Омонимы
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок16.54 КБ
Office presentation icon Презентация300 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК В 5 КЛАССЕ «ОМОНИМЫ»

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать понятие об омонимах.

ЗАДАЧИ:

развитие умения формулировать определение понятий;

 формировать умения работы со словарями;

 научить отличать омонимы и многозначные слова;

 развивать умение составлять синквейн;

 развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 воспитание интереса и уважения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, компьютер, толковые словари.

                        Ход урока

1.Психологический настрой на урок.

Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.  Садитесь.

2. Запись числа и классной работы.  

3.Словарная работа «Копилка»

Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?

Давайте запишем: копилка-копить-от копа-«копна сена». Выделим корень.

А теперь послушайте определение копилки из толкового словаря (Что это за словарь? Что  описывается в словарной статье?) – (лексическое значение слов)

        1.Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.

        2.Собрание чего-либо занимательного, ценного.  

Придумайте и запишите синонимы Что называется синонимами?-  копить, накоплять, собирать, хранить).

Сегодня на уроке мы тоже с вами заведём копилку и будем её наполнять. Как вы думаете, чем? (Словами, мыслями)   То есть сегодня мы будем в очередной раз учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу»,- как сказал поэт Е.Винокуров.      

3. Повторенье – мать ученья!

Как вы понимаете эту пословицу? Какие разделы языка мы изучали в этом учебном году? (Синтаксис – что изучает? И фонетику – что изучает?)

Запишем предложение: Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (Синтаксический разбор, сонные – по составу, берёзки – транскрипция, сколько раз встречается орфограмма №1? Найдите № орфограммы над буквой З – березки).

Прослушаем предложение и составим только схему.: Выпал снег, упал мороз, кошка снегом моет нос.

4.Устное повторение.

 Какой раздел науки о языке  сейчас гостит на наших уроках ? (Лексика). Что она изучает? Что такое лексикон? Почему у всех людей он разный? Что надо делать, чтобы  повысить свой лексикон?

СЛАЙД №1

5. Синонимы, антонимы.

Наш русский язык очень богат словами. Среди них есть удивительные, из них можно образовывать  целые цепочки, и все слова будут с похожим значением. Что это? (Синонимы – повесить в копилку – написать_)  Составьте ( письменно) синонимический ряд , начиная со слова СМЕЛЫЙ…

А что называется антонимами?

Запишите к слову сначала синоним, а потом антоним.

Смеяться – хохотать-плакать.                Жара-зной - холод

Влажный-мокрый-сухой                        Мощный – сильный – слабый.

Подобрать антонимы к словосочетаниям (устно): легкая ноша - , лёгкая задача-, свежий хлеб -, свежая рубашка - , свежая газета -  горячий чай - , горячее сердце-.

На доске нарисованы чертежи. Подпишем, что же они обозначают?

6. ОМОНИМЫ.

Но есть в нашем языке и ещё одна группа слов. Послушайте, какой разговор однажды произошел между двумя ребятами. (Сценка)

Встретились два друга – Артём и Алеша…

Запишем в тетрадь  ТЕМУ сегодняшнего урока  ОМОНИМЫ. Наша ЦЕЛЬ сегодня -  не только повторить уже изученное по лексике, но и познакомиться с этим интересным отрядом слов русского языка.

СЛАЙД № 2

Запишите на полях учебника слово-омоним – овсянка, и будем собирать в свою собственную копилку слова-омонимы.

СЛАЙД № 3     (запишите в тетрадь)

Найти омонимы в толковом словаре нашего учебника.  (Рысь, фунт) – (пополним нашу копилочку).

СЛАЙД №4,   СЛАЙД № 5

СЛАЙД №6      ( найти объяснение в учебнике – стр. 142)

7. Ф И З М И Н У Т К А ( 25-АЯ МИНУТА УРОКА)

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Три-четыре – руки шире,

Пять-шесть – тихо сесть.

8. Закрепление материала.

Не забыли, что такое омонимы?

Загадки:

СЛАЙД № 7     Напишите словосочетания, в которых раскроется омонимичное значение слова КОСА ( девичья коса, наточенная коса, песчаная коса).

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?  (Отгадали? О каких ключах дет речь? Не забудьте записать в свою копилку).      Как интересно обыгрывают омонимы в шуточных стихах поэты!

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Упр. № 346. Выразите мысль яснее.    (Дополнительно – устно – дать лексическое значение омонимам:  Проверим свою эрудицию: свет, гладь, бокс, зарядил (ружьё, дождь; занять(место, денег), затопить (печь, водой). Клуб, помешать, заставлять.

Знание омонимов необходимо для понимания речи. Посмотрим глазами иностранца на такую фразу: «Команда «Спартака» отобрала очки у «Зенита».

9.Подведение итогов.

СЛАЙД №1

Увлекательна страна  ЛЕКСИКА, много в ней ещё интересных мест…

А как вы думаете, мы сегодня заполнили свои копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?

Ребята отвечают.

Конечно же, нам есть ещё чему учиться. Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой совершенствоваться.

10.Синквейн.

А сейчас займёмся творческой работой и выразим своё отношение к изучаемой теме. Напишите синквейн. (У каждого на задней странице план синквейна,)

Чем полезна работа по составлению синквейнов? Что она даёт нам?

У каждого учащегося на столе находится раздаточный материал – вырезанная из бумаги цветная ладошка , подписанная.( сделать) После выполнения задания учащиеся зачитывают получившиеся синквейны и прикрепляют их на доску.       На ЧТО?

КЛЮЧ                         КЛЮЧ

КОСА                          КОСА

РУССКИЙ ЯЗЫК

11.Рефлексия.

«Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнала…

Самым интересным для меня было…

Для себя я возьму…

12. Домашнее задание

П.67,68,69, упрп.345 345  объяснить условие.

Ребята. Спасибо за то, что вы помогли мне провести урок. Надеюсь, он вам понравился.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Омонимы. 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе по теме: Почему одно и то же слово может быть и с большой и с маленькой буквы.( по программе "Школа 2100" Р.Н. Бунеев)разработала Коробова Т.А. В этом материале дан кон...

Омонимы

Изучая английский язык, учащиеся сталкиваются с лексическими единицами, при переводе которых возникают определенные трудности. И это схожесть приводит к замешательству. Это явление вызвало у ученицы о...

Урок по теме "Омонимы"

Урок изучения нового по теме "Омонимы" с использованием ИКТ....

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....