Урок "Фотография из семейногго альбома"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Урок "Фотография из семейного альбома" направлен на воспитание у учащихся сохранения памяти о своих родителях, истории страны. Собран богатый дидактический материал. Используется на уроке презентация, музыкальное оформление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фотография из семейного альбома62.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс                                                                                 7.12.09

ТЕМА: Фотография из семейного альбома

(Урок с использование ИКТ)

ЦЕЛИ:

  1. обсуждение круга вопросов, которые надо осветить в творческое работе;
  2. собрание материала к сочинению;
  3. обогащение словарного запаса с учетом специфики сочинения;
  4. выбор формы сочинения по данной теме.

      Кроме того урок предполагает развитие умений:

  1. систематизировать собранные материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла адресата и ситуации общения;
  2. создавать текст – рассуждение с элементом повествования и описания и использовать в них соответствующие языковые средства;
  3. правильно писать слова в соответствии с изученным орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложения в тексте.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Эпиграф

                                                           «И близких всех душа не позабудет…»

Н. Рубцов

2.Фотографии, принесенные детьми, из старых семейных альбомов.

3.Напечатанный текст с лексической работой.

4 Учебник. Е.И.Никитина «Русская речь. Развитие речи»

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

1) Чтение учителем стихотворения Н.Рубцова

Как много жёлтых снимков на Руси,

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет.

2) Сообщить тему и цели урока. (Слайд № 1, 2)

II. Подготовка к сочинению.

1. Вступительное слово учителя.

Память – одно из важнейших свойств человеческой жизни.

(Слайд № 3, 4)

«Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»

Д.С. Лихачев.

Памятью обладают растения, деревья, камни, стекло, вода, птицы и конечно же, человек. Но у него особая память…

«Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответный, и следовательно и неспособный на добрые дела, бескорыстные поступки»  

                                                                                           Д.С. Лихачев

Когда человек становится таким («беспамятным»), он становится равнодушным.

Спросите у себя: а всегда ли вы откликаетесь и по первому зову помогаете своим друзьям, родителям, другим близким родственникам?

Всегда ли вы добры к окружающим?

Всегда ли вы внимательны к людям? Не забываете ли вы поздороваться, поздравить с праздником?

Всегда ли вы милосердны?

Умеете ли сострадать?

Готовы ли вы к самопожертвованию ради других?

Что такое память?

(Слайд № 5)

Д.С. Лихачев Утверждает, что без «памяти нет совести. Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям.»

Что же поможет нам преодолеть наше равнодушие к своим близким, да и к людям вообще?

Д.С. Лихачев считает, «что очень важно воспитывать ребёнка в моральном климате семейной памяти».

(Слайд № 6)

И помогут нам в этом «семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей да и взрослых. Они воспитывают «Уважение к труду наших предков, к их семейным традициям, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам».

Людей, особенно старшего возраста, пожилых, часто одолевает тоска по прошедшим прожитым годам, по своей молодости, и это естественно. Но как бы иногда не хотелось попасть в прошлое, сделать это невозможно. А вот остановить мгновение жизни можно, и поможет нам в этом фотография.

До того, как возникло это чудо человеческого разума, запечатлеть свой лик на портрете могли лишь очень немногие. Фотография же стала демократичным искусством, широко распространившимся с конца прошлого века и сейчас доступна каждому.

1)Дома у каждого есть старые альбомы. Мам, пап, бабушек, дедушек. Я просила вас заглянуть в семейные альбомы, сядьте вечером, пообщайтесь с родными, расспросите родителей, бабушек, дедушек, других родственников о том, кто запечатлен на фотографии, какие события нашли отражение в них.

И некоторые сразу откликнулись. Принесли интересные фотографии.

2. Работа с учебником «Русская речь» , стр. 158, упр. 240

3. Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 7)

Ф…тография, м…мент,  с..туация, эп…зод, фр…гмент, мгн…вение, зап..чатлеть, отр…жать, восс…здать, оч…видец.

4. Лексическая работа. (Слайд № 8)

Задание: Подберите синонимы к словам:

    Фотография – документ истории, фотоснимок, фотокарточка, снимок, глянцевый лист бумаги.

    Миг – момент, мгновение, эпизод, фрагмент жизни.

Воспользуйтесь обязательно этими словосочетаниями.

5. Составление плана сочинения. (Слайд № 9)

План.

  1. Когда была сделана фотография? Что предшествовало моменту съёмки?
  2. Кто на ней изображён? Какое событие запечатлено?
  3. Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда, лицо, взгляд, руки, мимика, жесты и т.д.)
  4. Что интересного и замечательного ты можешь рассказать о судьбе этого человека?
  5. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот фотоснимок?

6. Собирание рабочего материала.

а) беседа.

Фото – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком.

О человеке нам многое может сказать внешность. Глаза, жесты, мимика, взгляд, одежда, предметы, которые находятся рядом, могут многое сказать о человеке.

Фото помогает нам представить, каким был человек.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть в это мгновение человек переживал радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, был удручен печальными событиями.

  1. Вспомним, какие детали портрета помогают нам раскрыть (понять) душевное состояние человека?

(глаза, взгляд, поза, жесты, мимика, руки)

  1. Какие элементы портрета помогут судить о вкусах, характере человека?

(одежда, прическа, окружающая обстановка)

  1. Какие детали помогут судить об интересах, любимых занятиях и пристрастиях человека?

(предметы, которыми окружает себя человек: книги, картины, музыкальные инструменты).

б) Лексическая копилка.

      Нам необходимо вспомнить слова, с помощью которых мы описываем внешность человека. (Слайд № 10)

      (Глаза – лучистые, с поволокой, злые, добрые, со смешинкой, светлые, серые, карие, темные, маленькие, большие, бегающие.

      Взгляд – хитрый, удивленный, добрый, недоверчивый, веселый, приветливый, задумчивый, смеющийся, серьезный, грустный, сосредоточенный, внимательный.

      Поза – сидит, облокотившись стоит, взявшись за руку, лежит.

      Руки – мягкие, белые нежные, ухоженные, мозолистые, большие, добрые, в трещинах, в ссадинах, шершавые, огрубевшие.

      Жесты – подняв вверх руки, прикасаясь к чему-то, взявшись руками за что-то, вытянув руки вперед.

      Мимика – улыбающийся, плачущий, разгневанный, дрожащий.

      Нос – прямой, с горбинкой, курносый, горбатый, вздернутый, широкий, длинный, узкий, маленький, и т. д.

      Лицо – (овал) круглое, длинное, вытянутое, угловатое.

      Волосы – светлые, каштановые, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, прямые, вьющиеся, волнистые, кудрявые, торчащие, как палки).

  1. Работа с учебником «Русская речь», стр.159,160 163

8. В помощь пишущему.

Как начать сочинение. (Слайд № 11)

  1. На фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)…
  2. Схвачен такой момент…
  3. Остановлено мгновение, когда…

Содержание фотографии. (Слайд № 12)

  1. Фотография отражает… (показывает, воссоздает)
  2. С фотографии на нас смотрит …
  3. Взгляните на эти лица …
  4. Предстает на снимке …
  5. Становимся очевидцами тех далеких (удивительных, славных, незабываемых, трагических …) дней …
  6. Совершаем увлекательное путешествие в прошлое …
  7. Мы можем иметь представление о ..
  8. Точь-в-точь такие, какими были … лет назад.

Как закончить сочинение. (Слайд № 13)

  1. Вот такую историю поведал (рассказал) мне снимок.

9. Выбор формы сочинения:

      Вы можете выбрать форму сочинения любую, какая вам ближе: в форме письма, рассказа, используя разные типы речи:

Какие типы речи вам известны? ( повествование, описание, рассуждение)

     Я бы предложила вам форму рассказа на основе услышанного:

     Вспомним особенности введения услышанного рассказа в повествование:

  1. где, когда, от кого, при каких обстоятельствах был услышан рассказ;
  2. характеристика рассказчика (если это необходимо);
  3. изложение услышанного от первого или третьего лица.

Сам рассказ: («Услышанный рассказ»)

  1. завязка (событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий)
  2. кульминация (момент наивысшего напряжения и развития действия).
  3. Развязка (заключительное действие, которое явилось результатом развития событий).

10. Итог урока.

Заключительное слово учителя.

 (Показ слайдов № 14-19)

      Сегодня мы попробовали с вами вглядеться в лицо минувшего. Вы обнаружили, что все, что запечатлено на фотографии, близко и дорого нам. Чаще общайтесь со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения. Разговариваете о них, вспоминайте о них! Садитесь вечером рядом, рассматривайте старые альбомы и расспрашивайте о них. Ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас.

Старые фотографии научат вас помнить близких; уважать их прошлое; помогут оживить образы ушедших от нас людей; или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.

Вы увидите, как станете добрее, внимательнее к людям, научитесь понимать людей, сочувствовать им, любить.

Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.

 II. Домашнее задание.

1) написать сочинение на тему «Фотография из семейного альбома»

2) можно придумать название свое, более оригинальное.

«О чем рассказала мне старая фотография»

3) напишите обязательно сначала на черновике.

4) восстановите тот материал, над которым мы с вами работали.

5) отредактируйте, как мы с вами всегда делаем.

6) переписывайте в чистовик.

.

III. В заключение ученики читают стихи о фотографиях:

(Индивидуальные задания)

Р. Линьковой «На память» (Моим землякам).

Р. Линьковой «Черно-белое фото»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листая страницы семейного альбома

Данный материал представляе собой рассказ о моем генеалогическом древе. Матерал собран по рассказам  моих родственников....

Знакомство с «Детским Альбомом» П. И. Чайковского

Статья будет интересна педагогам,учащимся,всем,интересующимся творчеством П. И. Чайковского. На материале статьи можно более детально познакомиться с историей создания,содержанием цикла фортепианных п...

Фотографии из альбома «Beautiful Brashstrokes by Maureen MeNaughton»

Фотографии в альбоме «Beautiful Brashstrokes by Maureen MeNaughton» zhital на Яндекс.Фотках...

презентация "Детского альбома" П. И. Чайковского

Презентация включает иллюстративный материал для знакомства детей дошкольного возраста с "Детским альбомом" Чайковского...

Листая страницы семейного альбома

Внеклассное мероприятие с использованием исследовательских данных о родственниках педагогов и обучающихся ЦППРК №12, участвовавших в Великой Отечественной войне. ...

Материал для классного альбома

Вести летопись класса - это наша традиция. Вот, что получилось в прошлый год....

Урок -презентация "Современная фортепианная музыка на примере детских альбомов российского композитора Андрея Классена «Фортепианные пьесы» для фортепиано соло и в 4 руки в 2-х частях и «Музыкальные эскизы» в 2-х альбомах".

Важным и полезным представляется изучение фортепианной музыки современных композиторов. Наш урок знакомит с биографией и творчеством композитора Андрея Классена. Пьесы из его альбомов проиллюстрировал...