самоанализ педагогической деятельности
статья по русскому языку по теме

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы для аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКВОУ Центр образования Самарской области

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы филиала №2

Чупахиной Татьяны Михайловны

Самара 2013

Чупахина Татьяна Михайловна

Что и когда окончила

Куйбышевский педагогический институт 1985 год

Полученная специальность

русский язык и литература

Квалификация по диплому

учитель русского языка и литературы средней школы

Трудовой стаж

33 года

Педагогический стаж

33 года

Стаж работы в данном ОУ

27 лет

     Я, Чупахина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы  ГКВОУ Центр образования Самарской области, окончила в 1985 году Куйбышевский педагогический институт.  Мой педагогический стаж составляет 33 года. В общеобразовательном учреждении при ИУ-10(исправительном учреждении) работаю с 1985 года.

 Наши ученики-это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, отбывающие наказание в исправительном учреждении строгого режима. Как правило, это учащиеся с низким уровнем подготовленности, с большим перерывом в обучении, с отсутствием мотивации к учебному процессу . Среди наших учащихся много ВИЧ-инфицированных, наркозависимых, переболевших туберкулёзом. Во исполнение статьи 112 УИК РФ эти осуждённые обязаны учиться.

В данный момент я работаю в 8,9,10,11,12  классах.                                            

     Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для общеобразовательных учреждений. В 8-9 классах обучение по русскому языку веду по “ Программе для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы”. Авторы:М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский.Москва “Просвещение” 2010г.; в 10-12 классах-по “Программе по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), 10-11 классы,авторы:А.И.Власенков,РыбченковаЛ.М.,Москва,”Просвещение”,2011

 Обучение по литературе в 8-12 классах веду по “ Программе по литературе для 5-11 классов (базовый уровень)”, авторы: В.Я. Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин,И.С.Збарский,В.П.Полухина, Москва “Просвещение” 2010г. 

     Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык:

  1. “Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений”Авторы:  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М.Александрова,Москва “Просвещение” 2010г.
  2.   “Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений”Авторы:  Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М.Александрова,Москва “Просвещение” 2010г.
  3. “Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи:  Учебник для 10-11классов общеобразовательных  учреждений”. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Москва “Просвещение” 2008г
  4.  Литература:

          1. “ Литература 8 класс. Учебник для    общеобразовательных учреждений”. Автор-составитель В.Я. Коровина.      Москва “ Просвещение” 2010г.      

  2 “ Литература 9 класс. Учебник для    общеобразовательных учреждений”. Автор-составитель В.Я. Коровина.      Москва “ Просвещение” 2010г.

      3.  “ Литература 10 класс. Учебник для    общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень”. Автор-составитель Лебедев Ю.В.      Москва “ Просвещение” 2010г.  

      4. “ Литература 11 класс. Учебник для    общеобразовательных учреждений ” под редакцией В.П.Журавлева,  Москва “ Просвещение” 2010г.    

  Основная цель моей педагогической деятельности –перевоспитание асоциальной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования.

Для достижения цели я ставлю перед  собой следующие педагогические задачи:

1. Совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;

2. Использовать в учебно – воспитательном процессе современные образовательные технологии;

3. Вовлекать каждого учащегося в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

4. Создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения русского языка;

5. Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого учащегося, дать возможность проявить себя;

6. Привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

7. Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.  

 

     

 

    

Для решения этих задач применяю здоровьесберегающие технологии,ИКТ, личностно-ориентированные технологии. Для предупреждения переутомления и сохранения здоровья учащихся  в рамках принятой в ГКВОУ ЦО СО Программы здоровьесбережения провожу следующие мероприятия:

 -кабинет литературы соответствует санитарно-гигиеническим нормам;

-соблюдается тепловой режим;

 - во время перерывов проводится проветривание помещения;

- применяются личностно-ориентированные  технологии, обеспечивающие комфортные условия развития и реализации природных возможностей личности.

                           

Проявления гуманного отношения к учащимся, такие как оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, доброжелательный и эмоциональный тон учителя, приоритет положительного стимулирования, терпимости к их недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом учащегося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся.

 Во избежание усталости учащихся на уроках применяю чередование видов работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

  Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.

Применение на уроках зрительной гимнастики, эмоциональных разгрузок (1-2 минуты), физкультминуток повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление учащихся, повышает умственную работоспособность, способствует хорошему темпу урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Во время занятий слежу за правильной позой учащихся, стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету.

  Использование здоровьесберегающих технологий на уроках положительно сказывается на здоровье учащихся

     Как  учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, учащиеся должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 

          Основа моей работы - признание индивидуальности учащегося, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

     Применяя  личностно-ориентированные технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой задачи:

- Как сделать урок  интересным?

 - Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

- Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и  воспитать потребность узнавать все больше и больше? 

  Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

   Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

   Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

      Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

       Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

        Планируя уроки литературы, задавая вопросы, которые вызывают живой  отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

     При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Это позволяет работать на уроке более эффективно.

   Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

    Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать  знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.Я работаю по следующим направлениям:  

- работа с программами MS Office Word, MS Office Power Point, Excel                                                 - работа с ресурсами Интернет.

 

   

Специфика нашего ОУ такова, что наши учащиеся не сдают ЕГЭ, ГИА, не выезжают на олимпиады и конкурсы,но о позитивной динамике успеваемости обучающихся по русскому языку и литературе за последние 5 лет свидетельствуют результаты промежуточной и  итоговой аттестации.

3. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней

Учебный год

Уровень олимпиады

Ф.И. участника

Результат

2009

школьный

Елисеев Алексей

1 место

школьный

Новиков Илья

2 место

2012

школьный

Скрипкин Александр

1 место

2012

школьный

Колесников Леонид

Гринин Алексей

лауреат 

лауреат

За последние 5 лет я три раза принимала участие в конкурсе “Лучший по профессии”, в 2008г участвовала в ЕМД в качестве выступавшей, в 2012г и в 2013г принимала участие в ЕМД, дважды в год принимаю участие в заседаниях МО, ежегодно в качестве слушателя- в августовской учительской конференции.

Постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю своё педагогическое мастерство. В марте-апреле 2013г успешно прошла курсы повышения квалификации в ЦПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...


 

Комментарии

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы для аттестации