Омонимы. 2 класс.
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе по теме: Почему одно и то же слово может быть и с большой и с маленькой буквы.( по программе "Школа 2100" Р.Н. Бунеев)разработала Коробова Т.А. В этом материале дан конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

(по программе «Школа 2100» автор Р.Н. Бунеев)

Тема: Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы? Слова – омофоны.

Цель:

* повторить правописание имен собственных: фамилий, имён, названий рек, городов, сказочных героев;

* познакомить учащихся со словами –омофонами;

* прививать интерес к изучению русского языка;

* развивать умение выражать свои мысли в устной форме;

* воспитывать доброту, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: картинки – ребусы, учебник, карточки, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я дарю вам свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

  1. Словарная работа. Слайд № 2.

Вставьте подходящие слова, угадав ребусы. Вспомните эти поговорки:

Стреляный C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\img1.jpg (воробей), считать F:\папки рус.яз\Ребусы\ворона.jpg (ворон), C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\soroka.jpg (сорока) на хвосте принесла.

- С какой буквы написали эти слова? (с маленькой, потому что эти слова - нарицательные).

3. Написание большой буквы в кличках животных.

Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? вороне? сороке? собаке? Давайте запишем. С какой буквы вы напишите?

Вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. Как выбрать кличку животному. На этот вопрос ответите, когда прочитаете стихотворение. Слайд № 3.

Жили – были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

                       (Ю. Черных)

- Правильно ли даны клички животным? (нет). Скажите, как надо было назвать кошку? курицу? собачку?

Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

- А есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.)

- А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия?

(Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, фамилии, отчества.)

- Почему кота назвали Матроскин? (Кот полосатый, как тельняшка.)

4. Работа в «парах». Найдите третье «лишнее». Слайд № 4.

1. Дуб, берёза, роза.

2. Роза, Волга, Дон.

3. комар, муравей, лев.

4. Лев, Марина, Оля.

- Объясните свой выбор. Почему одно и то же слово написано по-разному?

Может, ли такое быть?

- Когда слова пишутся с большой буквы? С маленькой?

- Ребята, такие слова называются омофонами.

(На слайде определение.) Слайд № 5.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.

- Откройте учебник на с.97. упр.158. Придумайте предложения с каждым словом. Запиши два предложения. Подчеркни большую букву одной чертой.

Слайды № 6-18.

5. Упражнения в распознавании слов, написанных с большой и маленькой буквы. Работа в группах. Слайды № 19-20.

(Повторить правила работы в группах.  Правила на доске.)

  1. Найдите одинаковые по звучанию слова. Объясните разницу в их написании.

Возвращаясь под вечер с (п,П)оля

Потеряла сережку (П,п)оля.

Ту серёжку нашёл (С,с)ерёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя (с,С)ерёжка.

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

Из-за чего обиделся Серёжа? Слайд № 21.

Серёжки и Алёшки.

       У меня есть два брата, Алёша и Серёжа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алёша. Вот один раз смотрели они диафильм «Кто как зимует?». Алёша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал:

-Тетерева питаются серёжками.

А Серёжа вдруг обиделся и сказал:

- Нет, пусть они лучше питаются Алёшками!

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: имена людей (собственные) пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой.

6. Итог урока.

- Что нового вы узнали? Когда можно правильно написать предложение: У меня есть шарик? (Когда известно, в каком значении употребляется слово шарик).

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание. Написать два предложения со словами Клин и клин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме «ОМОНИМЫ»

Урок русского языка в 5 классе   по теме «ОМОНИМЫ»...

Омонимы 5 класс презентация

Презентация Омонимы 5 класс...

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

«Омонимия в английском языке. Способы различия омонимов».

В ДАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ "ОМОНИМИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, СПОСОБЫ РАЗЛИЧИЯ ОМОНИМОВ"...