Обучение студентов диалогу на лингвистическую тему
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Колигаева Светлана Алексеевна

Материал представляет собой систему работы с обучающимися, которые проявляют способности и интерес к изучаемой дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_studentov_dialogu_na_lingvisticheskuyu_temu.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

Обучение студентов диалогу на лингвистическую тему

 Из опыта работы

преподавателя русского языка и литературы

 Колигаевой Светланы Алексеевны

СПб, 2021 год

Известно, что универсальных методик преподавания не существует. Разное содержание вкладывается словесниками и в понятие «углубленное изучение русского языка». В данной брошюре хочу поделиться своим опытом работы с студентами, которые проявляют способности и интерес к предмету.

Можно ли дать студентам глубокие знания, привить им прочные умения и навыки, развить их творческие способности на уроках русского языка, пользуясь учебниками? Опыт показывает, что да.

Глубокие знания появляются при системном обучении языку, постоянной работе над теоретическим материалом учебника путём постановки вариативных вопросов к его тексту, выявлении ключевых слов, свёртывании и развёртывании информации, построении таблиц, схем, алгоритмов. Прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности студентов при освоении правописаний и овладении культурой речи.

Может быть, не каждому покажется описанная система  работы приемлемой, но, надеюсь, покажутся интересными отдельные приёмы, тексты, упражнения. Возможно, что материал брошюры побудит  создать свою систему работы, более подходящую для возможностей студентов и тех условий, в которых приходится заниматься.

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА  ПРИ ОБУЧЕНИИ

Изучение учебного текста, лингвистическое моделирование, групповая и коллективная деятельность студентов создают условия для формирования одного из способов познания действительности и средств самообразования, каким является внутренний диалог, или самодиалог. «Мышление, содержанием которого является решение проблем, нестандартных задач, ...имеет диалогическую структуру, движется в форме диалога» (Шумилин М. А.), а каждый человек в той мере, в какой он мыслит творчески, осуществляет свое мышление во внутреннем мысленном диалоге с самим собой. «Мы по природе своей «вопрошатели». Мы подходим к миру с любопытством, строя гипотезы, которые нам не терпится проверить. Мы адресуем вопросы не только другим, но и себе»,— писала М. Доналдсон.

Неисчерпаемыми ресурсами формирования внутреннего диалога обладает родной язык. На его материале возможна организация урока новой формы. При этом «нужна   гигантская   работа   преподавателя  по  диалогизации предметного содержания учебного материала» (Курганов С. Ю. Ребенок  и   взрослый   в  учебном   диалоге). Диалогизация  обучения  подростков  опирается  на  ведущий тип  деятельности  в  данном   возрасте,  которым   является    общение   со сверстниками и взрослыми.

Определим этапы формирования внутреннего диалога у студентов.

  1. Наблюдение и эпизодическое участие в диалоге преподавателя с самим собой. Преподаватель показывает студентам, как формулируются вопросы, каким образом идет поиск ответов на них (в учебнике, словаре, справочных пособиях), как проверяется действие в процессе  его  выполнения,  каким  способом  осуществляется  самооценка. Деятельность учеников носит имитационно-репродуктивный характер.
  2. Участие во внешнем диалоге с преподавателем или товарищами в совместной учебной деятельности.

Преподаватель вовлекает в учебное общение подростков. В этом общении преподаватель постоянно меняет роли: то вопросы формулируются им самим, то одним из студентов. Преподаватель поощряет стремление детей придумывать разные вопросы, создавая несколько вариантов таких вопросов, которые, конечно, потребуют и вариативных ответов. Репродуктивная деятельность подростков включает здесь творческие элементы.

3.        Взаимный контроль и взаимооценка совместной деятельности. Оценка выполненной работы товарищем.

Деятельность преподавателя заключается в организации учебного общения (взаимодействия) студентов,  корректировке  их действий,  оказании   необходимой   помощи   каждому   нуждающемуся в ней ребенку. Диалог-сотрудничество школьников организуется как частично поисковая с элементами творчества деятельность.

4.        Формирование самоконтроля.

Перевод диалога во внутренний план. «Чтобы обеспечить постепенный, но верный переход от учебной деятельности, организуемой преподавателем, к   самоорганизации  студента в учении, необходимо с самого начала приучать ребенка... к контролю и самоконтролю...» (Охитина Л.   Т.   Психологические  основы  урока). Контроль студентов может осуществляться в двух планах: внешнем (взаимоконтроль) и внутреннем (самоконтроль).

5.        Овладение моделью внутреннего диалога сначала во внешней речи, затем перевод в речь «про себя»:

  • определение цели собственной деятельности;
  • планирование и прогнозирование результатов;
  • выбор оптимальных  приемов деятельности  по  усвоению необходимой учебной информации;        ,.
  • корректировка  действий  во  время  выполнения  задания;
  • самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Таким образом происходит переход от действий, стимулируемых заданиями преподавателя, к самостоятельной постановке вопроса; от действий, связанных с выбором уже известных путей и способов, к самостоятельным поискам решения задач и дальше — к выработке умения самостоятельно видеть проблемы и исследовать.

Обучение студентов диалогу на лингвистическую тему

Рассмотрим формирование внутреннего диалога на орфографическом материале: правописание падежных е и и в именах существительных. Один из способов такой работы проектирует методика «Чтение с вопросами» — методика индивидуального обучения, обеспечивающая понимание текста, когда его анализ осуществляется в форме взаимного обмена вопросами.

Преподаватель организует совместную деятельность студентов по составлению инструкции «Что нужно знать и как правильно выбирать падежные е и и в именах существительных единственного числа». Такая инструкция должна быть представлена в вопросно-ответной форме, обеспечивающей учебный диалог на лингвистическую тему.

Вопросы

 1. Какие   слова    относятся к  именам  существительным?

(Здесь студенты могут самостоятельно формулировать необходимые вопросы и проверять их по материалам правой части.)

2. Какие имена существительные относятся к I склонению? Как это определить?

Какие имена существительные относятся к II склонению?

Как определить склонение слов туш и тушь? Проверьте по толковому словарю.

Что помогло определить склонение?

3. Как определить падеж имени существительного в предложении?

Чем различаются формы одного слова в разных падежах?

 Что  нужно  сделать,   чтобы       правильно    выделить   окончание?

Какое (какие) значение имеет окончание имени существительного?

Ответы

Слова, которые: 1) обозначают предмет (что? кто?); 2)относятся к мужскому, . . .,
. . .  роду;  изменяются  по  числам  и  падежам (склоняются); 3)в предложении бывают подлежащими (в форме и. п.), дополнением (в форме . . .), обстоятельством (в форме . . .), если отвечают на смысловой вопрос где?     куда?    как?    откуда?   зачем?   и др.

Склонение имен существительных определяем по всем падежным окончаниям, начиная с именительного падежа.

К I склонению относятся имена существительные, которые имеют в и. п. -а (-я): папа, дядя, юноша, встреча, земля).

К II склонению относятся имена существительные, которые имеют в и. п. ед. ч. нулевое окончание (м. р.); а также окончание или (ср. р.): обруч, багаж; поле, окно.

К III склонению относятся имена существительные ж. р., у которых в начальной форме нулевое окончание, а на конце основы обязательно стоит мягкий знак (степь, мышь, молодежь, помощь, речь).

Именительный падеж: слово является подлежащим или выступает в роли обращения.

Косвенный падеж: . . ., . . ., . . ., . . ., . . .; находим то слово, от которого зависит данное имя существительное, задаем вопрос: спросил (у кого?) у товарища, девочки (р. п.).

Обучать диалогу студентов можно с помощью мультимедийной установки, попеременно предъявляя то вопросы, то ответы, предлагая вопросы в разных формулировках, разные варианты ответов. Знания, полученные детьми в диалоге, лежат в основе орфографического навыка.

Следует добиваться от каждого студента умения формулировать   тему    и    цели   "предстоящей    работы:   что я знаю? Что я должен изучить (понять, запомнить)? Каким образом использовать в речи? Тогда внутренний диалог поможет студент запоминать, а не просто воспроизводить учебную информацию. Представим здесь образец (модель) внутреннего диалога, приводящего к выработке рациональных приемов изучения безударных личных окончаний глаголов.

  • Морфологическим признаком какой части речи является спряжение?
  • Спряжение — морфологический признак глагола.
  • А у имен?
  • Склонение.
  • Что   называется   спряжением?   Ответьте   одним   словом.
  • Спряжение — это. . . наверное, изменение.
  • Правильно. Что в слове указывает на изменение? Вспомните изменяемые и неизменяемые части речи. Чем они различаются?
  • Я знаю только о том, что изменяемые имеют   окончание,  а  неизменяемые не имеют окончаний, они    оканчивают с я   на ...
  • Что  же  указывает  на  склонение  имен,  спряжение  глаголов?
  • Вспомнил. Глагол относится к изменяемым частям речи,
    имеет окончания. На изменение указывает окончание.
  • А  теперь  дадим  определение:  спряжение — это  изменение. . .
  • ... глаголов изъявительного наклонения по лицам и числам в настоящем (несовершенного вида) и будущем (совершенного вида) времени.

—        Запомните: спряжение определяется по совокупности всех личных окончаний. 1-е спряжение: ты, он (-а, -о), мы, вы        е. . ., они        ут (-ют). 2-е спряжение. . .

—        Я— -у, ты  — -ишь, он— - ит, мы —  -им, вы— - ите, они. -ат (-ят).

—        Определите, к какому спряжению относятся глаголы кричать, стучать, молчать, ворчать; выпить, выбить, вышить.

  • Кричать: ты — . . .-ишь, он — . . .-ит, мы — . . .-им, вы — . . .-ите, они — . . .-ат.
  • Посмотрите, как спрягаются данные ниже глаголы. Как следует назвать такие глаголы? Проверьте по учебнику.

Я бегу, хочу                                                   Мы бежим, хотим

Ты бежишь, хочешь                                                        Вы бежите, хотите

Он бежит, хочет                                                        Они бегут, хотят

  • Они не могут быть отнесены ни к 1-му, ни ко 2-му.спряжению. Это, наверное, разноспрягаемые... Проверим по учебнику.
  • Запомните их употребление.

Далее предлагается студентам составить учебный диалог друг с другом по определению безударных гласных в личных окончаниях глаголов на основе алгоритма распознавания спряжений глаголов.

  1. Убедитесь, что окончание безударное (проспрягайте глагол).
  2. Если гласная в личном окончании в безударном положении, то: восстановите неопределенную форму, сохранив вид глагола:

Ко 2-му спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на:

а)        -иль (кроме: брить, зыбиться, стелить, зиждиться);

б)        -еть в глаголах: видеть, ненавидеть, обидеть; смотреть, зависеть, терпеть, вертеть и образованных от них с помощью приставок;

в)        -ать в глаголах: гнать, дышать, слышать, держать и образованных   от    них    с    помощью    приставок.

Все остальные глаголы относятся к  1-му спряжению.

Помните о разноспрягаемых глаголах!

—        Определите грамматическое значение окончаний: -у, -ешь,-ите, -ут.

Способ формирования внутреннего диалога на основе алгоритмов является одним из наиболее эффективных, так как их содержание и структура предполагают постановку вопроса и поиск (одного из двух возможных) ответа, обоснование такого выбора.

Покажем это на примере правописания не со всеми частями  речи,   а   также  различения  не  и  ни (частиц). — Сформулируйте все возможные правила на основе предлагаемого алгоритма.

  1. Правописание не со всеми частями речи.

1.        Употребляется ли слово без не?
Да        Нет

Слитно

2.        Приставка недо- (замените слоном мало).
Да        Нет

Слитно

3.        Есть   или   подразумевается   противопоставление   (с   союзом а)?

Да        Нет

Раздельно

4.        Есть пояснительное слово с ни?
Да        Нет
Раздельно

5.        Не входит в состав отрицательных оборотов: вовсе не, далеко не, отнюдь не, едва ли не, чуть ли не.

Да        Нет

Раздельно

6.        Определите часть речи.
Имя существительное
прилагательное        Слитно
наречие

Краткое прилагательное: не имеет полной формы или имеет в ней другое значение.
Да        Нет

Раздельно                Слитно

Полное причастие: есть зависимое слово (кроме: весьма, очень, совсем, крайне, совершенно).        .

Да        Нет

                                    Раздельно         Слитно

Глагол, деепричастие, краткая форма причастия;

числительное, сравнительная степень прилагательного и наречия;

прилагательное, обозначающее цвет; слова, написанные через дефис; местоимения (кроме: отрицательных и неопределенных); предлоги (кроме: несмотря на, невзирая на)

с не пишутся раздельно.

  1. Правописание частиц не и ни.

При глаголе-сказуемом.

Да

Нет

  1. Обозначает отрицание

Да                       Нет

не

  1. Употребляется в роли повторяющегося союза (в предложении с отрицательным сказуемым)

Да                                        Нет

ни

  1. Обозначает утверждение в восклицательном или вопросительном предложении

Да                              Нет

не

  1. Усиливает отрицание (в предложении с отрицательным сказуемым)

Да                           Нет

ни

  1. Обозначает утверждение (двойное отрицание)

Да                               Нет

не

  1. Усиливает утвердительное значение в придаточном предложении с уступительным оттенком (куда ни…, где бы ни…, кого бы ни …)

Да                           Нет

ни

  1. В придаточном времени (пока не…)

Да                               Нет

не                                ни

Материал для самоконтроля.

Кого (не, ни) спрашивали сегодня, тот ответит завтра. Спрашивали – сказуемое, частица обозначает отрицание – не.

Где я (не, ни) бывал, так это на Енисее. Частица обозначает отрицание при глаголе-сказуемом, поэтому – не.

Кого (не, ни) спрашивали, все говорили о нём хорошо. Частица усиливает утвердительное значение (кого н… спрашивали – всех спрашивали), поэтому – ни.

- Отгадайте загадки. Вставьте необходимые буквы.

Рас..ыпался г..рох на сем..десят дорог; (не, ни) тебе, (не, ни)  мне его (не, ни) собрать. Стоит столб, г..рит огнём – (не, ни) идёт, всяк за ворот б..рёт.

- Вставьте, где нужно, не или ни.

  1. 1) К кому (не, ни) обращался Ростов, (не, ни) кто (не, ни) мог сказать, (не, ни) где был государь, (не, ни) где был Кутузов. (Л.Н. Толстой). 2) Кого только (не, ни) носил на себе Гульсары! Кто только (не, ни) ездил на нём! (Ч. Айтматов.) 3) А ведь ворон (не, ни) жарят, (не, ни) варят. 4) Который палец (не, ни) укуси, всё больно.

  1.                                                              Хороший совет

- Еш.., Сашенька! – сказала мама.

А Сашенька (не, ни) ест упрямо:

- (Не, ни) взяли вы меня в кино

И (не, ни) купили «эскимо»!

А я в ответ придумал месть:

Я (не, ни) когда (не, ни) буду есть –

(Не, ни) хлеба с маслом, (не, ни) кефира,

(Не, ни) супа, каши и (не, ни) сыра!

(Не, ни) нужен мне ужин,

(не, ни) нужен обед

И даже (не, ни) нужно

Мне больше конфет!

Пусть стану бледен, стану худ,

Но откажусь от всяких блюд!

Пусть высохнет, как щепка, тело

— Ну, что ж, твое, голубчик, дело,

Но ты поеш..,— сказала мать,—

И легче будет голодать!

(В. Михановский.)

  1.                                                        Знаете ли вы?

Откуда появились правила поведения?

(Не, ни) кто этих правил (не, ни) выдумывал. Они созд..вались в народ.. постепе..о.  И возникали отнюдь (не, ни) случайно. Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вош..л!»

«А зачем ее сн..мать? — думал ты с досадой.— И откуда вз..лось такое правило?»

А вот откуда.

Ты, конечно, очень уд..вился бы, встретив на улиц., человека, одетого в костюм из... листового ж..леза: шапка ж..лезная, куртка ж..лезная, брюки ж..лезные, сапоги ж..лезные и даже рук..вицы ж..лезные. Но если ты побываешь в Москве в Оружейной п..лате или в Санкт-Петербурге в Эрмитаж.., то увид..шь такие ж..лезные костюмы — рыцарские латы.

Их носили в старину, лет примерно сем..сот — восемьсот назад, рыцари. И надевали, не только готовясь к бою, но и собираясь, скажем, в гости. Потому что путешествовать в те времена было довольно опас..но. По дорогам ск..тались в поисках д..бычи бездомные бр..дяги, в др..мучих лесах укрывались шайки разбойников, поджидавших проезжего. Но вот на пути оказался дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь сн..мал свой шлем.

«Я тебя (не, ни) опасаюсь,— говорил он этим жестом хозяину.— Вид..шь, моя голова открыта. Я тебе дов..ряю. Ты хороший человек, (не, ни) грабитель и (не, ни) предатель. Удара и (з/с) подтишка (не, ни) на-несеш..».

Суровые времена давно прошли. Но обычай — входя в комнату, сн..мать шапку — остался. (А. Дорохов.)

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

  1. Перед сказуемым стоят слова: это, вот, значит, это значит

Да                                                           Нет

Ставится

     

      2.  Подлежащее не местоимение, а сказуемое выражено:

а)  именем существительным в именительном падеже;

б)  числительным в именительном падеже;

в)  неопределенной формой глагола

Да                                     Нет

Ставится

  1. Перед сказуемым (кроме сказуемого, выраженного неопределенной формой глагола) стоят:

а)  частица не; слова не только, не просто;

б)  относящийся к сказуемому несогласованный второстепенный член или частица;

в)  сравнительные союзы как, словно, будто, точно, что, вроде, все равно, все равно как, все равно что

Да                   Нет

Не ставится

4. При обратном порядке главных членов предложения, выраженных именами существительными Да                   Нет

Не ставится   В зависимости от смысла и интонации может не ставиться

Материал    для    самоконтроля.

1) Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой.) 2) Есть высшая гордость на свете — прожить без поблажек и льгот. И в радости, и в лихолетье делить твою долю, народ. (Ю. Друнина.)

— Расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы.

I.1) Математика — самый короткий путь к самостоятельному мышлению. (В. А. Каверин.) 2) Техника будущего — это прежде всего физика в ее пр..л..жениях. (А. Ф. Иоффе.) 3) Истина это то, что выдерживает проверку опытом. (А. Эйнштейн.) 4) Лу..ший пророк для будущего прошлое. (Д. Байрон.) 5) Хорошо поставить вопрос значит уже (на) половину решить его. (Д. И. Менделеев.)

II.   1) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения (не, ни) (к) чему н.. служат. (А. С. Пушкин.) 2) Краткость сестра таланта. (А. П. Чехов.) 3) Искусство писать это искусство сокращать. (А. П. Чехов.) 4) Слово выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обр..щат..ся с ним. (Л. Н. Толстой.) 5) Писание мое есть весь я. (Л. Н. Толстой.) 6) Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый (не) погрешимый — время. (В. Г. Белинский.) 7) Прочитать хорошую книгу это огромная радость. (М. Горький.)    8)    Хорошая    книга    точно    беседа    с    умным    человеком. (А. Н. Толстой.) 9) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием. (С. И. Танеев.) 10) Общение с книгой высшая и (не) заменимая форма интеллектуального развития человека. (А. Т. Твардовский.) 11) Читать это еще (н..) чего (н..) значит; что читать и как понимать читаемое вот в чем главное дело. (К. Д. Ушинский.)

III. 1) Уважение  к  минувшему вот черта  отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин.) 2) Я страница твоему перу. Все пр..му. Я  белая страница. Я  хранитель твоему добру: возвращу и возвращу ст..рицей. (М. И. Цветаева.) 3) Слово как дождь: один раз великая благодать, второй раз — хорошо, третий раз терпимо, четвертый бедствие и напасть. (Р. Г. Гамзатов.) 4) Тема сундук с добром. Слово ключ от этого сундука. Но добро в сундуке должно быть свое, а (н..) чужое. (Р. Г. Гамзатов.) 5) Опыт дитя мысли, а мысль дитя действа. (Б. Дизра-эли.) 6) Писать как ледяной водой обливат..ся. Первое время жутко, потом пр..выкаешь. (К. Г. Паустовский.)

Рабочие версии уроков в форме диалога по теме «Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении».

УРОК-«ПОГРУЖЕНИЕ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИАЛОГА

Цели урока:

1) формирование знаний пунктуационных правил и умений их применять;

2) приобщение к диалогу с учителем, одноклассником, самим собой.

Опорными лингвистическими знаниями и умениями являются:

1)  безошибочное    нахождение    сложного    предложения    в тексте;

2)  разграничение  союзных  и  бессоюзных сложных  предложений;

3)  определение    равноправия    или    неравноправия    частей сложного предложения;

4)  обнаружение смысловых отношений между неравноправными частями сложного предложения (причинных, временных, условных, сравнительных, следствия-вывода).

I. Задание студентам.

— До изучения темы придумайте вопросы, которые бы выявляли необходимые знания для изучения правил о постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении. Сравните их с вопросами преподавателя и подготовьте ответы на те из них, которых у вас не оказалось.

1.   Как отличить сложное предложение от простого?

2.   По каким признакам различаются союзные и бессоюзные предложения?                       

3.   Какие смысловые отношения могут быть между частями сложного предложения? Проследите на материале сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Объясните, как вы понимаете смысл этих терминов.

4.   Какие смысловые отношения могут быть между частями сложноподчиненного предложения?

5.  Как определять эти смысловые отношения? II. Построение таблицы.

II.         Построение таблицы

Обоснование

пунктуационного

знака

Примеры

Сложное бессоюзное предложение

1.  Части   равноправны запятая

То же, части осложнены точка с запятой

2.  Части неравноправны (одна зависит от другой)

Интонация

          ^ : ^ .

Интонация

         / - ^ .

1)   Сосна кормит, липа обувает.

2)   Грач на проталинку, скворец на прогалинку.

3)   Мой сад с  каждым днем  увядает; Помят он, поломан и пуст.

(А. Майков.)

1)   Увидал    скворца,    знай:    весна    у крыльца.

2)   Январь — сечень: сечет зиму пополам.

3)   Между атмосферой  и океаном  постоянный  взаимообмен:   атмосфера дает океану воздух, океан дает атмосфере воду.   (Ф.  Д.  Кривин.)

4)   Дивишься    драгоценности    нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг...  (Н. В. Гоголь.)

5)   Весна да осень — на дню погод восемь (если..., когда..., ...так что...).

6)   Грачи прямо на гнезда летят — весна будет теплой (если...).

7)   Собака лает — соловей молчит.

8)   Соловей — птичка-невеличка, а запоет — лес дрожит.

9)   Знойный июнь — на боровики плюнь.

10) Затянулись    дожди — груздей     не жди.

11) Зацветет  рожь  —   колосовик  найдешь.

III. Алгоритм распознавания знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.

1. Части    сложного    бессоюзного    предложения (между ними можно поставить союз и)

Да

запятая

Если части осложнены

(распространены)

точка    с   запятой

2. Вторая часть:

а)  раскрывает содержание первой  (а именно);

б)  указывает причину (потому что);

в)  дополняет

Да                                                                       Нет

двоеточие                                                           тире

                                                              Для самопроверки

                                                      1)  Вторая часть содержит:

                                                       а)  вывод, следствие (так что);

                                                       б)  сравнение  (будто, словно).

                                                                         

                                                       2)  Первая часть имеет значение:

                                                           а)  условия  (если);

                                                         б)  времени (когда).

                                                       3)  Обе части содержат:

                                                        а)  быструю смену действий;

                                                        б)  противопоставление (союз а).

 IV. Формирование пунктуационных умений.

1. Объясните постановку знаков препинания.

I. 1) Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья, Россия воспрянет ото сна... (А. С. Пушкин.) 2) Ветер принес издалека песни весенней намек, где-то светло и глубоко неба открылся клочок. (А. А. Блок.) 3) Нет, не тебя так пылко я люблю, не для меня красы твоей бл..станье: люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою. (М. Ю. Лермонтов.) 4) Мне грустно, потому что я тебя люблю и знаю: молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М. Ю. Лермонтов.)

II. 1) Всяческая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от нее засоряется. 2) Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам. 3) Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить. 4) Смотри вдаль — увидишь даль; смотри в небо — увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя. 5) Многие люди подобны колбасам: чем их начиняют, то они и носят в себе.

(К. Прутков.)

III.   1) Прямо ли, криво ли вижу, только душою киплю: так глубоко ненавижу, так бескорыстно люблю! 2) Приподнимая косулю тяжелую, баба порезала ноженьку голую — некогда кровь унимать! 3) Если долго сдержанные муки, накипев, под сердце подойдут, я пишу: рифмованные звуки нарушают мой обычный труд. 4) Поражена потерей невозвратной, душа моя уныла и слаба: ни гордости, ни веры благодатной — постыдное бессилие раба! 5) На тебя заглядеться не диво, полюбить тебя всякий не прочь: вьется алая лента игриво в волосах твоих, черных как ночь.

(Н. А. Некрасов.)

IV.   1) Пришел  июнь — на  рыбалку  плюнь.  2)  Была  бы  спина — найдется и вина. 3) В камень стрелять — только стрелы терять. 4) Волков бояться — в лес не ходить. 5) Воду (в ступе) толочь — вода и будет. 6) Говорить правду — терять дружбу. 7) Дают — бери, бьют — беги. 8) Лес рубят — щепки летят. (Пословицы.)

2. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку. Используйте свою часть задания как взаимодиктант.

I.   1) Дружно не грузно, а врозь хоть брось. 2) Закон что дышло куда  повернул,  туда   и   вышло.  3) Коготок увяз  всей  птичке пропасть. 4) Много спать добра не видать. 5) На охоту ехать собак кормить. 6) На посуле, что на стуле посидишь да и встанешь. 7) Поклониться голова не отвалится. 8) С волками жить по-волчьи выть. 9) С миру по нитке — голому   рубашка.   10)  Свои  люди   сочтемся.   11)  Семь  бед  один   ответ. 12) Слово не воробей, вылетит (выпустишь) — не поймаешь.

(Пословицы.)

II.  1) Ходят кони над рекою, ищут кони водопою, а к речке не идут больно берег крут.

      2) Шлем   да   панц..рь   да   седло

          Бинт бальзам пр..мочка...

Есть такое ремесло

Рыцарь-од..ночка.

Путешествуй там да сям,

Выручай кого(то)

И все время действуй сам

Вот и вся работа.

Право если рассудить

Это сумасбродство

Плетью обух колотить —

Что за донкихотство?

Смертным потом изойдешь

Никакого толка,

Только   сгин..шь,   н..   за   грош,

Вот и вся недолга.

(Ю. Ким.)

III.   1)  Пусть день далек у  нас  все те ж заветы  юношам  и девам    презренье   созревает    гневом    а    зрелость    гнева    есть    мятеж. 2)   Я   верю   новый   день   взойдет   средь   всех   несчастных   поколений. 3)  Умрешь начнешь опять сначала, и повторит..ся все, как (в)старь. Ночь ледяная рябь канала аптека улица фонарь. 4) О я хочу безумно жить все сущее увековечить, безличное очеловечить, несбывшееся воплотить! (А. А. Блок.)

IV.   1) Я был рожден для жизни мирной

Для деревенской тишины

В глуши звучнее голос лирный

Живее творческие сны.

       2) Я ехал к вам живые сны

За мной вились толпой игривой,

 И месяц с правой стороны

 Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь иные сны...

Душе влюбленной грустно было;

 И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

(А. С. Пушкин.)

V.  Подведение итогов.

Взаимообмен вопросами по теме, подбор примеров из выполненной работы для иллюстрации своих ответов.

VI.  Домашнее задание.

1.  Используя   таблицу   и   алгоритм,   подготовьте  сообщение о знаках препинания в сложном бессоюзном предложении.

2.   Выберите любое из предложенных заданий.

1) Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы   и   знаки   препинания.

I.  Бе..сон..ая ночь перед экзаменом хорошо это или плохо? По мнению доктора Хорна (США) отсутствие сна помож..т сконцентрироваться при устном ответ., но противопоказано перед сочинением. Он сч..тает что (не)достаток сна заставляет наш разум ориентироваться на то с чем уже преходилось сталкиваться. (Из газет.)

II.   1)  Буран (н..) месяц будет месть,

Концы начала зам..тет.

Внезапно вспомню со..нце есть;

Увижу свет давно не тот.

       2) Движения поспешные

Наверное опять

 Кому(то) что(то) грешное

 Приходиться скрывать.

(Б. Л. Пастернак.)

III.     Что(ж)? веселитесь...

           Он мучений

Последних вынести (н..) мог

Угас как светоч., дивный гений

Увял торжестве..ый венок.

(М. Ю. Лермонтов.)

IV.     Чудная картина

Как ты мне родна

 Белая р..внина

Полная луна

Свет небес высоких

И блестящий снег

И саней д..леких

Од..нокий бег.

(А. Фет.)

V.   1) Не пой красавица при мне Ты песен  Грузии печальной Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальний. 2) На холмах Грузии лежит ночная мгла Шумит Арагва предо мною. Мне грус..но и легко печаль моя светла Печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой...

(А. С. Пушкин.)

2)   Подготовьте самодиктант для  работы  на  уроке (зашифруйте текст).

3)   Подготовьте взаимодиктант для обмена на уроке со своим товарищем, умейте проверить и оценить работу товарища.

УРОК-ДИАЛОГ

Цели урока:

1) формирование необходимых пунктуационных умений;

2) выработка приемов диалога.

I. Преподаватель.

 Нам предстоит овладеть умением пользоваться, пожалуй, самой сложной пунктуацией — знаками препинания в сложном бессоюзном предложении.

Определите по названиям параграфов пунктуационные знаки, которые используются в бессоюзных сложных  предложениях. ( Это — запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)

Знакомство с новым материалом  о пунктуации в сложном бессоюзном предложении  произведём по четырём  источникам (работа по рядам)

I  ряд — Русский язык (Н.А. Герасименко).

II     ряд — Учебник   русского   языка.    Теория.   5— 9 классы (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова).

III   ряд — Справочник по пунктуации (Д. Э. Розенталь).

IV ряд – Русский язык (А.В Дудников и другие).

— Можно ли запомнить блок правил после одного прочтения? Покажите, в чем сложность этого материала.

Студент (ы). Невозможно овладеть правилами с одного приема, так как очень большой объем материала.

В группе сложилась проблемная ситуация: объем материала практически невозможно запомнить. Как же быть? Нужно искать какие-то рациональные приемы усвоения этого сложного материала.

Преподаватель. Какие языковые понятия следует вспомнить, чтобы усвоить эти правила?

Студент (ы). Следует вспомнить термины «предложение», «сложное предложение»,  сложносочиненное и сложноподчиненное предложения», «бессоюзное предложение».

Преподаватель. Выделим основные признаки названных лингвистических понятий.

Студент (ы). Предложение — основная синтаксическая единица, которая обладает. . .

Сложносочиненное предложение — это. . .

Сложноподчиненное предложение — это. . .

Сложное бессоюзное предложение — это. . .

Преподаватель. Для того чтобы запомнить блок правил и научиться ими пользоваться, необходимо применить рациональные приемы изучения: членение текста на части, группировка, классификация и др.

Какие же это приемы?

Студент (ы). Можно группировать материал по знакам препинания, тогда получится четыре группы в блоке информации.

Преподаватель.  А  нельзя   как-то  уменьшить  количество  групп?, объединив их каким-то образом?

Студент (ы).. . .?

Преподаватель. Я вам подскажу. Если отвлечься от деталей, можно представить следующее: смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения могут быть такими же — 1) как в сложносочиненном и 2) как в сложноподчиненном предложениях.

Какие же это отношения?

Студент (ы).. . .?

Преподаватель. Укажите принципиальные отличия в смысловых отношениях сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (см. учебник).

Студент (ы). Отношения могут быть равноправными (сложносочиненное) и неравноправными (сложноподчиненное) предложения. Следовательно, и в сложном бессоюзном предложении в общем виде могут быть равноправные и неравноправные смысловые отношения.

Преподаватель. Попытаемся определить знаки препинания при равноправных и неравноправных отношениях между частями сложного бессоюзного предложения.

Студент (ы). Это теперь сделать очень просто. При равноправных смысловых отношениях в сложном бессоюзном предложении ставится запятая и (реже) точка с запятой.

Преподаватель. Попытаемся построить таблицу, чтобы наглядно представить всю информацию.

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Смысловые отношения между частями

Равноправные

Неравноправные

 

Точка

 

 

Запятая

с запятой

Двоеточие

Тире

В  предложе-

То   же,   если

Первая      часть

Части проти-

нии перечисля-

предложения

требует   заверше-

вопоставлены

ются    какие-то

более    распро-

ния второй частью

по значению

факты

странены

 

(союз а)

Между частя-

Примеры

Вторая часть:

Первая часть

ми   можно   по-

 

1)  указывает

указывает на:

ставить союз и 

 

причину;

1)  время

Примеры   из

 

2)  поясняет

(когда); 

учебника

 

первую;

2)  условие

 

 

3)  дополняет

(если) 

 

 

смысл первой

Вторая со-

 

 

Примеры

держит вы-

 

 

 

вод (так  что)

Преподаватель. Теперь материал стал удобным для осмысления и запоминания. Но при диктанте пользоваться таблицей все же неудобно. Надо перевести таблицу в схему операционного умения — алгоритм. Какой первый шаг алгоритма?

II. Отработка пунктуационных умений. Совместная деятельность студентов в парах. Совершенствование навыков диалога (взаимо- и само-).

— Объясните (списывать не нужно) знаки препинания в 1 упражнении. Расставьте недостающие знаки препинания во II упражнении. Проверьте по I упражнению выполнение задания вашим товарищем в его II упражнении, помогите исправить ошибки.

Первый    студент   пары.

Упражнение I.

I. 1) В художественном произведении знаки зачастую играют роль нот, и выучиться им по учебнику нельзя; нужны чутье и опыт. (А. П. Чехов.) 2) Читается трояким образом: первое—читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье—читать и понимать даже то, что не написано. (Я. Б. Княжнин.) 3) Я — школяр в этом лучшем из лучших миров. Труд мой тяжек: учитель уж больно суров! До седин я у жизни хожу в подмастерьях, все еще не зачислен в разряд мастеров. (Омар Хайям.) 4) Посейте поступок— пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу. (У. Теккерей.) 5) Улыбнись над своими горестями — горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником — исчезнет его озлобление. Улыбнись и над своим озлоблением — не станет и его. (Я. Райнис.)

II. 1) Прочел хорошую книгу — встретился с другом. 2) С книгой поведешься — ума наберешься. 3) С книгой жить — век не тужить. 4) Нет умного соседа — с книгой беседуй. 5) С книгой не знаться — от людей отстать.

(Пословицы.)

Упражнение II.

I.   1) Я думаю как прекрасна земля и на ней человек. (С. А. Есенин.)

2)  Тот час уже в окно стучался не без торжестве..ых затей съезжались гости  и начальство различных рангов и статей. (А. Т. Твардовский.)

3)  В часы дорожные ночные бглядиш..ся глаз не отвести как Млечный Путь огни земные вдоль моего текут пути. (А. Т. Твардовский.) 4) Учение было для меня наилучшим средством против (не)пр..ятностей в жизни  не было такого  горя,  которого час чтения  не  рас..еял. (Ш.  Монтескье.) 5) В одежд., старайся быть изящным но не щ..голем признак изящества приличие а признак щегольства излишество. (Сократ.) 6) Тот человек кого ты любишь во мне конечно лу..ше меня я не такой. Hq, ты люби и я постараюсь быть лу..ше себя. (М. М. Пришвин.) 7) Проверяйте свои   поступки   сознанием   не   пр..чиняете   ли   вы   зла   неприятностей (не)удобств людям своими поступками. (В. А. Сухомлинский.) 8) Зорко одно лишь сер..це самого главного глазами не увид..шь. (А. Сент-Экзюпери.)

II.   1) Пером написано меч., не сотрет. 2) Дом без книги — день без со..нца. 3) Ласточка пр..летела скоро гром загремит. 4) Шумит зимой лес ожидай оттепели. 5) Синичка начинает с утра п..щать ожидай ночью мороза. 6) Редкий дождь жди грибов. 7) Утром на траве нет росы к ноч.. ожидай дождя. 8) Появились опенки лето отошло. 9) Зимой вьюги летом ненастье.

Второй    ученик    пары.

Упражнение I.

  1. 1) Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. (С. А. Есенин.) 2) Тот час уже в окно стучался не без торжественных затей: съезжались гости и начальство различных рангов и статей. (А. Т. Твардовский.) 3) В часы дорожные ночные вглядишься — глаз не отвести: как Млечный Путь, огни земные вдоль моего текут пути. (А. Т. Твардовский.) 4) Учение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял. (Ш. Монтескье.) 5) В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество. (Сократ.) 6) Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но тьг люби, и я постараюсь быть лучше себя. (М. М. Пришвин.) 7) Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. (В. А. Сухомлинский.) 8) Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь. (А. Сент-Экзюпери.)

II. 1) Пером написано — меч не сотрет. 2) Дом без книги — день без солнца. 3) Ласточка прилетела — скоро гром загремит. 4) Шумит зимой лес — ожидай оттепели. 5) Синичка начинает с утра пищать — ожидай ночью мороза. 6) Редкий дождь — жди грибов. 7) Утром на траве нет росы — к ночи ожидай дождя. 8) Появились опенки — лето отошло. 9) Зимой вьюги — летом ненастье.

Упражнение II.

I.   1) В художестве..ом  произведении знаки зачастую играют роль нот и выучит..ся им по учебнику нельзя нужны чутье и опыт. (А. П. Чехов.) 2) Читается трояким образом первое читать и не пон..мать второе читать и пон..мать третье читать и нон..мать даже то что не написано. (Я. Б. Княжнин.) 3) Я школяр в этом лу..шем из лу..ших миров. Труд мой тяжек учитель уж больно суров! До седин я у жизн.. хожу в подмастерьях, все еще не зачислен в разряд мастеров. (Омар Хайам.) 4) Посейте поступок пожнете пр..вычку посейте пр..вычку пожнете характер посейте характер и вы пожнете судьбу. (У. Теккерей.) 5) Улыбнись над своими горестями горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником исчезнет его озлобление. Улыбнись и над своим озлоблением не станет и его.(Я. Райнис.)

II.   1) Прочел хорошую книгу встретился с другом. 2) С книгой пове-деш.хя ума наб..решься. 3) С книгой жить век не тужить. 4) Нет умного соседа  с  книгой  беседуй.  5) С  книгой  не знат.хя  от людей  отстать.

(Пословицы.)

Учащиеся помогают друг другу выполнять задания и овладевают умением диалога-сотрудничества.

III.  Затем преподаватель предлагает совместное задание. Студенты, пользуясь алгоритмом, вставляют пропущенные знаки препинания и готовятся к сообщению правил постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.

Совместное задание может быть организовано с помощью текстов, по ним же проводится и самопроверка.

IV.   Подведение итогов.  Взаимообмен вопросами по изученным  правилам.  Подбор примеров.

V.  Домашнее задание.

1.  Для   всей группы.  Подготовьте  сообщение  о  постановке знаков препинания в сложном бессоюзном предложении, подберите необходимые примеры.

2.   Выберите любое задание и выполните его.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

I.                  Во дни веселий и ж..ланий

Я был от балов без ума

Верней нет места для признаний1

                      И для вручения письма.

О вы почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги

Прошу мою заметить реч..

Я вас хочу пр..достереч..

Вы так(же) маменьки построже

 За дочерьми см..трите (в)след

Держите прямо свой лорнет!

(А. С., Пушкин.)

II. 1) А уж прошлое каж..тся стран..ым и руке (не) в..рнут..ся к труду сердце знает что гостем жела..ым буду я в соловьином саду... 2) Вдруг в..денье большая дорога и усталая поступь осла... 3) Св..рель поет взошла звезда пастух гони стада... 4) И кто посмотрит (с)низу на меня тот испуга..тся такой я (не)подвижный, в широкой шляп.. . 5) Я не таков пусть буду снами заворож..н,— в м..тежный час взмахну крылами и сброшу сон.

(А. А. Блок.)

2) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

I.                       Но продуман распорядок действий

И (не)отвратим конец пути.                                   ...

Я один все тон..т в фарисействе.

Жизнь прожить не поле перейти. (Б. Л. Пастернак.)

II.   1) Происшествие с Розой.

Не распускается бутон своих шипов боится он.

       2)  Попадание.

Дети (не)легкого века в точности знаем уже мы легче попасть в человека нежели в суть проблемы.

(С. Е. Леи,.}

      3)  Подготовьте самодиктант по тексту.

Патриаршие пруды

Город спит. (На)утро сильный холод

Морщ..т клены около воды.

Ветер брод..т ветками исколот

Морщ..т Патриаршие пруды.

Нет часов и догадаться трудно

Может пять а может без пяти...

Вот уже на улицах безлюдных

Первые тро(л/лл)ейбусы в пути.

Как прозрачно на бульварах стало

Осень расточительно щедра,

Столько листьев за ночь разбр..сала

Их пожалуй за день не убрать.

Дворник наш в..рчит на эти клены

И до солнца  встав часов с шести,

Заметает листья на г..зоны

Словно осень можно замести.

(С. Стернин.)

4)  Подготовьтесь  к  самодиктанту.  Установите  автора  этих строк и произведение. Проверьте орфограммы и пунктограммы по тексту.

Предвижу все вас оскорбит

Печальной тайны об..ясненье.

Какое горькое пр..зренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

...Случайно вас когда(то) встретя

В вас искру нежности заметя

Я ей поверить не посмел

Пр..вычке милой не дал ходу

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

...И я л..шен того для вас

Тащусь (по)всюду (на)удачу

Мне дорог день мне дорог час

А я в напрасной скук.. трачу

Судьбой отсчита..ые дни.

И так уж тягостны они.

Я знаю век уж мой измер..н

Но что(б) продлилась жизнь моя

Я утром должен быть уверен

Что с вами днем увижусь я...

Боюсь в мольбе моей см..ренной

Увид..ть ваш суровый взор

Затеи хитрости пр..зренной

И слышу гневный ваш укор.

...Но так и быть я сам себе

Противиться не в силах боле

Все решено я в вашей вол..

И предаюсь моей судьбе.

5)  Восстановите (расшифруйте) текст песни В. С. Высоцкого «Он   не   вернулся  из   боя»,   используя   магнитофонную  запись. Сравните   свой   вариант  записи   с   вариантом   одноклассников и учителя. Почему в ряде случаев знаки препинания не совпадают?

6)  Подберите текст и подготовьте самодиктант, зашифровав буквы и знаки препинания. После выполнения на занятии за безошибочную работу будут поставлены две оценки: первая — за подготовку самодиктанта; вторая — за выполнение работы.

7)  Подберите текст и подготовьте взаимодиктант. В классе обменяйтесь с товарищем, выполните его задание. Ставятся три оценки:  за   подготовку  диктанта,   проверку  работы  товарища, а   также   за   выполнение   работы,   подготовленной   товарищем.

Выработка умений диалога начинается во внешнем плане, а совершенствуется во внутреннем. Преподаватель  постоянно меняет условия учебной деятельности, в которой чередуются внешний и внутренний диалоги. Так постепенно формируются основы для самообразования.

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..1
  2. Значение диалога при обучении   ……………………………………2              
  3. Обучение студентов диалогу на лингвистическую тему………….4
  4. Рабочие версии уроков в форме диалога по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (урок-погружение, урок-диалог)………………………………….......14

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Презентация помогает организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С1 ГИА по русскому языку). Учащиеся, анализируя текст, повторяют алгоритм написания сочи...

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Обучение паписанию сочинения на лингвистическую тему

Урок- презентация подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данной презентации является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую ...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сочинения на лингвистическую тему"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...