Тест по русскому языку для учащихся 8 класса по рассказу Б.Екимова "У тёплого моря"
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Валентина Ивановна1953

Б.П. Екимов--русский писатель, Лауреат Государственной премии РФ(1998г.) Создал более 200 произведений, наибольшей популярностью пользуются рассказы с яркими, запоминающимися героями. Какая необыкновенная чистота народного языка в них! Сколько доброты и сострадания! Они для размышления. Думаю, не лишним будет познакомить с ними учащихся. Начиная с 8 класса, я готовлю для них задания по рассказам писателя в форме тестов. Это один из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_word.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

   Борис  Петрович Екимов—русский писатель, Лауреат  Государственной премии РФ (1998г.). Создал более 200 произведений, наибольшей популярностью пользуются рассказы с яркими, запоминающимися героями. Какая необыкновенная чистота народного языка в них! Сколько доброты и сострадания! Они для размышления.

  Думаю, не лишним будет познакомить с ними учащихся. Начиная с 8 класса, я готовлю для детей задания по рассказам писателя в форме тестов.

Один из них представлен вашему вниманию

      Внимательно прочитайте текст и выполните задание

                              У тёплого моря

    (1)  Крым. (2)Приморский посёлок Коктебель—место известное. (3)Справа высятся громады Карадага, Святой горы, слева—покатые холмы степного Крыма.

  (4) Осень.(5) Середина сентября.(6) Курортный сезон кончается. (7)Море ещё дышит теплом, ласково голубеет.(8) Днём жарко светит солнце. (9)Вечерами уже прохладно и по-южному быстро темнеет.(10) Но люд отдыхающий под крышей сидеть не любит, и потому на набережной, на невеликом её протяженье, которое издавна зовут «Пятачком», собирается народ праздный со всего посёлка.(11) По берегам этой нешумной людской реки, на гранитном парапете, на скамейке разложил и расставил свой товар народ торгующий.(12) Продают всякое.(13) Крымские сувениры, браслеты, бусы, всякого рода живопись.(14) Много изделий из коктебельского камня…

  (15) Нынешней осенью появилась на коктебельском «Пятачке» старая женщина с букетиками сухих трав. (16)Каждый вечер она устраивалась на краю «Пятачка» с товаром не больно казистым: сухая полынь да несколько простых цветочков—из тех, что растут вокруг.(17) Что-то жёлтое да сиреневое.

(18)--Повесите на стенку,--убеждает она редких любопытствующих.-Повесите, так хорошо пахнуть будет.

  (19) Но что-то не видел я, чтобы брали её изделия.(20)Рядом перстни, серьги, броши. (21)Привезёшь домой—будет память.(22) Всякий человек поймёт: это—Крым. (23)А что сухая полынь? (24)Её везде хватает.

  (25) Старая женщина в тёмном платочке, в потёртом пальто одиноко сидит на краешке осеннего, но ещё праздничного крымского вернисажа, порой объясняет:

(26)--На стенку повесите… (27)Так хорошо пахнет.

   (28)После моего приезда прошёл день, другой, третий. (29)Всё было хорошо, всё рядом: море и горы, дорога через пустынные холмы…

  (30) Всё—славно.(31) И лишь старая женщина с букетиками полыни отчего-то тревожила меня.  (32) Она была так не к месту и своим видом: потёртое пальто, тёмный плат, старость и своими жалкими, никому не нужными букетами. (33)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю «Пятачка».(34) Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.

  (35) Сразу же, на первый ли, второй день, я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку…  Хорошо будет пахнуть».(36) Купил, словно долг отдал.(37) Но от этого не стало легче.(38) Конечно же не от хорошей жизни прибрела она сюда.(39) Сидит, потом тащится во тьме домой.(40) Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, ложится в постель.(41) Говорит, что устала.(42) Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь.(43) И такой долгий летний день—для старого человека.

  (44) Старые люди… (45)Сколько их нынче с протянутой рукой!(46) И эта, на берегу тёплого моря.(47) Просить милостыню, видно, не хочет.(48) Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки.(49) Но просить не хочет. (50)Сидит…

 (51) Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина—на краешке скамьи, на отлёте, мирно покуривает, а супруга ли, подруга его живо беседует со старушкой. (52) Сухой букетик—в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений… (53) А разговоры о пользе весьма притягательны.

   (54)Возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то о пользе, стали останавливаться. (55) Дело вечернее, день на исходе, забот—никаких, самое время побеседовать «о пользе».(56) Беседуют и, гляжу, покупают.(57) Дело-то копеечное.

 (58)  Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой.(59) А на душе как-то спокойнее стало.(60) А то ведь—словно заноза.

  (61) Следующим вечером та же картина: женщины беседуют, бородатый мужичок спокойно покуривает рядом.(62) Значит, познакомились. (63)Это вовсе хорошо.

 (64)  В последние дни сентября резко похолодало.(65) Прошёл дождь, море денёк поштормило, вода стала по-зимнему стылой.(66) Народ разъезжался, набережная и весь посёлок пустели на глазах.(67) Кафе, ресторанчики закрывались.(68) Стихала музыка.(69) И мне пришла пора уезжать…

   (70)В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей.(71) Мужчина что-то записывал на бумажке.(72) Наверное, адрес.

   (73)На следующий день—гроза,  ливень, потом моросило.(74) И к вечеру словно всё смыло: лето, людей отдыхающих, шумный «Пятачок» на набережной, коктебельский Монмартр.(75) Вышел я вечером—никого.(76) И старушки моей, конечно, нет.

  (77) Тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой  женщине без горечи и печали.(78) Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили.(79) А что ещё нужно старому человеку? (80)Теперь она зимует и ждёт весны.(81) Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (82) Любое—в помощи.

                                                              Борис Екимов, лауреат Государственной премии.

 1.      Определите основную проблему текста.

       2.      Какова позиция автора?

  1.  В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
  1. 35                   2) 61                          3)70                       4) 81-81

               4.        Какое значение имеет слово сезон  в 6 предложении?

1)        Одно из 4-х времён года

2)        Часть года, характеризующаяся какими-нибудь явлениями природы или подходящая для какой-нибудь деятельности, работа

               5.   Каким способом образовано слово ПРИМОРСКИЙ?

               6. Среди предложений 4-9 найдите слово, образованное приставочно-   суффиксальным способом.

 7. Выпишите из предложений   4—9   словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

               8.  Выпишите из предложения 71  словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

  1. Выпишите из предложения 13—14  словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
  2. Выпишите из предложений 73—76 причастие
  3. Выпишите из предложений 35—37 частицы

  1. Из предложений  4—14  выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
  2. Из предложений 4—14 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
  3. Из предложений 77—82 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З-(С), перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким—З
  4. Выпишите грамматические основы предложения 19.
  5. Среди предложений  44—53  найдите предложение, в котором есть вводное слово
  6. Среди предложений  28—34   найдите предложение с одиночным деепричастием.
  7. Среди предложений 51—60 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
  8. Укажите количество грамматических основ в предложении 61.
  9. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста:

«Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного.  Любое—в помощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словосочетание. Тест по русскому языку в 8 классе

Презентация в форме тестовых заданий помогает определить уровень знаний учащихся по данной теме....

Тест по русскому языку для 9 класса. Тема "Повторение за курс 5-8 класса"

В работу входят 2 варианта теста по двадцать заданий (19 с вариантом выбора, 1  - дать полную характеристику предложения), ответы и кодификатор заданий.Цель работы:выявить уровень овладения учащи...

Тест по русскому языку для учащихся 6 класса по теме "Имя числительное" по УМК В.В.Бабайцевой

Тест по русскому языку предназначен для учащихся 6 класса по теме "Имя числительное", занимающихся по  по УМК В.В.Бабайцевой. Тестовые задания содержат пять вопросов. Также этот тест содержит клю...

Итоговый тест по русскому языку для учащихся 7 кл семейной или домашней формы обучения

Тест представляет собой итоговую контрольную работу по рускому языку  для аттестации учащихся 7 класса, находящихся на семейной\домашней форме обучения...

ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ. Пособие для учителя.

Пособие рекомендовано учителям русского языка, использующим в своей работе учебники:  «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» / Т.А. Ладыжениская, М.Т. Баранов, Л.А. Т...

Итоговый тест по русскому языку для учащихся седьмого класса

Данный тест по русскому языку для учащихся седьмого класса....

Тесты по русскому языку для учащихся 11 классов

тесты предназначены для проверки ЗУН учащихся 11 классов и академических лицеев по русскому языку...