Правописание наречий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока:
1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;
2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;
3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);
4) закрепление навыков дефисного написания наречий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Тема:
Правописание наречий
Разработчик урока:
учитель русского языка и литературы
Ивлева Л.Е.
2010 г.
Тема: Правописание наречий
Цели урока:
1) привитие навыков правописания -о и -е на конце наречий после шипящих;
2) совершенствование навыков правописания н и нн в наречиях;
3) формирование навыков написания наречий с суффиксами -а- и -о- (из-, до-, с-, в-, на-, за-);
4) закрепление навыков дефисного написания наречий.
Ход урока
Вопросы:
1) Сколько частей речи в русском языке? (10)
2) На какие группы делятся части речи? (знаменательные, служебные и междометия.)
3) Вспомните и скажите, как начинается определение всех частей речи. (:это часть речи.)
4) Назовите часть речи, определение которой начинается по-другому (наречие)
5) Что называется наречием?
6) Что обозначает наречие? (:обозначает признак действия :)
Задание:
От данных прилагательных образуйте наречия.
Прекрасный, красивый, громкий, простой, грустный, унылый.
Вот прилагательное НОВЫЙ. С суффиксом -О- наречие от него не получается, а с разными приставками - сколько угодно.
Задание:
С помощью приставок образуйте наречия от прилагательного НОВЫЙ.
(Ответ: заново, снова, вновь.) Совсем по-другому ведет себя слово!
Потом наречия добрались и до существительного. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получится целая куча наречий. Какие?
Ответ: ВВЕРХУ, ВВЕРХ, НАВЕРХУ, НАВЕРХ, КВЕРХУ, СВЕРХ, СВЕРХУ и даже ВЕРХОМ- очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Затем добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.
Задание:
От данных слов образуйте наречия.
- двое-(вдвоем,надвое)
- скакать- (вскачь и на скаку)
- догонять-(вдогонку)
Рады наречия. А вы , ученики, не очень? Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать, слитно или раздельно, а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.
И ответьте на вопрос:
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
Ответ: На конце наречий после ШИПЯЩИХ под ударением пишется буква О, без ударения Е. Исключение: ЕЩЕ.
Работа у доски
О каком правиле нам сейчас надо вспомнить?
Ответ: В наречиях, образованных от прилагательных и существительных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пиши А.
1. Староста в сапогах и армяке внакидку издалек ... заметил отца.
2. Летом Ягодное (селение) допоздн ... гудело голосами рабочих.
3. И снов: высокое голубое небо с лаской смотрит сверху
Примеры из текста.
Вопрос: А если приставки В-,НА-,ЗА- в словах?
Ответ: Наречия с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пиши О
1. Забору этому не было конца ни вправ ... , ни влев ....
2. Веточки молодой осины были начист ... острижены лосями.
3. Квартиру отделали занов:
Внимательно прочитайте текст, посмотрите, какие буквы пропущены и вспомните правило, которое нужно использовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.
Ответ: В наречиях на -О (-Е) пишется столько же н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано.
4. Солдаты сражаются ожесточе .. О.
5. Лицо земли меняется очень медле ... О, но непрерывно.
6. Море было взволнова .. О ветром.
7. Взволнова ... О про слушали мы доклад о жизни и творчестве М.Цветаевой.
8. Посещения медведем овсяного поля не всегда проходят безнаказа ... 0.
9. Собрание прошло очень оживле ... О; оживлено оно было интересными выступлениями ораторов.
Обратите внимание на скобки, которые вам нужно раскрыть и на суффиксы наречий. Какое правило нам нужно вспомнить, чтобы безошибочно выполнить данное задание?
Ответ: Через черточку пишутся наречия, которые имеют в своем составе:
- приставку по- и суффикс -ОМУ, -ЕМУ, -ски, -ЦКИ, -ьи.
- приставку В- (ВО-) и суффиксы -ыx (-ИХ).
Вопрос: А когда еще наречия пишутся через черточку?
Ответ: Сложные наречия пишутся через черточку.
1. Печорин (по) детски верил слухам.
2. Он знал (по) английски, кажется, только два слова: гуд бай.
3. Челкаш молчал и (по) волчьи скалил зубы.
4. Десятиклассники свободно говорят (по) немецки.
5. Говор пассажиров слился в сплошной, (по) пчелиному гудящий звук. 6 Было светло.но (по) осеннему скучно и серо.
Задание: Подберите к наречиям синонимы.
- Работу пришлось начинать сызнова (заново);
- Он обидел сгоряча (необдуманно );
- Сделал он это исподтишка (тайком);
- Это известно издавна (с давних пор);
- Жить душа в душу (дружно);
- Встать ни свет, ни заря (рано);
- Выучить назубок (наизусть).
Задание:
Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний, если это наречие - пишется вместе, если существительное с предлогом, то пишется отдельно.
Вопрос: Как определить, где наречие, а где существительное с предлогом?
Ответ: от существительного можно задать вопрос.
На доске
- (В)высь подняться-(в)высь небесную взлететь;
- (В)конец переулка уйти-(в)конец разобидеться;
- (В)накидку носить пальто-(в)накидку из шелка одет;
- (Во)время прийти-(во)время семинара;
- (В)растяжку отдать обувь-(в) растяжку говорить;
- (В)тайне готовить сюрприз-(в)тайне кроется ответ;
- (В)ширь раздаться-(в)ширь полей степных;
- (К)верху поднять голову-(к)верху двери прикрепить;
- (На)верх взойти-(на)верх склона подняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-122137-1349958896.jpg)
Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/14/picture-545589-1663189148.jpg)
Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".
Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-571868-1422771661.jpg)
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602674-1425303162.jpg)
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-986884-1513473478.jpg)
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"
Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1238173-1649944845.jpg)
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...