Технология повышения орфографической грамотности
методическая разработка по русскому языку по теме
Предлагается ещё один способ повышения орфографической грамотности, при котором правило написания не заучивается, к его формулированию надо приходить через осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию для себя правила на основе схемы, рисунка, ключевых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_povysheniya_orfograficheskoy.rar | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология повышения орфографической
грамотности
Огнева Светлана Леонидовна,
МБОУ «СОШ №14»г. Нефтеюганск,
учитель русского языка и литературы
В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку – именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени.
Анализируя свою работу относительно повышения орфографической грамотности, пришла к выводу, что для грамотного письма необходимо не заучивать правило, а к его формулированию надо приходить через осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию для себя правила на основе схемы, рисунка, ключевых слов. Абсолютная грамотность, по мнению В. Зайцева, автора данной технологии, поддерживается еще и системными моделями слов, представленными в игровых словариках. Именно они активизируют ассоциативную память, тем самым создают интуитивный навык грамотного письма. Работа с игровым словариком проводится в режиме самопроверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и отгадывает, какая буква пропущена. Прочтение тридцати слов занимает не более 2 минут. Возможен режим и взаимопроверки, соревнования между учениками, в этом случае потребуется около 4-х минут (Приложение № 1). Закрепление проводится на недеформированных текстах.
Итак, нами создан следующий алгоритм работы с орфограммой.
Текст, насыщенный словами на изучаемую орфограмму
Поиск объединяющих и выделяющих факторов
Формулирование способа написания
Создание опоры
I уровень – на ассоциативной основе (Приложение № 2)
II уровень – опора на ключевое слово
Тренаж с помощью игрового словарика
(Приложение № 3)
Нахождение слов и графическое обозначение
условия написания изученной орфограммы в
недеформированном тексте
По данному алгоритму изучается каждая новая орфограмма, но в большей мере такая работа эффективна при отработке слабо изученных орфограмм.
Как обнаружить, что та или иная орфограмма требует внимания?
Ежемесячно проводятся диагностические диктанты для выбора наиболее трудных орфограмм. В диктант входит 10 слов на 9 изученных орфограмм. Слова диктуются вперемешку. Результаты заносятся в диагностическую ведомость (Приложение № 4), выделяются четыре орфограммы - по одной на неделю (каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели). Упражнения должны занимать около 5-6 минут, они проводятся устно. В последний день недели учащиеся пишут контрольный диагностический диктант.
Критерии оценки орфографической грамотности - количество учащихся, выполняющих письменные работы на «4»и «5», должно быть приблизительно 35%
I четверть | II четверть | ||
Качество в % | Успеваемость % | Качество в % | Успеваемость в % |
30 | 80 | 41 | 92 |
В ряде случаев требуется механическое запоминание (например, правильное написание словарных слов), что особенно характерно для детей с ослабленной памятью, которым необходимо увеличить частоту упражнений. Для этого используются сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки (см. Приложение № 5).
Приложение № 1
Игровой словарик на орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
И Я А И О А А А Я Я О Е И Е | Уд_вление Разгл_деть Препод_вать Объед_нение Д_лина Д_легкий П_хучий Просл_влять Сотр_сение Св_щенный Др_жать Р_деть Обв_нять М_няться |
И Е Е Е О О, О И Я О О, О Е И И И А | Прибл_жаться М_лькнуть Т_мнеть Нал_теть Бр_сать Г_в_рить Ст_хать По_виться Спл_шной П_л_са Хл_стать Прол_вной Закр_чл Дв_жение Ст_новиться |
Приложение № 2
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
- Памятка
КЛЮЧИК, НО ЗАМОЧЕК
Е И И Е Е И И Е Е И Е И Е Е И | подароч_к мяч_к самолет_к звоноч_к дружоч_к карандаш_к ключ_к ореш_к пузыреч_к зайч_к кусоч_к ларч_к грибоч_к огонеч_к дом_к | И Е И И Е И И Е Е И Е И И Е Е | стол_к человеч_к кирпич_к арбуз_к пенеч_к гвозд_к велосипед_к овраж_к кулеч_к комар_к следоч_к пальч_к сухар_к уголеч_е венич_к |
- Сформулировать правило.
Чтобы правильно написать в суффиксах –ек и –ик, надо ……..
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву ……,
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву …… .
- Запишите слова в два столбика.
Самолет__к, огонеч__к, зонт__к, ореш__к, паровоз__к, песоч__к, куст__к, кусоч__к, сад__к, кусточ__к, шалаш__к, дружоч__к, дожд__к, мосточ__к, хвост__к, горош__к, огурч__к, овраж__к.
- Выполнение упражнения.
Приложение № 3
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-)
- Памятка
З
Т С
Д Ж
- Игровой словарик
Ч Щ Ч Щ Щ Щ Ч Ч Щ Ч Щ Щ Ч Щ Ч | извоз_ик свар_ик груз_ик камен_ик сортиров_ица кранов_ик развед_ик аппарат_ица арматур_ик вертолет_ик смен_ик прессов_ик ракет_ик копиров_ица пулемет_ик | Щ Щ Ч Ч Щ Щ Ч Ч Щ Щ Ч Ч Ч Щ Ч | забой_ик прицеп_ик разнос_ик рассказ_ик барабан_ик танцов_ица уклад_ица перебеж_ик кровель_икп пиль_ик перевод_ик переплет_ик смаз_ик бетон_ик автомат_ик |
- Сформулируйте правило
В суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв …… пишется буква …… В остальных случаях пишется буква ……
- Объясните выбор пропущенных букв.
Великолепный рассказ__ик, талантливый танцов__ик, опытный рез__ик, отличный свар__ик, отважный развед__ик, аккуратный разнос__ик, юный барабан__ик, сильный груз__ик, обход__ик путей, постоянный болель__ик.
Приложение № 3
Не с существительными
- Памятка.
ВМЕСТЕ РАЗДЕЛЬНО
1) синоним , а
2) не
- Игровой словарик.
+ + = + + + = + + + = = + + | (не)настье сказать (не)правду (не)правда, а ложь (не)ученье – позор (не)брежность (не)приветливость (не)работа, а забота (не)взгоды (не)годование (не)ряшливость (не)вежливость, а грубость (не)погода, а срочное задание (не)внимательность (не)здоровье | + = = + + = = + + = + = = + | (не)вольник упорство (не)помеха, а залог успеха ум определяется (не)возрастом, а головой (не)лепость (не)приятность (не)лестью, а правдой ученье без уменья – (не)польза, а беда (не)пригодность (не)поседа (не)разум, а глупость (не)долет (не)счастье, а беда (не)друг, а враг (не)виновность |
Примечание: + (слитно) = (раздельно)
- Сформулировать правило.
Не с существительными пишется слитно:
- если слово …
- если существительное с НЕ может быть …
Не с существительными пишется раздельно, если в предложении …
- Раскрой скобки.
(Не)счастье, а упорный труд помогает овладеть знаниями. (Не)настье задержало наш объезд из города. (Не)погода, а срочное задание по работе задержало наш выезд. Я остановился в (не)решительности у кабинета директора. (Не)вежливость, а грубость в поведении некоторых учеников вызвала (не)годование одноклассников. (Не)вежливость – плохая черта в человеке. (Не)внимательность на уроке приводит к (не)приятностям и (не)удовлетворительным оценкам.
Приложение № 4
Диагностическая ведомость
6 А | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | |
1 | Алунц Артур | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Вишневский Александр | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
3 | Дмитриева Снежана | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Зарипов ильнар | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
5 | Звягин Максим | |||||||||
6 | Иверова Оля | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Кудрин Вадим | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Кучеренко Ирина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Максимова Наталья | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
10 | Мартиросова Наталья | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
11 | Наботов Аслидин | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
12 | Пинчук Иван | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
13 | Рыжова Ангелина | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
14 | Сумароков Владимир | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 |
15 | Сысоева Юля | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
16 | Титова Мария | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
17 | Тухватуллин Марс | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
18 | Хабибов Руслан | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
19 | Чернышов Алексей | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
20 | Шевченко Денис | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
21 | Шишкина Ксения | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
22 | Емельянов Артем | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
23 | Ханнанов Марс | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
24 | Бабанова Юля | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
13 ч/к | 18 ч/к | 6 ч/к | 5 ч/к | 3 ч/к | 2 ч/к | 5 ч/к | 11 ч/к | 3 ч/к |
Условные обозначения: 1 – справился, о – не справился
№ 1 Безударные проверяемые гласные в корне слова
№ 2 Непроверяемые гласные и согласные
№ 3 Проверяемые согласные в корне слова
№ 4 Непроизносимые согласные в корне слова
№ 5 Буквы И, У, А после шипящих
№ 6 Разделительные Ъ и Ь знаки
№ 7 Раздельное написание предлогов
№ 8 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
№ 9 Гласные и согласные в приставках кроме приставки на з (с).
Приложение № 5
Образец сорбонки
Имя Существительное |
Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными. Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями обстоятельствами. |
чик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Статья "Этимология некоторых слов и влияние этимологического анализа на повышение орфографической грамотности"
В данной статье описывается использование этимологического анализа на уроках русского языка, обращается внимание на то, что этимологический анализ способен переместить трудные для запоминания слова в ...
Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».
Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат. А алгоритм на уроке русского языка – это...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...