Планы разборов
учебно-методический материал (русский язык, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Синтаксический разбор простого предложения:
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначит, чем они выражены.
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению
- по цели высказывания;
- по интонации;
- по количеству основ;
- по характеру основы;
- по наличию второстепенных членов;
- по наличию всех членов предложения;
- чем осложнено.
Образец разбора:
нар. мест. гл. обращ.
Как тебя зовут, душа моя?
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
Кажется, шепчут колосья друг другу.
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
сущ. прич. оборот гл. нар. нар.
Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
Синтаксический разбор словосочетания:
План разбора:
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Определить тип связи в словосочетании.
Образец разбора:
Х
Скоро наступит (глагольное, примыкание)
Х
Долгожданная весна (именное, согласование)
Х
Люблю леса (глагольное, управление)
Словообразовательный разбор
Морфологические способы словообразования
- Приставочный способ словообразования
Побелеть ← по + белеть (приставочный)
Перекрасить ← пере + красить (приставочный)
Предобрый ← пре + добрый (приставочный)
Пригород ← при + город (приставочный)
- Суффиксальный способ образования
Тёпленький ← тёплый + еньк (суффиксальный)
Слоник ← слон + ик (суффиксальный)
Создатель ← создать (суффиксальный)
Белеть ← белый + е (суффиксальный)
Быстро ← быстрый + о (суффиксальный)
Читающий ← читать + ющ (суффиксальный)
Читаемый ← читать + ем (суффиксальный)
Читавший ← читать + вш (суффиксальный)
Прочитанная ← прочитать (суффиксальный)
Глядя ← глядим + я (суффиксальный)
Плача ← плачем + а (суффиксальный)
Крикнув ← крикнуть + в (суффиксальный)
Крикнувши ← крикнуть + вши (суффиксальный)
Увлекши ← увлечь + ши (суффиксальный)
- Приставочно-суффиксальный (конфиксальный) способ образования слов
Предместье ← пред + место +[ j ][ э ] (приставочно-суффиксальный)
Выспаться ← вы + спать + ся (приставочно-суффиксальный)
Подземный ← под + земля + н (приставочно-суффиксальный)
Разболеться ← раз + болеть + ся (приставочно-суффиксальный)
Насухо ← на + сухой + о (приставочно-суффиксальный)
- Бессуффиксный способ образования слов (бессуффиксальный)
Осмотр ← осмотреть (бессуффиксный)
Замена ← заменить (бессуффиксный)
Ход ← ходить (бессуффиксный)
Глубь ← глубокий (бессуффиксный)
Высь ←высокий (бессуффиксный)
- Сложение (слов или основ с соединительной гласной или без неё)
Магазин – салон ← магазин + салон
Выставка – ярмарка ← выставка + ярмарка
Кресло – качалка ← кресло + качалка
Лесостепь ← лес (о) степь
- Сокращение основ
а) начальная часть слова + целое слово
Стенгазета ← стенная газета
б) из начальных слогов
Завхоз ← заведующий + хозяйство
Местком ← местный + комитет
Юннат ← юный + натуралист
Завмаг ← заведующий + магазин
в) звуков
Вуз, ЦУМ, РОНО, ГУМ, СМИ, БАМ
г) буквенный
Морфологические способы словообразования
- распад на омонимы:
Дворник (человек) ← дворник (в машине)
Ёрш (рыба) ← ёрш (щётка)
- слияние словосочетания в слово:
Быстротекущий ← быстро текущий
Вышеупомянутый ← упомянутый выше
Сегодня ← сего дня
Спасибо ← спаси Бог
- переход слова в другую часть речи:
Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря ей (предлог)
Ранним утром (существительное) – отправимся утром (наречие)
- субстантивация
Имя существительное ← имя прилагательное (причастие)
Больной, столовая, учительская, проходная, учащиеся
Фонетический разбор слова:
План разбора:
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
Образец разбора:
′ ′
Ель – ник – [j’эл’н'ик] – 2 слога
- [j’] – согласный, звонкий, мягкий,
е
- [э] – гласный, ударный,
л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий,
ь -------------------------
н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий,
и – [и] – гласный, безударный,
к – [к] – согласный, глухой, твёрдый.
__________________________________
6 букв, 6 звуков.
План разбора по учебнику М. Разумовской:
1. Слоги, ударение.
2. Гласные звуки: степени редукции; ударные и безударные; какими буквами обозначены.
3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
4. Количество звуков и букв.
Образец разбора:
II I ′ ′
Мо – ло – дой – [мъл^доj’] – 3 слога
м – [м] – согласный, звонкий, твёрдый,
о – [ъ] – гласный, безударный,
л – [л] – согласный, звонкий, твёрдый,
о – [^] – гласный, безударный,
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый,
о – [о] – гласный, ударный,
й – [j’] – согласный, звонкий, мягкий.
__________________________
6 букв, 6 звуков.
I степень (ступень) редукции II степень (ступень) редукции
О
После твёрдых После твёрдых
Ъ
А
После мягких После мягких
Иэ Ь
Э
После твёрдых После твёрдых
Ыэ Ъы
И
После мягких После мягких
И Ы И
После твёрдых После твёрдых
Ы У Ы
После твёрдых После твёрдых
У У
1 ступень редукции – абсолютное начало слова, 1-ый предударный слог.
2 ступень редукции – все остальные безударные слоги.
Синтаксический разбор сложного предложения:
Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
План разбора:
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Сложное.
- Союзное.
- Сложносочинённое.
- Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).
- Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).
- Схема предложения.
Образец разбора:
Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)
Схема предложения:
[ ]1, но [ ]2.
Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
План разбора:
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Сложное.
- Союзное.
- Сложноподчинённое.
- Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
- Главная и придаточная части.
- Что распространяет придаточная часть.
- Чем присоединяется придаточная часть.
- Расположение придаточной части.
- Тип придаточной части.
- Схема сложноподчинённого предложения.
Образец разбора:
Когда она играла внизу на рояле1, я вставал и слушал2. (А.П. Чехов)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда, придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).
Схема предложения:
Когда?
(союз когда…)1, [ … ]2.
придаточное
времени
Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.
Путники увидели, что они находятся на маленькой поляне. (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).
[ ____ ], (что…).
Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
План разбора:
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
- Сложное.
- Бессоюзное.
- Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
- Схема предложения.
Образец разбора:
Песенка кончилась1 – раздались обычные рукоплескания2. (И.С. Тургенев)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)
Схема предложения:
[ ]1 - [ ]2 .
Морфологический разбор
Самостоятельные части речи
- Глагол
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение (действие).
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма (неопределенная).
- Постоянные признаки:
а) вид,
б) переходность - непереходность,
в) возвратность - невозвратность*,
г) спряжение.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) время (если есть),
в) число,
г) лицо (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. (И.А.Бунин)
I. Исчезает — глагол, обозначает действие.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — исчезать.
- Постоянные признаки:
а) несовершенный вид,
б) непереходный,
в) невозвратный,
г) I спряжение.
3. Непостоянные признаки:
а) изъявительное наклонение,
б) настоящее время,
в) единственное число,
г) 3-е лицо.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым. Запах (что делает?) исчезает.
В ответном письме папа просил сообщить ему содержание лекций, которые я буду слушать. (В.Вересаев)
I. Просил — глагол, обозначает действие.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — просить.
- Постоянные признаки:
а) несовершенный вид,
б) переходный,
в) невозвратный,
г) II спряжение.
3. Непостоянные признаки:
а) изъявительное наклонение,
б) прошедшее время
в) единственное число,
г) мужской род.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым:
Папа (что делал?) просил.
Сообщить — глагол, обозначает действие.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — сообщить.
- Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) переходный,
в) невозвратный,
г) II спряжение.
3. Непостоянные признаки: нет, так как глагол употреблен в неопределенной форме.
III. В предложении является дополнением. Просил (о чём?) сообщить.
- Причастие
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (признак по действию). От какого глагола образуется.
П. Морфологические признаки:
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Постоянные признаки:
а) действительное или страдательное,
б) время,
в) вид.
3. Непостоянные признаки:
а) для страдательных — полная или краткая форма,
б) падеж (у причастий в полной форме),
в) число,
г) род (для ед. числа).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
Дома подступали почти вплотную к опущенному окну. (Б.Пастернак)
I. (К) опущенному (окну) — причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию (окно, которое опустили), образовано от глагола опустить.
П. Морфологические признаки:
- Начальная форма — опущенный.
- Постоянные признаки:
а) страдательное,
б) прошедшее время,
в) совершенный вид.
3. Непостоянные признаки:
а) полная форма,
б) дательный падеж,
в) единственное число,
г) средний род.
III. В предложении является согласованным определением. К окну (какому?) опущенному.
- Деепричастие
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.
- Начальная форма (неопределенная форма глагола).
- Постоянные признаки:
а) вид,
б) неизменяемость.
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)
I. Попав — деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и
бросились).
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — попасть.
- Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) не изменяется.
III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.
- Имя существительное
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки:
а) собственное — нарицательное,
б) одушевленное — неодушевленное,
в) абстрактное — конкретное — вещественное — собирательное*
г) род,
д) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
Гость повернул свое лицо.
I. Лицо — имя существительное, обозначает предмет.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма — лицо.
- Постоянные признаки:
а) нарицательное,
б) неодушевленное,
в) конкретное,
г) средний род,
д) 2-е склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) употреблено в винительном падеже,
б) в единственном числе.
III. В предложении является прямым дополнением. Повернул (что?) лицо.
... восстановило команду против упрямца и задиры...
I. Команду — имя существительное, значение предметности.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — команда.
- Постоянные признаки:
а) нарицательное,
б) неодушевленное,
в) женский род,
г) 1-е склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) употреблено в винительном падеже,
б) в единственном числе.
III. В предложении является прямым дополнением.
I. Упрямца — имя существительное, значение предметности.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма — упрямец.
Постоянные признаки:
а) нарицательное,
б) одушевленное,
в) мужской род,
г) 2-е склонение.
2. Непостоянные признаки:
а) употреблено в родительном падеже,
б) в единственном числе.
III. В предложении является косвенным дополнением.
- Имя прилагательное
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение — признак предмета.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Постоянные признаки:
а) качественное,
б) относительное,
в) притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
1) у качественных:
а) степень сравнения,
б) краткая или полная форма;
2) у всех прилагательных:
а) падеж,
б) число,
в) род.
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
... разговариваем о теперешнем состоянии России ...
I. Теперешнем (состоянии) — имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.
- Начальная форма — теперешний.
- Постоянные признаки: относительное.
- Непостоянные признаки:
а) употреблено в предложном падеже,
б) в единственном числе,
в) в среднем роде.
III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.
Воздух чист
I. Чист — имя прилагательное, обозначает признак предмета.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма — чистый.
- Постоянные признаки: качественное.
- Непостоянные признаки:
а) употреблено в краткой форме,
б) в единственном числе,
в) в мужском роде.
III. В предложении входит в состав именного сказуемого. Воздух (каков?) чист.
- Имя числительное
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж).
- Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное / порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
Поезд приехал в три часа.
I. (В) три (часа) — имя числительное, обозначает число.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — три.
- Постоянные признаки:
а) простое,
б) количественное,
в) обозначает целое число.
3. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.
III. В предложении является обстоятельством времени.
Приехал (когда?) в три часа.
Мы застыли в ожидании первой трели.
I. Первой (трели) — имя числительное, обозначает порядок при счете.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма — первый.
- Постоянные признаки:
а) простое,
б) порядковое.
3. Непостоянные признаки:
а) употреблено в родительном падеже,
б) в единственном числе,
в) в женском роде.
III. В предложении является согласованным определением.
Трели (какой?) первой.
- Местоимение
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма.
- Постоянные признаки:
а) разряд,
б) лицо (если есть).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
Вы себе мелеете вообразить...
I. Вы — местоимение, указывает на лицо.
II. Морфологические признаки.
- Начальная форма — вы.
- Постоянные признаки:
а) личное,
б) 2-е лицо,
в) множественное число.
3. Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.
III. В предложении является подлежащим.
I. Себе — местоимение, указывает на лицо.
П. Морфологические признаки.
- Начальная форма — себя.
- Постоянные признаки: возвратное.
- Непостоянные признаки: употреблено в дательном падеже.
III. В предложении является косвенным дополнением.
- Наречие
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
- Неизменяемое слово.
- Разряд но значению.
- Степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец разбора:
... как часто я бываю...
I. Часто — наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.
1, Неизменяемое слово.
2. Обстоятельственное, наречие меры и степени.
III. В предложении является обстоятельством меры и степени.
Служебные части речи
- Предлог
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) простой или составной
б) производный или непроизводный
в) неизменяемость
Образец разбора:
Над - предлог
I. Вставал над землёй
П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.
- Союз
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный
б) простой или несоставной
в) неизменяемость
Образец разбора:
И - союз
I. Оглянулась и увидела
II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.
- Частица
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Разряд
Образец разбора:
Же - частица
I. Доп.знач.усиления
П. Смысл.
Морфемный разбор
План разбора:
- Определить слово как часть речи.
- У изменяемого слова найти окончание.
- Указать основу.
- Путём подбора однокоренных слов выделить в слове корень.
- Выделить приставки и суффиксы (если они есть).
- Формообразующие суффиксы глаголов : -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-
(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:
Писал, читать, принести.
- У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:
Жечь, беречь.
- Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:
Открывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План разбора лирического произведения
План разбора лирического произведения (5 вариантов разбора)...
ПАМЯТКА. ПЛАН разбора лирического стихотворения
В помощь учащимся!...
ПЛАН разбора музыкального произведения chgkopoo.ucoz.ru›images…razbora_proizvedenija.docx
Вариант разбора музыкального произведения (лад, регистр и т. д.)...
План разбора стихотворения.
План разбора стихотворения....
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...
План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора
Презентация позволит выполнить первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...
План разбора литературного героя
КАРТОЧКИ РАЗБОРА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ...