишешь ли ты письма? | ||||
2 | Какие формы письменного общения предпочитаешь? Почему? | ||||
СМС | |||||
Интернет | |||||
ДРУГОЕ | |||||
3 | Стараешься ли ты следить за грамотностью при письменном общении ? | ||||
4 | Нарушаешь ли ты целенаправленно правила правописания? | ||||
5 | Замечаешь ли ты ошибки в сообщениях друзей? | ||||
6 | Какие? | ||||
орфографические | |||||
пунктуационные | |||||
речевые | |||||
7 | Используешь ли ты жаргонную лексику? Какую? | ||||
8 | Ненормативную лексику? | ||||
10 | Как ты считаешь, надо ли придерживаться правил написания в интерактивном общении? | ||||
11 | Родители интересуются твоим общением в Сети? | ||||
12 | Сколько примерно СМС ты отправляешь в день? | ||||
13 | Часто ли ты общаешься в Интернете ? | ||||
14 | Где? | ||||
15 | Влияет ли такое общение на грамотность? Каким образом? | ||||
16 | Как повысить грамотность учащихся? | ||||
17 | Надо ли более серьезно относиться к выбору слов в сетевом общении? | ||||
18 | Допускаешь ли ты фонетическое письмо? ( Щас, седня…) | ||||
19 | Слитное написание (Засвободу, ктонибуть?) | ||||
20 | Графические сокращения ( Еду во вт) | ||||
21 | С какой целью пользуешься СМС? | ||||
информативная | |||||
эстетическая | |||||
контактноустанавливающая | |||||
22 | Какие СМС – изыски применяешь ты? | ||||
Создание новых слов | |||||
Лишние знаки препинания | |||||
Пропуск пробела | |||||
Использование букв большего размера | |||||
Смайлы ? Какие? | |||||
Иностранные слова | |||||
Подбор краткого синонима | |||||
Цифры вместо букв | |||||
Латиница | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"
Исследовательская работа по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Исследовательская работа по русскому языку на тему "ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!"
Исследовательская работа по русскому языкуГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!...