Сложноподчинённые предложения и их употребление в речи.
методическая разработка (русский язык, 9 класс) на тему
Это урок-марафон, который можно использовать в классе с любым уровнем подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_9_kl.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
в 9 классе
учителя русского языка и литературы
МОУ Старочеркасской СОШ
Бузняковой С. В
Цели урока:
образовательные: 1) закрепить знания о строении сложноподчиненного предложения и пунктуации в нем; 2) обобщить знания о приёмах грамотного использования сложноподчиненных предложений в речи.
развивающие: 1) развивать память, воображение, логическое мышление, речь; 2) умение работать в группах. 3) интерес к изучению языка
воспитательные: 1) воспитывать уважение и терпимое отношение к иному мнению, позитивное отношение к преодолеваемым трудностям.
Форма урока – марафон
Используемые технологии: игровая, элементы технологии открытых мыслей, РКМЧП, ТРИЗ -технологии
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Вызов
( на доске вразброс нарисованы: гуси, схемы СПП, матрёшка, весёлая мордашка, телефон)
-Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть сегодня, запишите число и тему урока самостоятельно с доски, пожалуйста.
У учащихся возникает затруднение о теме сегодняшнего урока, они спрашивают о ней. Учитель убеждает их, что на доске перед ними не только тема урока, но даже больше: все виды деятельности (план). Это интеллектуальный марафон, а что главное в марафоне? (прийти первым)
-Попробуем начать с самого простого способа, угадывания темы. Какие есть предположения? (игра да –нетка: дети называют темы - учитель отвечает коротко: «ДА» или «Нет»)
Это СПП! - Как догадались?
3. Определение темы урока и актуализация знаний.
Запишите:
«Сложноподчинённое предложение» записываю на доске.
- Что называют СПП?
- Какие виды СПП вам знакомы? Можете воспользоваться нашей шпаргалкой.
- Молодцы, вижу к марафону готовы, всю ночь как и я к уроку готовились! -Смотрим на доску
4. Выполнение нестандартных заданий марафона
- А вот и само предложение, давайте его разберём: (можно пользуясь планом разбора в учебнике)
а)
В глятульное турулище, куда кинулись ровейники, разлыкал виластный тырнок. ( повест., невосклиц, сложное, СПП с придаточным ….? А схему?)
(чертят схемы)
б) - Хотите научу строить другие схемы? Только внимательно слушайте и запоминайте: (разбираю матрёшку - это схема предложения с придаточным в середине) ( вастраиваю 3 матрёшки вряд – это гусь)
Так что обозначают слова гуси и матрёшка на доске? (схемы придаточного предложения)
-Запомнили? Кто хочет попробовать?
Строят, используя матрёшку схемы предложений:
1) Хамелеон приспосабливается к окружающей среде, чтобы его не съели хищники.
2) Хамелеон, чтобы его не съели хищники, приспосабливается к окружающей среде.
в) Проверка домашнего задания: «С какой целью ещё можно использовать этот предмет? (дети читают домашние примеры
г) Объединитесь в малые группы.
Класс, расставьте знаки препинания в следующих предложениях, составьте схемы и определите, сколько же «гусей» и сколько «матрёшек»?
1) Волька с Хоттабычем пришли в кинотеатр когда начинался вечерний сеанс. 2) Дети которые не достигли шестнадцатилетнего возраста на этот сеанс не пускались. 3) Тогда Хоттабыч что-то прошептал над волоском который он вырвал из своей бороды и веснушчатое лицо Вольки покрылось роскошной русой бородой. 4) В фойе кинотеатра куда Хоттабыч привёл Вольку столпился народ. 5) Администратор крикнул чтобы все разошлись потому что бородатый ребёнок смущается. 6) Тут все кто был в буфете тоже прибежали смотреть бородатого ребёнка. 7) Если бы в эту минуту не прозвенел звонок никто не знает чем бы это закончилось.
(ключ: 1- «гусь», 2- «матрёшка», 3 - «гусь», 4- «матрёшка», 5- два «гуся», 6- «матрёшка», 7- два «гуся»).
Д) Упражнение с улыбкой
Расставь запятые по своим местам.
1. По вечерам я развлекал сестрёнку, которая болела чтением вслух. 2. Сестрёнка слушала о приключениях Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом. 3. Когда Том Сойер заблудился в лесу у сестрёнки, даже слёзы выступили на глазах. 4. За движениями рыбок которые плавали в аквариуме жадными глазами, следила кошка. 5. Васька, с которым я вчера поссорился с весёлым лицом, бежал мне навстречу.
Е) Собиралка (см. приложение 1)
5. Подведём итоги сегодняшнему марафону:
-С чего всё началось?
- Что особенно заполнилось?
-Составим синквейн? (один из вариантов
СПП
Весёлое и интересное
Играли, исправляли, строили
Делу время - потехе час.
Игра
6. Время открыть мысли.
А теперь ребята, давайте поделимся мной своими мыслями. Настала моя очередь. Мои мысли я тоже открою вам, вы только попробуйте их услышать и понять. (прослушивание мелодии). Что вас заставила задуматься эта мелодия? О чём она?
-Кто же первый? (дети отправляют СМС «ТЫ» тому, кто на их взгляд был лучшим, подсчитываем количество)
7. Оценки. Домашнее задание: Найти в заданиях сборника Сениной В-7 5 примеров « гусей» и «матрёшек»
Однажды человек
который жил возле леса
приручил лося
Вдруг он обнаружил
что лось играет в салочки с его детьми
Однако дети побаивались его
с которыми играл лось
Когда лось прикасался к ним
Они кубарем катились по лужайке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Виды сложноподчинённых предложений.Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными-ознакомление
Открытый урок в 9 классе...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....
Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»
Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...