Омонимы. 2 класс.
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
(по программе «Школа 2100» автор Р.Н. Бунеев)
Тема: Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы? Слова – омофоны.
Цель:
* повторить правописание имен собственных: фамилий, имён, названий рек, городов, сказочных героев;
* познакомить учащихся со словами –омофонами;
* прививать интерес к изучению русского языка;
* развивать умение выражать свои мысли в устной форме;
* воспитывать доброту, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: картинки – ребусы, учебник, карточки, мультимедийный проектор, дидактический материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Я дарю вам свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
- Словарная работа. Слайд № 2.
Вставьте подходящие слова, угадав ребусы. Вспомните эти поговорки:
Стреляный (воробей), считать (ворон), (сорока) на хвосте принесла.
- С какой буквы написали эти слова? (с маленькой, потому что эти слова - нарицательные).
3. Написание большой буквы в кличках животных.
Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? вороне? сороке? собаке? Давайте запишем. С какой буквы вы напишите?
Вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. Как выбрать кличку животному. На этот вопрос ответите, когда прочитаете стихотворение. Слайд № 3.
Жили – были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка,
А ещё – два козла –
Сивка да Бурка!
(Ю. Черных)
- Правильно ли даны клички животным? (нет). Скажите, как надо было назвать кошку? курицу? собачку?
Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.
- А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)
- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?
(Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, фамилии, отчества.)
- Почему кота назвали Матроскин? (Кот полосатый, как тельняшка.)
4. Работа в «парах». Найдите третье «лишнее». Слайд № 4.
1. Дуб, берёза, роза.
2. Роза, Волга, Дон.
3. комар, муравей, лев.
4. Лев, Марина, Оля.
- Объясните свой выбор. Почему одно и то же слово написано по-разному?
Может, ли такое быть?
- Когда слова пишутся с большой буквы? С маленькой?
- Ребята, такие слова называются омофонами.
(На слайде определение.) Слайд № 5.
Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.
- Откройте учебник на с.97. упр.158. Придумайте предложения с каждым словом. Запиши два предложения. Подчеркни большую букву одной чертой.
Слайды № 6-18.
5. Упражнения в распознавании слов, написанных с большой и маленькой буквы. Работа в группах. Слайды № 19-20.
(Повторить правила работы в группах. Правила на доске.)
- Найдите одинаковые по звучанию слова. Объясните разницу в их написании.
Возвращаясь под вечер с (п,П)оля
Потеряла сережку (П,п)оля.
Ту серёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя (с,С)ерёжка.
- Прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Из-за чего обиделся Серёжа? Слайд № 21.
Серёжки и Алёшки.
У меня есть два брата, Алёша и Серёжа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алёша. Вот один раз смотрели они диафильм «Кто как зимует?». Алёша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал:
-Тетерева питаются серёжками.
А Серёжа вдруг обиделся и сказал:
- Нет, пусть они лучше питаются Алёшками!
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: имена людей (собственные) пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали? Когда можно правильно написать предложение: У меня есть шарик? (Когда известно, в каком значении употребляется слово шарик).
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. Написать два предложения со словами Клин и клин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»
Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»...
Омонимы 5 класс презентация
Презентация Омонимы 5 класс...
Урок русского языка в 5 классе"Синонимы,антонимы,омонимы"
Урок-объяснение нового материала...
Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.
Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....
Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.
Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....
«Омонимия в английском языке. Способы различия омонимов».
В ДАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ "ОМОНИМИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, СПОСОБЫ РАЗЛИЧИЯ ОМОНИМОВ"...