Эффективный урок -основа качественного образования
статья по русскому языку по теме

Наримбетова Айнагуль Куатовна

Каждый учитель при подготовке урока старается подобрать такой материал,формы работы, методы,которые  помогут нашим  детям усвоить ту или иную тему.В данном материале рассматривается понятие эффективного урока, что такое качество урока,что влияет на качество урока. И как я стараюсь добиться качественного усвоения материала на уроках русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnyy_urok-_osnova_kachestvennnogo_obrazovaniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эффективный урок – основа качественного образования.

                                                          Наримбетова А.К.

                                      СШ№26

                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                         Образование - важнейшее из всех земных благ , если оно                наивысшего качества . В противном случае оно совершенно бесполезно.                                                                                                                                                                                  Р. Киплинг.

      Что такое качество образования? В настоящее время однозначного толкования этого понятия нет. Да и дать его , вряд ли возможно , так как это многофакторное понятие и зависит от множества компонентов.

    В настоящее время в республике сформирована и достаточно эффективно действует национальная система оценки качества образования, позволяющая оценивать компоненты качества образования на разных уровнях управления: национальная, областная, районная, и в каждой организации образования.

    В Послании Президента Р К Назарбаева Н.А. народу Казахстана (18.02.2005)  «Казахстан  на пути  ускоренной экономической , социальной и политической модернизации» обозначены важнейшие направления развития страны.Особо следует обратить внимание на часть, которая касается реформирования образования. Поэтому первая проблема – проблема качества образования как категория социальная и ее следует рассматривать как качество самого образовательного процесса , условий его протекания. Вторая проблема  -проблема становления и развития нового профессионализма, это проблема общественно- государственная.

    Ф. Вассерман  писал: «Нынешние дети – поколение скоростное .Сегодняшний школьник  - компьютер   последнего поколения , а их родители и учителя – компьютеры первого поколения , а некоторые просто калькуляторы, счеты , которые пытаются обучать современные компьютеры. В результате этого дети получают колоссальное утомление из-за несоответствия скорости при обмене информацией. Детям скучно, трудно, неудобно » (Известия , 31.05.2003)

     Чтобы избежать этого в век информационной технологии и ускоренной модернизации образования каждый учитель и каждый руководитель призваны стать своего рода менеджером , т.е. специалистом , умеющим организовать группу , коллектив на совместную аналитическую деятельность, на сотрудничество, чтобы эффективно управлять образовательным процессом и качеством образования. Ведущим условием , которое может обеспечить улучшение качества образовательного процесса , является высокая профессиональная и личностная подготовка кадров , их готовность решать сложные задачи.Ведь качество знаний обучающихся – это , что требуется , в конечном итоге, от системы образования. Что влияет на качество образования :

- государственная политика, социально- экономические условия, в которых функционирует система образования;

- ресурсы самой системы образования;

- качество организации процесса обучения и воспитания.

        Характерной чертой современного общества являются быстрые темпы развития процесса информатизации, связанным с широким проникновением информационно- коммуникационных технологий в массовую коммуникацию, возрастанием их влияния на формирование личности и межличностные отношения.Современное общество ставит перед учителем  задачу подготовки выпусников , которые способны самостоятельно ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

      Педагогическое мастерство учителя  состоит в том, чтобы умело сочетать элементы педагогических технологии, формы работы : классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.

       Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интелектуальных , творческих возможностей каждого ученика, его индивидуальных особенностей , на всесторонее равитие личности, на активную роль в процессе  обучения. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность , фантазию, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть два основных требования: любой труд интересен , если он разнообразен; учение должно быть трудным , но посильным для каждого ученика.  

    Для достижения этого я широко использую технологию проекта, например, тема: «Односоставные предложения, их виды и роль в речи» в 8 классе, учащимся предлагается текст и 4 варианта заданий:

    1.Ученые –исследователи

                       – подсчитать количество односоставных предложений в тексте ,

                        -  определить вид односоставных предложений ,

                        - сделать вывод о роли каждого вида ,

                        -  выписать по одному примеру каждого вида, определить гр. основу.                                                          2 . Пректировщики 

                         - выписать по одному примеру односоставных предложений каждого вида, подчеркнуть гр. основу,

                           - графическами средствами передать своеобразие каждого вида ,

  3. Стилисты-интерпретаторы

                    - предоставить информацию , заложенную в тексте, в жанре рекламы, репортажа , использую односоставные предложения,

                     - подчеркнуть грам. основу в односоставных предложениях.

 4. Писатели

                 - высказать свое мнение о проблеме , заявленнной в тексте, использую односоставные предложения,

                  - подчеркнуть грам. основу в односоставном предложениях.

     Таким образом, каждый осваивает эту тему через ту деятельность , которая ему ближе и которая успешна для него: анализ информации, графическое оформление, интерпретация текста, создание собственного высказывания.

     Любое знание, любой результат – этап на пути познания.Познавательная активность, стремление к самому процессу познания возможны лишь благодаря удовольствию от умственного напряжения, связанному с ней положительному эмоциональному состоянию. Например, детям дается задание создать презентацию слова. Такую работу на начальных этапах можно давать в  группах, а затем индивидуально.

   Презентация слово «мама»:

  1. « Мама» - особое слово .Оно рождается как бы вместе с нами , сопровождает нас в зрелом возрасте, с ним мы уходим из жизни.
  2. Слова- эпитеты.  Мама- родная, бесценная, любимая, дорогая.
  3. Слова- друзья.  Мать, родительница, кормилица, дарительница, солнце, друг, советник.
  4. Ассоциации. (по частям речи)

существительные

наречие

Глаголы

Радость

весело

Любить

Сердце

Часто

Кормить

Детство

Много

Купать

любовь

Весело

Учить

  1. Образ- сравнение.Мама- это ласточка , которая без отдыха трудится и при этом всегда весела и добра.
  2. Пословицы. При солнышке тепло, при маме до.
  3. МАМА

     Любимая, дорогая

      Прощать, понимать, обожать

      Никогда не обижай свою маму

      Ангел- хранитель.

       Работая  учителем русского языка и литературы, можно сказать о  резком  падении  интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно , логически выразить свою мысль. Л.Н. Толстой писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно».  Действительно, только человек , увлеченный чем- либо, проявляет значительно больше воли,  настойчивости, терпения, упорства, чем тот, который относится к делу без интереса и любви.

    Отношение детей к уроку зависит от отношения самого учителя к своему делу.  Применение различных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой : опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание.Нетрадиционные формы работы, работа по новым технологиям позволяет разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению познавательной, интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии детей.Они должны искать, пробовать, ошибаться, только тогда можно добиться положительного результата.Это способствует  становлению гармоничной , всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

           Эффективность уроков будет обеспечиваться при условиях , если:

  -  учитель хорошо владеет методикой проведения уроков;

   -  владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

   - включает нестандартные уроки и элементы новых технологий в систему своей работы.

    Мой  урок начинается с организационного момента , на котором сообщается цель . Осознание цели позволяет активно включаться в работу. Практически на каждом уроке проводится словарно- орфографическая работа , которая также служит для закрепления орфографических навыков, затем объяснение нового материала. В своей работе стараюсь добиваться того, чтоб урок был уроком сотрудничества не только между учителем и учеником, но и между самими детьми,.использую взаимопроверку. Взаимопроверка – как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает возможность почувствовать его значимость.При комментировании оценок за выполнение задания указываю на те знания и умения, которые усвоил ученик.В конце урока проводим самоанализ, в ходе которого они говорят, чему научились.

       Для повышения эффективности урока необходимо , чтобы дети говорили рассуждали, спорили  благодаря учителю, который этому обучает.В учащихся необходимо воспитывать уверенность. Уверенность  в себе – первое и необходимое условие успешности всех начинаний.А неуверенность мешает нам быть личностями, творить, создавать что-то новое, достигать своих целей.Для того , чтобы избавиться от неуверенности , необходимо этого счильно захотеть. Пока человек не попробует и не сделает что-либо , он никогда не будет чувствовать себя уверенно.Поэтому , видя неуверенность у ребенка, вызываю к доске, даю задания , где он может высказаться.Например, «расскажи любимое стихотворение» , «считаешь ли ты себя дружелюбным?».

 Мыслительная и познавательная деятельность активизируется при создании проблемных ситуаций ( опорные схемы)    

Например, при изучении темы «Образование глагола прошедшего времени», дети сами могут ответить на вопрос на основе увиденного : как образуется глагол?

 Плакат

 

   смотреть

ненавидеть

       бегать

   умываться




-л  -ся

    Правую часть плаката они не видят. Дети должны ответить на вопросы: слова какой части речи даны на плакате ? Только после этого , сгибается плакат , и на месте –ть появляется –л . Прошу ответить , как получена данная форма глагола?  

        Подбирая дидактический материал , я пытаюсь заинтересовать заданиями на развитие логического мышления, памяти, внимания ,(5 класс), например :

 В наборах букв спрятаны по два слова. Найдите и прочитайте их.  Отделите один язык от другого:    КАРУЗАСИЙХСКИЙСК ( русский, казахский) Отделите государство от столицы:  КААСЗАХСТНААН  (Казахстан, Астана).

            Игра помогает на уроке  создать атмосферу непринужденности, разряжает обстановку , ролевые игры помогают выработать навыки этического общения с людьми, закрепляют имеющиеся нравственные представления.Например , « Диалог по телефону» ,можно выделить несколько тем разговора: «Узнать домашнее задание», «Разговор с заболевшим одноклассником» . Каждая пара готовит диалог  с употреблением большого числа различных этикетных оборотов. Остальные игроки должны слушать диалог и подсчитывать количество употребленных этикетных форм..

   Для продуктивной работы по данной проблеме можно использовать экскурсии на природу в 5-х классах.  Природа- прекрасная книга , которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость  тому , кто умеет читать ее.

     В течение недели дети должны подойти к окну : увидеть и удивиться….Потом они

напишут о том, что они увидели, чему удивились.    

          Важную роль в организациии работы учителя играют технические средства. Время не стоит на месте , в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер в комплексе с интерактивной электронной доской. 

 Например, фрагменты урока «Сложноподчиненные предложения»

Нахождение соответствий  ( слайд)

Составьте СПП , используя конструкции левого и правого столбика . Укажите вид придаточного предложения.

 

1. Когда в товарищах согласья нет,

чтобы хорошо его делать.

2. Всякое дело надо любить,

что считал своею товарищескою обязанностью.

3. Ходил он только потому,

на лад их дело не пойдет

4.В лесу надо действовать так,

чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.

Ключ: 1-3 условие, 2-1 цели, 3-2 причины, 4-4 образа действия.

. Компьютеризация  должна быть использована не только при таблицах, опорных схем, текстов, но и создании презентации. Дети сами  могут создать прекрасные презентации по отдельным темам, сделать материал доступным, интересным. ( о писателе, о поэте, о самом произведении, после изучения раздела по русскому языку)

 

. Перед нами,  учителями, а особенно учителями русского языка и литературы, стоит задача духовно развивать, воспитывать гармонично развитую, творческую личность в современных условиях, так как «учить языку,- говорил видный русский лингвист – методист Ф.И. Буслаев, - значит вместе и развивать духовные способности учащегося . Мы должны видеть в ученике достойного по уровню собеседника, преподавать уроки жизни., тем самым  формировать конкурентноспособную личность. Этого мы можем достичь, повышая эффективность каждого урока. По словам Али Апшерони «Педагоги не могут успешно  кого – то учить,если в это же время усердно  не учатся сами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»

«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Тематический педсовет по теме: "Здоровьесбережение - основа качественного образования"

Педагогический совет по теме: "Здоровьесбережение - основа качественного образования"...

Презентация к педагогическому совету по теме: "Здоровьесбережение - основа качественного образования"

Презентация к педагогическому совету по теме: "Здоровьесбережение - основа качественного образования"...

Выступление на педагогическом совете «Хорошо организованный современный урок- основа качественного обучения и воспитания»

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самосто...

Профессиональная компетентность – основа качественного образования

Существует такая легенда.«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь...