Тестирование по теме "Лексика". 10 класс
тест по русскому языку (10 класс) по теме
Работа составлена на основе учебника "Русский язык. 10-11 классы."(Гольцова Н. Г., Шамшин И. В.); состоит из 5 вариантов,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тестирование по теме "Лексика" 10 класс. | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачет по теме «Лексика».
Вариант 1.
1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.
1) Узкая дорога. 2) Он – величина в искусстве. 3) Алмазное небо.
4) Верх совершенства. 5) Хвойный лес.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
1) Лететь на самолете – лететь со стула.
2) Мудрый старец – мудрое решение.
3) Мутная вода – мутное сознание.
4) Лава вулкана – угольная лава.
5) Кирпичный завод – завод у часов.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.
1) Военный блок – подъемный блок.
2) Железный прут – илистый пруд.
3) Временные постройки – временные отношения.
4) Породистая такса – умеренная такса.
5) Рублю дрова – дали по рублю.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1) Собрание (провести; произвести).
2) Производство (эффектное; эффективное).
3) Внешность (эффектная; эффективная).
4) Замечание (дельное; деловое).
5) Чернила (водные; водянистые).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.
1) Душой дитя – судьбой монах. (М.Лермонтов)
2) Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)
3) Под «таранным» стилем я понимаю ловлю шайбы на корпус не только защитниками, но и форвардами. (Из газеты)
4) Все было интересно, все важное необходимо, даже неинтересное было интересным, потому что требовало активного к себе отношения. (Ю.Герман)
5) Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?
1) Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда была бы открыта очень скоро.
2) Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем.
3) – Клянусь вам, вы не пожалеете и не раскаетесь, – сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете учиться, и там пусть вас носит судьба.
4) О, если б поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным.
5) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад, и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).
1) епанча 2) мушкет 3) кольчуга 4) гусар 5) алебарда
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?
1) Красивые руки. 2) Согреть руки. 3) Ранить в руку. 4) На скорую руку.
5) Умывать руки.
Зачет по теме «Лексика».
Вариант 2.
1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.
1) Малая величина. 2) Гасить ссору. 3) Верх дома. 4) Седой пепел.
5) Ситец неба.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
1) Нагнать беглеца – нагнать тоску.
2) Халат из байки – слушать байки.
3) Напряженная работа – напряженные отношения.
4) Нести чемодан – нести наказание.
5) Консервная банка – песчаная банка.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.
1) Ключ от квартиры – студеный ключ. 2) Металлургический завод – неисправный завод.
3) Съедобный гриб – вирусный грипп. 4) Попадали в цель – попадали от ветра.
5) Тенистый парк – троллейбусный парк.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1) Оттенок (земляной; землистый). 2) Грубый (невежда; невежа).
3) Несведущий (невежда; невежа). 4) Племя (военное; воинственное).
5) Шелк (искусственный; искусный).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.
1) Тогда она принялась стучать то кротко, то властно, пока настороженный Машин голос не спросил из-за двери. (Л.Леонов)
2) Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов)
3) Несмотря на родство, между ними стояли равнодушие и рознь. (Л.Леонов)
4) И сразу взамен невезенья в любви проявилось насмешливое к нему благоволение удачи. (Л.Леонов)
5) Горе старит, а радость молодит. (Пословица)6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?
1) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
2) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
3) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
4) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.
5) Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).
1) есаул 2) вече 3) казна 4) нервический 5) рукомесло
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?
1) Вымыть руки. 2) Золотые руки. 3) Надеть на руку. 4) Помахать рукой.
5) С легкой руки.
Зачет по теме «Лексика».
Вариант 3.
1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.
1) Встретить знакомого. 2) Встретить Новый год. 3) Гасить свечу. 4) Сказать правду.
5) Мягкие манеры.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
1) Механический блок – военный блок. 2) Болтать ногами – болтать языком.
3) Земляной вал – стальной вал. 4) Номер автомобиля – номер одежды.
5) Оборвать лепестки – оборвать спорщика.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.
1) Репчатый лук – старинный лук . 2) Порядочный человек – порядочный нахал.
3) Три морковь – три рубля. 4) Книжные полки – вражеские полки.
5) Острая коса – русая коса.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1) Кисель (водянистый; водный). 2) Подход (дельный; деловой).
3) Родство (кровяное; кровное). 4) Вал (земельный; земляной).
5) Поверхность (землистая; земная).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.
1) На чужбине и калач не в радость, а на родине и чужой хлеб в сладость. (Пословица)
2) Светлые и темные воспоминания одинаково его терзали. (И.Тургенев)
3) На своей стороне мило, на чужой постыло. (Пословица)
4) Ну что ж ты, ненаглядный и бессовестный мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь? (Л.Леонов)
5) Бызин хмурился и прятал глаза, а Семен Митрофанович улыбался. (Б.Васильев)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?
1) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на рояле, и звуки доносились слабые, неясные.
2) На лице у него всегда было написано отчаяние, но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство.
3) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С одной стороны, публика невежественная, дикая. Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер дождь.
4) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная, пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню, гуляла по саду.
5) – Вы не можете даже представить себе, как много вы сделали для меня, мой хороший Саша! В сущности, для меня вы теперь самый близкий, самый родной человек.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).
1) волость 2) меньшевик 3) продразверстка 4) десница 5) лукавствовать
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?
1) Плыть в руки. 2) Сон в руку. 3) Отбиться от рук. 4) Перевязать руку.
5) Схватить рукой
Зачет по теме «Лексика».
Вариант 4.
1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.
1) Бархат ночи. 2) Лезвие огня. 3) Зеленое поле. 4) Связать инициативу.
5) Перебросить войска.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
1) Внешний вид – глагольный вид. 2) Широкий ворот – грузоподъемный ворот.
3) Топить печь – топить корабль. 4) Освободиться от плена – освободиться от заведования.
5) Отделение в концерте – отделение в пехоте.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.
1) Повод для ссоры – повод для лошади. 2) Критическая статья – критическая ситуация.
3) Лечу самолетом – лечу зубы. 4) Глубокая балка – стальная балка.
5) Воздушный замок – врезной замок.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1) Платок (цветистый; цветочный). 2) Смысл (двоякий; двойной).
3) Покров (кожный; кожаный). 4) Признательность (государства; людей).
5) Мастер (искусственный; искусный).
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.
1) И там кончился один мир и начался другой. (В.Инбер)
2) Ольга Ивановна вспомнила свою жизнь с ним, от начала до конца, со всеми подробностями. (А.Чехов)
3) Лаяли собаки, и слышалась, то появляясь, то исчезая, песня. (М.Горький)
4) А ранним утром стало ясно,
Что сомневался я не зря,
Что верил все-таки напрасно
Теплу в средине декабря. (В.Кузнецов)
5) Не знали, казнить ли смельчаков, миловать ли. (В.Горбачев)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?
1) Она много читала, не писала в письмах ъ, называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной, боялся ее и не любил бывать дома.
2) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.
3) ...он (Саша) и постарел, и похудел, и все покашливал. И почему-то показался он Наде серым, провинциальным.
4) – А вот и отец идет! – обрадовался Андрей Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку, право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, – славный старик, добрый старик.
5) – Голубчик мой! – зарыдала Оленька, – Ванечка мой миленький, голубчик мой! На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?..
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).
1) доколе
2) белогвардеец
3) ланита
4) нумер
5) кадет
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?
1) Под горячую руку.
2) Положа руку на сердце.
3) Тяжел на руку.
4) Сломать руку.
5) Прикоснуться рукой.
Зачет по теме «Лексика».
Вариант 5
1. Определите тип лексического значения (прямое или переносное) выделенных слов.
1) Море смеялось.
2) Руки человека.
3) Пепел воспоминания.
4) Седая борода.
5) Короткие волосы.
2. Определите среди выделенных слов многозначные слова и омонимы.
1) Глава правительства – глава книги.
2) Трудовая дисциплина – гуманитарная дисциплина.
3) Выбивать дробь – десятичная дробь.
4) Рабочий класс – подготовительный класс.
5) Хвойные леса – строительные леса.
3. Найдите омонимичные слова или омонимы и определите их тип.
1) Сегодня среда – неблагополучная среда.
2) Односоставное предложение – выгодное предложение.
3) Ударный слог – высокий слог.
4) Непромокаемый дождевик – крупный дождевик.
5) Простой мотив – простой станка.
4. Образуйте словосочетание, выбрав подходящий по смыслу пароним.
1) Отношения (производительные; производственные).
2) путь (житейский; жизненный)
3) способ (эффектный; эффективный)
4) обед (сытый; сытный)
5) замок (мудрый; мудреный)
5. Определите тип антонимов (общеязыковые или контекстуальные) в выделенных словах в следующих предложениях.
1) Целый луг в узор врисуют.
Там закат, а тут – рассвет. (С.Кирсанов)
2) А дом все тот же.
И в жару, и в стужу,
Не то что нам –
Ему износу нет. (К.Симонов)
3) От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы
Тот народ, Россия. (А.Твардовский)
4) Дела идут не так уж худо –
И друг, и недруг признают. (А.Твардовский)
5) Мы что сами даем, то помним, а что берем, того не помним. (А.Чехов)
6. К какому типу относятся синонимы (общеязыковые или контекстуальные) в следующих предложениях из произведений А.П. Чехова?
1) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя, если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя, умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
2) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое, или поучительное, или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
3) Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
4) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю. Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю эту праздную, бессмысленную жизнь.
5) Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит, и неизвестно, когда он уйдет.
7. Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы).
1) вкупе
2) выя
3) лекарь
4) ротмистр
5) кивер
8. Какие из приведенных словосочетаний со словом рука являются свободными, а какие – фразеологическими оборотами?
1) Нечист на руку.
2) Дать руку на отсечение.
3) Руки не доходят.
4) Играть на руку.
5) Руки коротки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование в 9 классе. "Колебания и волны".
Коротенький тест из пяти заданий для контроля усваения учениками 9 классов основных понятий по теме "Колебания и волны". Предложены 2 варианта заданий на 5-7 минут. Я даю этот тест в конце урока на 5-...
Тестирование в 8 классе. "Строение атома и атомного ядра, ядерные реакции"
Котрольная работа по теме "Строение атома и атомного ядра, ядерные реакции" для учеников 8 класса. Тест не содержит сложных расчетных заданий, так как в 8 классе даются общие представления по этой тем...
Итоговое тестирование для 10 класса
Задания в тесте собраны из материалов ЕГЭ...
Тестирование. Кулинария 7 класс
Тесты составлены с учетом програмного материала раздела кулинария, за курс 7 класса....
Диагностические материалы для тестирования в 9 классе
Предлагаются два варианта для тестирования в 9 классе по разделам: "Грамматика" и "Чтение"...
Тестирование для 9го класса
Использованные тесты по сайту учителей Захарьиной и Гвоздиковой. Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9.Сложное предложение с разными видами связи» для 9 класса1. Среди предложений 1-5 най...
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 ,2010г.– 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Итоги районного тестирования 9-х классов по английскому языку...
Комментарии
Это тестирование. Удивляюсь,
Это тестирование. Удивляюсь, что много контрольных работ в 10 классе, лучше меньше, ведь надо готовить к ЕГЭ.