Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания.
презентация к уроку (русский язык, 10 класс) на тему

Бакума Юлия Алексеевна

В презентации рассматриваются основные ошибки в структуре слова и словосочетания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon grammaticheskie_oshibki._11_klass._zanyatie_1.ppt1008 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Слайд 2

Цель урока:

Слайд 3

Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.

Слайд 4

Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)

Слайд 5

И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!

Слайд 6

А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова:

Слайд 7

Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры

Слайд 8

Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армя н Монголы – монголов Башкиры – башки р Таджики – таджиков Болгары – болга р Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузи н Лезгины – лезги н Осетины – осети н Румыны – румы н Татары – тата р Турки – турок Туркмены – туркме н Цыгане – цыга н

Слайд 9

Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы - абрикосов Яблоки – яблок Ананасы - ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны - баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов

Слайд 10

А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения.

Слайд 11

Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию . Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Р.п. пят и десят и Пят и сот дв ух сот Д.п. пят и десят и Пят и ст ам Дв ум ст ам В.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Т.п.пять ю десять ю Пять ю ст ами Дв умя ст ами П.п. о пят и десят и О пят и ст ах О дв ух ст ах

Слайд 12

Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. тр ех сот сорок а четыр ех Д.п. тр ем ст ам сорок а четыр ем В.п.триста сорок четыре Т.п. тр емя ст ами сорок а четырь мя П.п. о тр ех ст ах сорок а четыр ех И.п. триста сорок четверт ый (вагон) Р.п. триста сорок четверт ого (вагона) Д.п. триста сорок четверт ому (вагону) В.п. триста сорок четверт ый (вагон) Т.п. триста сорок четверт ым (вагоном) П.п. о триста сорок четверт ом (вагоне)

Слайд 13

Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить . (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.

Слайд 14

Перейдем к заданию А4. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф . Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.

Слайд 15

Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписани я вместо согласно расписани ю . Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)

Слайд 16

Домашнее задание. Решите задания теста. Прокомментируйте свой ответ. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднее г) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой странице в) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора

Слайд 17

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к экзамену, а) была проведена серьёзная работа. б) ученики провели серьёзную работу. в) выпускникам пришлось нелегко. г) ожидали большие трудности. 6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев красный сигнал светофора, а) водитель затормозил. б) автомобиль остановился. в) машина была остановлена. г) движение на дороге прекратилось. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив свой облик, А) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь. Б) ваши возможности станут безграничными. В) подчёркивается индивидуальность стиля. Г) можно открыть в себе новые способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Грамматические ошибки в структуре предложения

Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ. В презентации представлены основные типы ошибок в структуре предложения....

Грамматические ошибки в образовании форм слов.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Грамматические ошибки в образовании форм слов. Тест.

Тест по теме: "Грамматические ошибки в образовании форм слов" для закрепления материала по данной теме при подготовке К ЕГЭ....

Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...

Грамматические ошибки. Ошибки в употребление предлогов

Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 5-7 классах...

Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».

    В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...