урок-повторение "Бессоюзное сложное предложение""
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста по программе М.М.Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_bsp.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение» (урок-лаборатория).
Задачи: 1)повторить полученные знания о БСП;
2)формировать умение расставлять знаки препинания в БСП;
3)создать условия для подготовки к ГИА.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Постановка цели. Мы закончили изучение раздела «БСП». Сегодня мы не только обобщим полученные знания, но и вспомним те темы, которые у нас являются западающими.Во время работы с текстом постарайтесь отследить овладение тем или иным заданием. По мере выполнения заданий на полях делайте маркировочные знаки:
Знаком «галочка» (V) отмечаются те задания, которые уже хорошо известны. Вы овладели этим заданием.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Вы ставите этот знак только в том случае, если впервые встречаетесь с данным заданием.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным вам и
требует дополнительных занятий.
- Работа с текстом.
Явления живой природы – важные сигналы или индикаторы температурного режима. При наличии тепла развитие растений, естественно, начинается быстрее – при недостатке его оно идет медленнее. Есть, однако, в этих явлениях определенное постоянство.
Начала пылить серая ольха – пасечникам пора выставлять ульи: через 10 дней пчёлы принесут первый взяток.
Цветет осина – грибнику намек: в борах появился первый слой белых грибов. Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
Сигналы живой природы интересны и полезны. Полагаться на них целиком, конечно, нельзя.
1)Чтение текста, определение типа и стиля текста (тип – рассуждение, стиль – публицистический).
2) Повторение.
- Какое предложение является сложным?
- Какое предложение является БСП?
- Какие знаки препинания и при каких условиях ставятся в БСП?
- В чем отличие БСП от ССП и СПП?
3)Нахождение БСП в тексте.
1. При наличии тепла развитие растений, естественно, начинается быстрее – при недостатке его оно идет медленнее.
[_ ‗] - [_ ‗] (БСП со значением противопоставления).
Начинается - глагол, обозначает действие предмета.
Н.ф. начинаться (что делать?) несов. вид, возврат., наст. время, 1 спр., изъяв.накл.,3 лицо, ед.число; в предложении явл. сказуемым..
2. Начала пылить серая ольха – пасечникам пора выставлять ульи: через 10 дней пчёлы принесут первый взяток.
[‗ _] - [‗]:[_ ‗](БСП со значением условия и причины).
Ульи [ул'jи]
У [у]- гласный, ударный;
Л [л']- согласный, мягкий, звонкий;
Ь [-]
И [j]-согласный, мягкий, звонкий;
[и]-гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.
- А в каком слове этого предложения букв меньше звуков?
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке - не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно.
- Какая пунктограмма является общей для первого и последнего предложений?
- Какие предложения из текста соответствуют этой пунктограмме?
3. Цветет осина – грибнику намек: в борах появился первый слой белых грибов.
[‗ _] - [_]:[‗ _] (БСП со значением времени и дополнения).
Цветет грибнику появился белых (морфемный разбор)
4. Зацвела рожь – через неделю начнётся сенокос.
[‗ _][‗ _] (БСП со значением условия).
Неделю – существительное, обозначает предмет.
Н.ф. неделя (что?) неодуш., нариц., В.п., жен. род, ед. число, 1 скл.;в предложении явл. дополнением.
4)Охарактеризуйте оставшиеся предложения и выпишите из текста 3 словосочетания с типами связи согласование, примыкание, управление.
5)Словарный диктант..
1.чередующийся гласный в корне (полагаться, растений);
2.и, а, у после шипящих (живой, начала);
3.проверяемый безударный гласный в корне (грибнику, сенокос);
4.ь после шипящих (рожь);
5.правописаниеприставок пре-при (принесут);
6.е-и в безударных личных окончаниях глаголов (начинается).
- Задавание домашнего задания.
Сочинение-миниатюра с использованием БСП «Роль примет в жизни человека»
- Подведение итогов.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"
Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....