План работы кружка выразительная речь
материал по русскому языку (6 класс) по теме

выразительная речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka_vyrazitelnaya_rech.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

 «Согласовано»                                                                                                        «Утверждаю»

  О.В Ефремова                                                                                                        Т.А. Грищенко

  Замдиректора по У.В.Р.                                                                     Директор МОУСОШ №10

  МОУСОШ №10.                                                                                       «___»_________2009г.

  «___»_________2009г.

Образовательная

Программа

дополнительного образования детей

 «Выразительная речь».

для обучения детей 11-13 летнего возраста

продолжительность освоения 1 год.

                                                                    Разработчик:

                                                               Корзан Татьяна Федоровна

                                                           Педагог дополнительного

                                      образования 

г. Сальск

2010 год

Пояснительная записка

Цель кружка «Выразительная речь» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  2. Формирование общей культуры;
  3. Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы  кружка «Выразительная речь» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:

  1. Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  2. Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  3. Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
  4. Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Методические рекомендации к организации занятий по программе кружка «Выразительная речь»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Учебный план на год

Разделы программы

Количество часов

1 год

70

1

Введение

2

2

Культура и техника речи

11

3

Ритмопластика

12

4

Театральная игра

27

5

Этика и этикет

18

 

Всего часов

70

Учебно-тематический план на один год

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Учебно-тематический план 1-го года обучения
I полугодие

1 Введение(2)

1.1

1.2

1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

2

 

2 Культура и техника речи(11)

2.1

2.2

2.3

2.4

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

4

 

2.5

2.6

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

2

 

2.7

2.8

Игры на развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

2

2.9

2.10

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

2

2.11

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

1

3 Ритмопластика(12)

3.1

3.2

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

2

 

3.4

3.5

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

2

 

3.6

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

1

3.7

3.8

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

2

3.9

3.10

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

2

3.11

3.12

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

2

4 Театральная игра(27)

4.1

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

4.2

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

1

 

4.3

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

1

 

4.4

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

4.5

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

 

4.6

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

4.7

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

4.8

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

1

 

4.9

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

1

 

4.10

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

1

4.11

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

1

4.12

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

1

 

4.13

4.14

Генеральная репетиция в костюмах.

2

 

4.15

Выступление со спектаклем перед учениками школы.

1

 

4.16

Анализ выступления.

1

 

4.17

4.18

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

2

4.19

Анализ мимики своего лица.

1

4.20

4.24

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

5

2.25

Генеральная репетиция.

1

4.26

Выступление перед учащимися класса.

1

4.27

Анализ выступления.

1

5 Этика и этикет(18)

5.1

5.2

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

2

 

5.3

5.4

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

2

 

5.5

5.6

Привычки дурного тона. (Этикет)

2

 

5.7

5.9

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)

3

 

5.10

5.11

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

2

5.12

5.13

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

2

5.14

5.15

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

2

5.16

5.17

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

2

5.18

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

1

Итого

70

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юный информатик"

Кружок проводится 1 час в неделю для 8-11 классов....

План работы кружка "Путешествие в мир растений"

В соответствии с новыми стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение растений.  Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающий познавательный интерес ...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....


 

Комментарии

+ программа