Обособленные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Разработка урока русского языка по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Буинска РТ»

Разработка урока

«Обособленные члены предложения»

Степанова Марина Васильевна

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

Казань - 2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс: 8

Автор: Степанова Марина Васильевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Буинска РТ».

Учебник: под редакцией Ю.С.Пичугова, МОСКВА ДРОФА 2010г.

Учебная тема: «Осложненное предложение»

Тема урока: «Обособленные члены предложения».

Тип урока: систематизация знаний, полученных при изучении темы

Цели:

  1. Способствовать систематизации знаний, полученных при изучении тем «Обособленные определения и приложения», «Обособленные обстоятельства».
  2. Способствовать формированию умений правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений, приложений, обстоятельств.
  3. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.

Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

-мозговой штурм;

-объединение информации в блоки через сопоставление.

Оборудование: проектор, текст Н.Заболоцкого, компьютер, таблица «Знаю – Узнал», толковый словарь, карточки с распечатанными заданиями.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков.

1. Организационный момент (объявление темы урока, постановка его цели)

- Ребята, на прошлых уроках мы  изучили темы обособления   определения , приложения, обстоятельства. Сегодня мы  с вами обобщим знания, полученные на предыдущих уроках. Цель нашей работы – закрепить знания и умения. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом, языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

2.Стадия вызова.

Прием «мозговой штурм»

1.Индивидуальная работа. Задание. Запишите  в черновиках все, что вы знаете об обособлении. Время на выполнение – 3 минуты.

2.Парная работа. Задание. Зачитайте соседу по парте все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению. Время – 3 минуты.

3.Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю –-Узнал». Каждому ученику раздается таблица. Ученики по очереди озвучивают свои записи. Положения записываются в первую колонку «Знаю»

 Знаю

Узнал

1.Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов.

-Мы проверили знания, полученные на прошлых на уроках. Теперь нужно заполнить колонку

« Узнал». Ученики заполняют второй столбик таблицы.

3. Работа с текстом (текст проецируется на экране). Ученик выразительно читает текст.

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.  Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий перелёт какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому)

1) Вопросы к классу.

- Какие члены предложения называются обособленными? (Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.)

Наша задача – найти в тексте обособленные члены предложения, определить их роль. Но вначале давайте ответим на вопросы и выполним следующие задания.

Беседа по вопросам

- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чём он? Определите тему этого текста.
- Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль.
- Озаглавьте так, чтобы в заголовке была выражена основная мысль. («Жизнь продолжается», «Никогда не умирающая жизнь».)

2Грамматическая 5-минутка.

Синтаксический разбор предложений.

а) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.

б) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади.

4. Работа с учебником . Но вначале давайте ознакомимся с образцами синтаксического разбора предложений с обособленными членами. (См. учебник, стр. 170).

Задания

а) Сделать транскрипцию слов: поля, снег, скрипел, инеем, ямщик, перелёт, ёлки.(1.Найти слово, в котором есть только сонорные согласные. 2.Найти слова, в которых звуков больше, чем букв. Объяснить, почему.)

б) Выписать из текста два слова с чередующимися гласными в корне (блистающая, не умирающая) и пять слов с проверяемыми гласными в корне. Орфограммы обозначить.

в) Игра «Четвёртый лишний»:

- навевать сны, посвятить стихотворение, посветить фонариком, обежать стадион;
- блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.
- найти ещё предложения с обособленными членами, объяснить условия их обособления. Какова роль обособленных членов предложения в тексте?

II. Формирование новых знаний, умений, навыков

1. Заменить причастные обороты деепричастными.

- Чем отличаются предложения с причастным оборотом от предложений с деепричастным оборотом?

1) Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.
2) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду.
3) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов.
4) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.

Ответы:

1) Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.
2) Переваливаясь с боку на бок, утка вела своих малышей к пруду.
3) Ветерок, шевеля деревья, будил пернатых музыкантов.
4) Дождь, перейдя в ливень, закрыл от нас луг, речку.

2. Давайте поработаем над трудными случаями обособления определений, приложений, обстоятельств.

1) Его знали как опытного врача. Как опытный врач он сразу определил причину болезни.
2) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.
3) Был лес как сон.
4) Леса шумели справа и слева бушуя как озёра.
5) Лай чуть слышался и всё дальше удаляясь терялся в глубине лощины.
6) Звери остановились и повернув к нам головы замерли на месте.
7) Мальчики шли полем громко переговариваясь но войдя в лес притихли.
8) Медвежата согрелись и сразу уснули а проснувшись утром стали знакомиться с обстановкой комнаты.
9) Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.

3. Найти предложения с речевыми ошибками, записать в исправленном виде.

Вариант 1

1) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
2) Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
3) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
4) Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили приближающейся опасности.

Вариант 2

1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Будьте осторожны, отправляясь в горы.
3) Проделав это упражнение несколько раз, он остановился.
4) Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.

III. Итог

Домашнее задание: упражнение 400 (письменно), упражнение 403 (устно)

Приложение № 1

Таблица

 Знаю

Узнал

Текст

Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.  Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий перелёт какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому)

1. Замените причастные обороты деепричастными.

1) Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.
2) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду.
3) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов.
4) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.

2. Игра «Четвёртый лишний»

- навевать сны, посвятить стихотворение, посветить фонариком, обежать стадион;
- блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....