Обучение общению на русском языке школьников-мигрантов
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Татьяна Галанова

Обучение общению на русском языке школьников-мигрантов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов.

Муниципальный методический центр (МОУМЦ Раменский дом учителя)

«Обучение русскому языку как иностранному в общеобразовательной школе в условиях миграционных процессов»

Проект

Обучение общению на русском языке школьников-мигрантов

Слушатель  Галанова Т.Н.

Преподаватель Данильцева З.М.

2011год

    Миграционные процессы, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к появлению в русских школах детей-мигрантов. Для большинства из них русский язык не только не являлся родным, но и не был даже языком обучения: он изучался как предмет. Конечно, уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку.

   В новых условиях проживания русский язык становится для детей-мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на нём они будут получать образование, его будут использовать в будущей трудовой деятельности.

      Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящих в жизни общества. Основу современных коммуникационных    технологий и способов обучения, разнообразных подходов и методик составляет такое важное средство, как язык. Перед учителем встала проблема обучения детей-мигрантов в школе с русским языком обучения, главная цель которого - научить детей-мигрантов владению живой устной и письменной речью.

       Согласно федеральной целевой программе «Русский язык», Закону РФ «О государственном языке РФ» в настоящее время необходимо «…продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению обучения русскому языку в школах на базе новейших образовательных технологий, внедрения нового поколения учебников, создания и освоения современных методов преподавания русского языка в школе.»
Учитель понимает, что необходимо вести поиск условий и средств удовлетворения потребностей в образовании, адаптации, поддержке и защите различных этнических общностей и отдельных личностей учащихся-мигрантов на основе диалога, взаимообщения и взаимодействия культур.
 В современных условиях миграции населения становится очевидным, что назрела необходимость в развитии познавательного интереса к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом. Создание на уроках русского языка условий, благоприятных для выражения ребенком своей языковой индивидуальности, для реализации творческих способностей, является фактором, необходимым для развития познавательного интереса.
  Не вызывает сомнения тот факт, что многонациональные классы становятся массовым явлением. В нашей школе обучаются 64 ученика-мигранта, что составляет 19 процентов, 12 национальностей: армяне, азербайджанцы,  грузины, дагестанцы, корейцы, лезгины, молдаване, таджики, татары, узбеки, украинцы.
   В ходе нашего исследования было установлено, что большой процент учащихся-мигрантов (43 процента) негативно относятся к изучению предмета «Русский язык», считая его скучным, неинтересным. Главная причина такого отношения - в трудности самого предмета.
  Поэтому методику обучения русскому языку в классах с многонациональным составом учитель строит на основе учета особенностей родного языка учащихся.
 Сопоставительный метод дает возможность предсказать те трудности, с которыми встретятся учащиеся. Они обусловлены расхождениями в системах разных языков. 

  Например, типичными для азербайджанцев являются ошибки в написании слов, где есть буквы е, ё, ю, я, в употреблении мягкого знака после шипящих, в выборе гласных после шипящих и ц.

    Особую трудность для всех, изучающих русский язык, представляют категория рода, категория одушевлённости\неодушевлённости, русская предложно-падежная и видо-временная системы.

   Для учащихся  разрабатывается дополнительный материал в виде рабочих тетрадей, карточек и т.п., в которых поэтапно предлагается изучаемый материал.  Необходимо представить учащимся очень ясные и прозрачные  алгоритмы выполнения заданий и упражнений, предложенных в учебниках, а также использовать задания, которые помогут учащимся  воспринимать материал других школьных предметов. Опрос детей, для  которых русский язык не является родным, свидетельствует, что  для них в материалах российских учебников по русскому языку трудно и непонятно сформулированы задания, что во многих случаях не  позволяет их выполнять.  В качестве основного пути дифференциации в обучении я выбираю групповую работу. В организации  коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся  мне помогают различные наборы карточек. Это может быть подбор карточек учебных заданий различной степени трудности. Особенность использования данной формы  дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени  сложности. Например, использование определенных логических моделей и схем или  при работе с новым материалом  дети, которые испытывают сложности на уроке, получают  дополнительные материалы, позволяющие им работать в их  собственном темпе.  Совмещение тренировки орфографии с закреплением  грамматических явлений.
Дополнительная работа по закреплению грамматических терминов и  понятий. Дополнительные карточки содержат правила, указания и  советы, которые должны помочь ученику. Для того, чтобы организовать  разноуровневую работу над выполнением задания в одно и то же  время, отведенное для этого на уроке, можно использовать  индивидуальные карточки-задания .Эти карточки содержат систему  подсказок, связанных с выполнением задания, но на разных уровнях.  Благодаря таким карточкам, учитель имеет возможность оказать  индивидуальную помощь ученикам.

Примеры карточек

1 Многозначные слова

Уровень С 

  1. Выпишите многозначные слова. Объясните значения. 
  2. Железный, сертификат, дорога, истина, загореться, черный, кнопка, корень, карандаш, ручка. 

Уровень В 

  1. Составьте словосочетания, используя данные слова в разных значениях. Составьте предложения, употребляя слова в прямом значении. 
  2. Дорога, выть, черный. 

Уровень А 

  1. Придумайте и запишите связный текст, употребляя многозначные слова.

2  Односоставное предложение

Уровень С 

  1. Выпишите односоставные предложения. Укажите их вид и способ выражения главного члена. 
  2. 1) Давайте, друзья, свернем в тенистую аллею лип. 2) Ночью  слона ведет в гости к больной девочке. 3) Какое чудесное утро. 4)  Всегда с удовольствием приезжаю в это село. 5) Кругом было тихо, безмолвно. 6) Мягкий диван стоит у стены. 7) Во всем мне хочется дойти до самой сути.

Уровень В 

  1. Замените двусоставные предложения односоставными и укажите их тип. 
  2. 1) Я не хочу спать. 2) Это великолепная пора. 3) Молодежь по вечерам собирается на посиделки. 4) Ты раздеваешься и прыгаешь в воду. 5) В университете началось внедрение рейтинговой системы оценки. 

Уровень А 

  1. Составьте односоставные предложения по данным схемам и определите их вид. 
  2. [Глагол-инфинитив]. 2) [Существительное в И.п.]. 3) [Глагол, 3 лицо, множ.число, будущее время]. 4) [Глагол, прошедшее время, средний род, единств.число]. 5) [Глагол + наречие].6) [Глагол, настоящее время, 2 лицо, единств.число]. 7) [Глагол в повелительном наклонении].

3   Главные члены предложения

Уровень С 

  1. Спишите, подчеркните основы предложений. Определите тип сказуемого. 
  2. Осень. В лесу тихо журчал ручей. Листья начали падать с деревьев. На одном листике сидела крохотная птичка. Это королек. 

Уровень В 

  1. Составьте предложения по данным схемам. Подчеркните грамматическую основу. 

1) Какой? Кто? Как? Что делает? (составное глагольное сказуемое).

2) Где? Как? Что сделала?(простое глагольное сказуемое) Какая? Что?

3) Кто? Какова? (составное именное сказуемое). 

Уровень А 

  1. Продолжите текст в стиле автора. Озаглавьте и подчеркните грамматическую основу предложений. 
  2. По листьям шуршит дождь. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву.

   Основные принципы методики работы с детьми-мигрантами таковы: от речевого опыта – к правилу. На уроках мы изучаем русский язык в игровой форме (но игры эти не ради игры, а языковые!); в центре занятия – текст, в завершение – коммуникативная ситуация, разыгрываемая в лицах, но включающая те модели, которые изучены на уроке. Принцип построения текста – это многократное использование осваиваемой грамматической модели (например, «находится где?»). Грамматическая модель позволяет формировать лингвистическое внимание: предлагаемый речевой образец не просто заучивается (это происходит естественно, в ходе многократного повторения), а предварительно анализируется.

   Упражнения разнообразны: учимся сочинять загадки и стихи, учимся понимать слова, создаём коллективно устный рисунок (новые приёмы активизации лексики), продолжаем сюжетный текст, ведём интеллектуальный диалог и многое другое. Так ученик становится  соавтором. Учебный материал распределён по разным уровням сложности, а задания (роли) созданы и сформулированы таким образом, чтобы выполнение их потребовало работы в парах и группах учащихся с разным уровнем владения языком. Предлагается много страноведческого материала, художественных текстов, а также имеющих познавательный характер. Коммуникативные ситуации включают в себя возможные психологические проблемы общения детей и позволяют путём проигрывания ситуации найти ответы на многие вопросы, волнующие в период обучения. Ситуации могут быть самые разные, например, как угостить человека или как вступить в игру, в которую играют другие дети, необходимо  привести соответствующие диалоги.

    Одним из самых эффективных поддерживающих средств в обучении является использование компьютера. Компьютер особенно необходим при обучении письму. Подобранные специально упражнения должны в своей основе содержать зрительное восприятие буквенного изображения слова, соотнесение записи слов с рисунками. построение предложения с постепенным его расширением.

Примеры программ

1. Контроль за правильным написанием слов.

Процесс выполнения: на экране дисплея напечатаны слова. Ученик их запоминает, изображение через минуту исчезает. Ученик должен восстановить запись этих слов на экране. В конце на экране даётся общее количество допущенных ошибок. Ученик должен правильно списать слова с экрана и потренироваться дома в их правописании. (В результате при систематическом выполнении таких заданий значительно снижается количество ошибок.

Пример упражнения:

Буква Ю: юла, юбка, верблюд.        Ё: ёлка, ёж, котёнок и т.д.

С использованием этого материала строится следующая программа, которая предусматривает такую последовательность заданий:

1) в слово вставляется изучаемая буква;
2) восстанавливается всё слово целиком.

Программа 2. Процесс выполнения: на экране даны существительные, перед ними в пустое пространство учащиеся вставляют местоимения (личные, притяжательные):

…озеро
…курица
…горы и т. д.

Программа 3. Процесс выполнения: из данных слов надо составить предложение.

Пример: умеем (1) по-русски ( 2) Мы (3) писать ( 4) читать( 5) и (6) и др.

Программа 4. На экране предложения с пропущенными предлогами. В случае ошибки несоответствующий предлог “мигает”.

Ученики вошли … классы. Ребята идут… театр.

      В компьютер в начале предлагаемых программ необходимо ввести грамматический материал, который представляет собой напоминание правил.Введение игрового элемента в программы поможет разрушить представление учащихся о сложности заданий, а также работы с компьютером.

    Таким образом, для более успешного усвоения грамматики русского языка учащимися-мигрантами именно работа с компьютером усилит познавательную активность школьников. Продуманное составление языковой программы позволит предъявить ученикам самые скучные и самые трудные элементы обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала.

        На уроках литературы

   После овладения школьниками-мигрантами  механизмов чтения задача учителя – в процессе каждодневной, систематической, кропотливой работы продолжать совершенствование навыков чтения, т.к. в этот период чтение имеет особое значение: оно положительно влияет на становление и совершенствование других видов речевой деятельности: аудирования, говорения, письма. Это способствует формированию и развитию практических навыков владения русским языком как средством общения.

   Изучение характера ошибок учащихся позволило сделать вывод: в процессе чтения дети чаще всего испытывают трудности в произношении тех слов, смысл которых им непонятен. Поэтому лексическое значение каждого нового слова необходимо выяснить, поставить ударение, произнести по слогам. В результате каждодневной, целенаправленной работы учащиеся будут читать вполне осознанно, правильно, бегло и выразительно, смогут отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать их и озаглавливать отдельные части текста

   Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы следующих дисциплин: литература и музыка; литература и живопись; литература, музыка и живопись; литература и история; литература и география, экология, биология.

   Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, мы говорим об особенностях пейзажа, природы, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях, народных традициях. А это хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – к другому народу. Говоря об исторических явлениях и исторических деятелях, необходимо рассмотреть, как тот или иной герой, то или иное явление представлены в истории. Это даёт возможность охарактеризовать и оценить творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей.

   К нестандартным формам уроков я отношу уроки-экскурсии, уроки-лекции, спектакли, кино-уроки, устные журналы, литературные гостиные, викторины, семинары, соревнования и другие ; особый интерес вызывают у ребят  КВН, также нравятся уроки-конкурсы (конкурс выразительного чтения стихотворений, конкурс «Лучший рассказчик»)На таких уроках проявляется талант любого учащегося.

    Результаты сопоставительного анализа, проводимого в системном порядке, позволяют учителю уменьшить количество ошибок в устной и письменной речи на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Следовательно, методическая система обучения русскому языку должна быть построена не только с учетом закономерности усвоения нового языкового материала, но и должна быть направлена на устранение причин, затрудняющих это усвоение. Учителю важно видеть все трудности в комплексе: фонетические, лексические, грамматические.
  Важная проблема детей-мигрантов - проблема двуязычия. Язык - не только средство общения между человеческими группами, но и форма выражения различных культур. Знание русского  языка позволяет избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии.
  Итак, если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка.
    Развитие речи предполагает совершенствование речевой деятельности - говорения, аудирования, чтения, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной  и письменной речи.
    Русский язык может и должен остаться средством для столь необходимого разным народам взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...