План работы кружка выразительная речь
материал по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
«Согласовано» «Утверждаю»
О.В Ефремова Т.А. Грищенко
Замдиректора по У.В.Р. Директор МОУСОШ №10
МОУСОШ №10. «___»_________2009г.
«___»_________2009г.
Образовательная
Программа
дополнительного образования детей
«Выразительная речь».
для обучения детей 11-13 летнего возраста
продолжительность освоения 1 год.
Разработчик:
Корзан Татьяна Федоровна
Педагог дополнительного
образования
г. Сальск
2010 год
Пояснительная записка
Цель кружка «Выразительная речь» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
- Формирование общей культуры;
- Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.
В результате освоения программы кружка «Выразительная речь» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
- Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
- Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Методические рекомендации к организации занятий по программе кружка «Выразительная речь»
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Учебный план на год
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 70 | ||
1 | Введение | 2 | |
2 | Культура и техника речи | 11 | |
3 | Ритмопластика | 12 | |
4 | Театральная игра | 27 | |
5 | Этика и этикет | 18 | |
| Всего часов | 70 |
Учебно-тематический план на один год
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | |||
1 Введение(2) | |||
1.1 1.2 | 1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 2 |
|
2 Культура и техника речи(11) | |||
2.1 2.2 2.3 2.4 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | 4 |
|
2.5 2.6 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 2 |
|
2.7 2.8 | Игры на развитие языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 2 | |
2.9 2.10 | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | 2 | |
2.11 | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | 1 | |
3 Ритмопластика(12) | |||
3.1 3.2 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 2 |
|
3.4 3.5 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 2 |
|
3.6 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 1 | |
3.7 3.8 | Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 2 | |
3.9 3.10 | Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | 2 | |
3.11 3.12 | Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | 2 | |
4 Театральная игра(27) | |||
4.1 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 1 |
|
4.2 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | 1 |
|
4.3 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | 1 |
|
4.4 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 |
|
4.5 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
|
4.6 | Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
4.7 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
4.8 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 1 |
|
4.9 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | 1 |
|
4.10 | Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил». | 1 | |
4.11 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. | 1 | |
4.12 | Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 1 |
|
4.13 4.14 | Генеральная репетиция в костюмах. | 2 |
|
4.15 | Выступление со спектаклем перед учениками школы. | 1 |
|
4.16 | Анализ выступления. | 1 |
|
4.17 4.18 | Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 2 | |
4.19 | Анализ мимики своего лица. | 1 | |
4.20 4.24 | Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | 5 | |
2.25 | Генеральная репетиция. | 1 | |
4.26 | Выступление перед учащимися класса. | 1 | |
4.27 | Анализ выступления. | 1 | |
5 Этика и этикет(18) | |||
5.1 5.2 | Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | 2 |
|
5.3 5.4 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 2 |
|
5.5 5.6 | Привычки дурного тона. (Этикет) | 2 |
|
5.7 5.9 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) | 3 |
|
5.10 5.11 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») | 2 | |
5.12 5.13 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | 2 | |
5.14 5.15 | (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | 2 | |
5.16 5.17 | Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | 2 | |
5.18 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | 1 | |
Итого | 70 |
Список литературы
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Юный информатик"
Кружок проводится 1 час в неделю для 8-11 классов....
План работы кружка "Путешествие в мир растений"
В соответствии с новыми стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение растений. Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающий познавательный интерес ...
План работы кружка "Путешествие в мир растений"
План работы кружка...
План работы кружка " Математика после уроков"
План работы кружка...
Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»...
Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Комментарии
+ программа
+ программа