Имя прилагательное
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku_imya_prilagatelnoe_6_klass.rar | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Путешествие в страну Имени Прилагательного"
Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
закрепить умения различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, их грамматические признаки;
способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять разряд по значению и грамматические признаки;
вырабатывать умения определять, в каких суффиксах имен прилагательных пишется –н-, а в каких –нн-;
выяснить роль прилагательных в речи.
Ход урока
- Оргмомент.
Мы проснулись, мы здоровы,
И к работе все готовы.
Голова наша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все сильнее,
Каждый орган - здоровее.
Нервы крепкие, стальные,
Как пружинки заводные.
Ноги-руки – все в движенье!
Вот и снято напряженье.
2. Вступительное слово учителя.
Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
В некотором царстве, некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиреченск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Чей я?». Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с ним делать дальше. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам-частям речи: «Господа мои великие да самостоятельные! Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но никто не хотел брать на себя такую обузу. Только Существительному стало жаль беднягу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я предмет – будешь моим признаком. Другого не потерплю!»
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь… А Существительному это ой как нравилось! Так они стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Я слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Какую часть речи мы с вами повторим?
- Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, а отправимся мы в путь на тройках, запряженных прекрасными лошадьми. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим страну Имени Прилагательного. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.
Но сначала нам надо доказать: можем ли мы отправиться в путешествие. Вот наше первое испытание.
3. Выборочный диктант:
Сейчас ваши одноклассники прочитают 2 стихотворения. Из первого стихотворения 1 группа должна выписать имена прилагательные, обозначив их разряд. А задание для второй группы укажет сам чтец.
Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой, 1 группа
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные.
Котенок – маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый. 2 группа
Трава – зеленая и нежная,
Зима – холодная и снежная.
Проверяем выполненные задания: - Какие прилагательные вы выписали из первого текста и какого они разряда? Какие из второго?
- Что вы можете сказать о правописании количества букв Н в прилагательном ДЕРЕВЯННЫЙ?
Вы очень хорошо справились с первым испытанием, и теперь мы можем отправляться в дорогу. (Звучит музыка Г. Свиридова “Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”). Давайте посмотрим, что мы в дороге можем увидеть, какая природа нас окружает. (демонстрация фотографий о зиме). Какими словами мы можем выразить красоту зимнего пейзажа? Запишите их.
- Какие это слова? А могли бы мы без имен прилагательных раскрыть всю красоту русской природы?
4. Групповая работа с текстами художественной литературы. (У учащихся карточки с заданиями).
Карточка для 1 группы: Определите, из какого художественного произведения данный отрывок и кто его автор. Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”, обозначьте грамматические признаки прилагательных, включая разряд.
“…В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…” (повесть А. Пушкина “Метель”)
Карточка для 2 группы: Определите, из какого произведения данный отрывок. Кто автор этого произведения? Выпишите прилагательные, укажите их разряд по значению.
“…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…” (Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»)
Давайте проверим.
5. Первая остановка в нашем путешествии – станция “Веселая рифма”.
Индивидуальным домашним заданием было подготовить грамматические шутки о разрядах имен прилагательных. Ваша задача – определить, о каком разряде идет речь.
Грамматическая шутка об относительных прилагательных
Мой знакомый старый дед знатный был языковед.
Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.
Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.
Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,
Потому что увидали, как слова перемешались.
В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:
“Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало”.
Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:
“Я вот к месту относилась!” -
“Ну, а я – к материалу!” -
“Я ко времени имело отношение прямое!” -
“А теперь все вперемешку мы лежим между собою!” -
“К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”
Грамматическая шутка о качественных прилагательных
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.
Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?
Дядьки во дворе пыхтят, силой меряться хотят.
Каждый так гордиться им, этим качеством своим.
Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:
Он легко одной рукой поднял штангу над собой.
Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.
Самый, самый – наш Антон. Он дворовый чемпион.
Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!
Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных
Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.
Задания: Ребята, а какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными? Приведите свои примеры.
6. Вторая остановка – “Игра в снежки”.
Слово учителя: Ребята, мы сделаем небольшую остановку, отдохнем и сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя существительное и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, назвав его разряд. Существительные – снег, утро, ветер, небо, луна, звезды, вечер, мороз, лес, заяц, тепло, холод, уют, лёд.
7. Третья остановка – “Тест– опрос”:
1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?
А) одна
Б) две
В) три
2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.
3) Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:
А) самый, наиболее, наименее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.
4) Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:
А) более, менее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.
5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:
А) –ее, -е-
Б) –ше-
В) –ейш-, -айш-.
Проверка теста.
Ребята, а в каких суффиксах имен прилагательных пишется НН, в каких – Н? Какие вы знаете слова-исключения?
8. Четвертая остановка – “Театральная”. Две учащиеся нашего класса подготовили сценку о словах-исключениях:
“ЗАГАДКА ПОМОГЛА”
Надя учится в шестом классе, а ее сестра Нина – в пятом. Из школы они часто идут вместе.
- Сегодня мы писали диктант, - рассказывает Надя.
- Трудный?
- Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами –АН -, -ЯН-, -ИН-, и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н.
Нина даже остановилась от удивления.
- Да ты что? Прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишутся с одним Н!
- Не волнуйся, Нина. В диктанте были слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А они пишутся с двумя Н.
- Как же? - спросила Нина.
- Очень просто. Есть загадка об оконной раме:
Поля стеклянные,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.
- Вот здорово! – воскликнула Нина. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.
Учитель: Ребята, а вам эта сценка помогла лучше запомнить прилагательные - исключения?
9. Итоги урока-путешествия. Рефлексия. Выводы.
- Что вам понравилось в нашем путешествии по стране Имя Прилагательное?
- Какие трудности в дороге вы испытывали?
- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?
(Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"
Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...