Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку на тему
Школьный тур Всероссийской олимпиады
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по русскому языку 6 класс
I блок
1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
2. Сколько раз звук /т/ повторяется в предложении:
Труд делает человека счастливым.
3. Расставьте ударения в словах:
километр, цыган, квартал, звонит, цемент, инструмент, баловать, торты, обеспечение, ржаветь.
4. Расположите синонимы в порядке усиления признака:
- большой, колоссальный, громадный;
- гениальный, способный, талантливый;
- родной, близкий, кровный.
5. Объясните, чем отличаются выражения:
- холодное молоко - холодный взгляд;
- черствый хлеб - черствая душа;
- завели собаку - завели разговор.
Какие из записанных слов употреблены в прямом значении, какие - в переносном.
6.Создайте фразеологизмы, соединив слова из разных колонок:
Зеленая изобилие
Хромать в набат
Человек улица
Бить на обе ноги
Камень с большой буквы
Принять преткновения
Рог за чистую монету
7. Употребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях:
выехать (с, из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; прилететь (с, из) Дальнего Востока; прийти ( с, из) школы; выйти ( с, из) трамвая.
8. Составьте несколько предложений, чтобы в каждом из них слово язык употреблялось в разных значениях.
9. Восстановите предложения из «рассыпанных» слов:
- Плох, книга, да, хороша, чтец.
- Прочел, о, говори, не, том, о, что, а, том, понял, что.
10. Найдите грамматическую основу в предложениях:
- Автомобиль остановил шофер.
- Отряд сопровождал экскурсовод.
- В этом году зима стоит теплая.
11. Составьте словосочетания «прилагательное+ существительное», включив в них слова:
Рояль, мышь, тюль, шоссе, Сочи, кенгуру.
12. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова в предложении:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
13. Запишите как можно больше пословиц, в которых употребляется слово семь.
2 блок.
Напишите сочинение- миниатюру по понравившемуся фразеологизму:
Кот наплакал. Сломя голову. Сесть в калошу.
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по русскому языку. 8 класс
1 блок.
- Укажите глагол, не имеющий формы совершенного вида:
Владеть, казнить, бедствовать, лить, читать, поспеть.
- Расставьте ударение в словах:
Поняла, договор, языковое явление, легкоатлет, обеспечение, дефис, заржаветь, облегчить.
- Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
- В каком предложении глагол пробежать употреблен как метафора?
Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестрёнку. Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
- Образуйте форму родительного падежа множественного числа: грамм, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, кочерга, дно, усадьба, западня.
- К следующим словосочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: зарубить на носу, мозолить глаза, клевать носом.
- К каким частям речи относятся слова: пять, пятеро, пятый, пятёрка, пятак, впятером, в-пятых, пятитомный.
- Какой из дедушек «свой»? Почему?
Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.
- Найдите ошибки в предложениях, исправьте их.
Заниматься ему ничего не мешало.
Расскажите кратко свою автобиографию.
Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.
- Каким членом двусоставного предложения является в большинстве случаев слово нет? Приведите примеры.
2блок.
Раскройте основную мысль данного отрывка. Как она выражена? Напишите сочинение-миниатюру.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
С.Данилов
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по русскому языку. 7 класс
1 блок.
- В каком слове количество букв и звуков совпадает:
Семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют.
- Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонит, договор, мельком, начала, красивее, каталог, бронированный, облегчить, баловать.
- Сколько раз звук /ц/ повторяется в предложении:
Циклон стремительно приближается: тучи надвигаются, цепляются за верхушки вековых сосен, вспышками молний небо разрывается.
- К следующим словосочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: Бить баклуши. Рукой подать.
- Образуйте возможные формы причастий и деепричастий от глаголов:
Смотреть, уважать, вырастить.
- Придумайте и запишите слова с указанными ниже морфемами. Укажите, какие это части речи: -ем, -ащ-, -вш-, -ущ-, -им-,-им.
- Данные существительные запишите в родительном падеже множественного числа:
Кочерга, грузин, киргиз, якут, полотенце, простыня, усадьба, зеркало.
- Найдите ошибку в предложениях, исправьте их:
Хозяйка накормила сытым ужином.
Я человек горячий, увлекающий всем.
Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес.
Все, кто приехал этим рейсом, остановились в гостинице.
- Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, обозначьте причастные обороты.
Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его. Мы (не)заметили пр…ближающейся бури стремительно (не)сущ…йся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.
Ветер стих и листья только что шептавш…еся о чём-то зам…рли.
- Разберите по составу слова: устеленные, самоцветами, просыпанными, двадцать.
- Объясните, почему в одном и том же слове, употреблённом с одним и тем же предлогом, пишутся разные окончания: по окончании школы, узнавать по окончанию глагола.
2 блок.
Напишите сочинение-миниатюру по одной из пословиц (по выбору):
«Век живи – век учись».
«Умелые руки не знают скуки».
«Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь».
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку.
Школьный тур. 5 класс.
- В отрывке из книги А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
В мал...ньком городе Павлово-Посаде был мал...нький горо...ской са... . Т...перь там большой парк культуры и о.. .дыха но ведь это было очень давно. В этот са... бабушка пошла гулять с мал...ньким папой. Папа играл бабушка ч... тал а кни...ку а непод...лёку с...дела нарядная дама (с)с...бач(?)кой. Дама тоже ч...тала книгу. А с...бач(?)ка была мал...нькая бел...нькая с большими ч...рными гл...зами. Этими б... лыпими ч.. .рными гл.. .зами она см.. .трела на ма-л...нького папу. И мал...нький папа пош...л чере... весь са... укр.. .щать эту с.. .бач(?)ку. Папа ш.. .л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандал(и, ии) и шт...нишки. Папа ш...л а с...бач(?)ка всё л...жала и м...лчала. Но когда папа (подо)ш...л совсем бли...ко она вдру... (подпрыгнула и укусила его в ж...вот. Тогда в горс.ском саду стало очень шумно. Закр...чал папа. Закр...чала бабушка. Закр...чалас...бач(?)кина х...зяйка. И громко зала...ла с...бач(?)ка.
- В тексте из предыдущего задания объедините последние четыре предложения в одно так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью?
- В тексте из задания 1 найдите все местоимения. Какие из них — формы одного слова, а какие - разные слова?
- Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.
- Составьте предложения со словами: пасть, уж, три - так, чтобы эти слова были разными частями речи.
- Составьте словосочетания со словом острый в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.
- Разберите по членам предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина:
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
Подберите синоним к имени прилагательному. Придумайте словосочетания, в которых эти синонимы нельзя заменить один другим.
Олимпиада по русскому языку.
Школьный тур. 5 класс.
- В отрывке из книги А. Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
В мал...ньком городе Павлово-Посаде был мал...нький горо...ской са... . Т...перь там большой парк культуры и о.. .дыха но ведь это было очень давно. В этот са... бабушка пошла гулять с мал...ньким папой. Папа играл бабушка ч... тал а кни...ку а непод...лёку с...дела нарядная дама (с)с...бач(?)кой. Дама тоже ч...тала книгу. А с...бач(?)ка была мал...нькая бел...нькая с большими ч...рными гл...зами. Этими б... лыпими ч.. .рными гл.. .зами она см.. .трела на ма-л...нького папу. И мал...нький папа пош...л чере... весь са... укр.. .щать эту с.. .бач(?)ку. Папа ш.. .л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандал(и, ии) и шт...нишки. Папа ш...л а с...бач(?)ка всё л...жала и м...лчала. Но когда папа (подо)ш...л совсем бли...ко она вдру... (подпрыгнула и укусила его в ж...вот. Тогда в горс.ском саду стало очень шумно. Закр...чал папа. Закр...чала бабушка. Закр...чалас...бач(?)кина х...зяйка. И громко зала...ла с...бач(?)ка.
- В тексте из предыдущего задания объедините последние четыре предложения в одно так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью?
- В тексте из задания 1 найдите все местоимения. Какие из них — формы одного слова, а какие - разные слова?
- Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.
- Составьте предложения со словами: пасть, уж, три - так, чтобы эти слова были разными частями речи.
- Составьте словосочетания со словом острый в разных значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.
- Разберите по членам предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина:
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
Подберите синоним к имени прилагательному. Придумайте словосочетания, в которых эти синонимы нельзя заменить один другим.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку.
Школьный тур. 7 класс.
- В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении.
Верхом на ядре
Мы ос...ждали какой(то) туре...кий город и понадобилось нашему к...мандиру узнать много ли в городе пуш..к. Но во всей нашей арми... (не)нашлось храбр...ца который согл...сился бы (не)заметно пробрат(т, ть)ся в (не)приятельский лагерь. Я стал рядом с огромнейшей пушкой которая п...лила по туре...кому городу и когда из пушки вылет...ло ядро я вск...чил на него верхом и лихо поне(с, сс)я вперёд. Все в один голос во.. .кликнули (б, Б)раво барон Мюнхгаузен. В эту минуту мимо меня пролетало встреч(?)ное ядро пуще(н, нн)ое турками в наш лагерь. (Не)долго думая я пересел на него и как (н..)(в)чём(н..)бывало помчался обратно. Конечно, во время полёта я т...ательно пере...итал все туре...кие пушки и привез своему к...мандиру самые точные сведения об арт...(л, лл)ери... врага.
- Как вы можете объяснить тот факт, что в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова 1) омонимы мир (отсутствие войны) и 2) мир (вселенная) следуют друг за другом, а «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово мир во втором значении следует искать через две страницы после слова мир в первом значении, и между ними располагаются такие слова, как миска, мичман, мишура и миф!
- Даны характеристики трёх причастий. Найдите среди них ту, в которой содержатся несовместимые, противоречащие друг другу грамматические признаки. Обоснуйте свою точку зрения.
A. Страдательное полное причастие, настоящего времени, несовершенного вида, непереходное, возвратное, ж. р., ед. ч., В. п. В предложении является определением.
Б. Действительное полное причастие настоящего времени, несовершенного вида, непереходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Т. п. В предложении является определением.
B. Страдательное краткое причастие прошедшего времени, совершенного вида, непереходное, невозвратное, ж. р., ед. ч., Им. п. В предложении является сказуемым.
- Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв. Каких частей речи среди них быть не может? Почему?
- Прочтите шутливую басню Козьмы Пруткова «Помещик и садовник». Объясните значение слова прозябать. С каким словом спутал его садовник?
Помещику однажды в воскресенье
Поднёс презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он делом занят был другим:
Вязал набрюшники родным),
То раз садовника к себе он призывает
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает».
Зима настала между тем.
Помещик о своём растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что? хорошо ль растенье прозябает?»
«Изрядно, — тот в ответ, — прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника такого нанимает,
Который понимает,
Что значит слово «прозябает».
- Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения такие же точно, как и в русском. Расставьте необходимые знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих. Почему это можно сделать, хотя смысл фразы неясен? Какие грамматические категории невозможно было определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?
Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.
- Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
- Для того чтобы не заблудиться и правильно выбрать направление движения, нужны верные...
- Пространство с чётко очерченными границами называют...
- Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют...
- Большая удача для коллекционера — приобрести редкий...
- На должность, звание, даже на руку и сердце нужно найти...
- Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему...
- Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть...
Ор...ентир, и(л, лл)юстрация, те(р, рр)итория, экз...мпляр, тр...буна, конве...р, ад...ютант, к...м...тет, ...тм...сфера, пр...т...ндент, о(к, кк)упация, х...р...ктеристика, пр...з...дент, ...гре(с, сс)ия.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку.
Школьный тур. 6 класс.
- В приведенном рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Особенно пор...зили нас птич(?)и гнёзда. Они были нев..роятно огромны. Одно орлиное гн...здо было выше самого высокого дома. Оно было всё спл...тено из и...полинских дубовых ств...лов. (В)нём мы нашли пять сот...н яиц, каждое я...цо вел...ч...ной с хорош...ю боч(?)ку.
Мы разбили одно я...цо и из него выле... пт..нец раз в два(?)цать больше взрослого орла.
Пт...нец зап...щал. К нему на помощ(?) пр...л...тела орлица. Она схв.. .тила нашего к...п...тана подн...ла его до бл...жайшего обл...ка и оттуда швырнула в море.
(К)счастью, он был отлич(?)ный пл...вец и чере... несколько часов добрался до сырного остр..ва впла..ь.
- Найдите в тексте из предыдущего задания однокоренные слова. Разберите их по составу.
- Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А.Кушнера «Мы и иностранец Билл»?
Мы в пирожковую: «Дайте нам с другом
С мясом, вареньем, капустой и луком».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил.
«Дайте, пожалуйста, — молвил он, — с луком,
С мясом, вареньем, капустой и с другом».
- Свадьба, женитьба, косьба, молотьба — какое слово «лишнее» и почему?
- Какие из этих слов не существуют в русском языке: лосю, оси, сыри, баках, луке?
- Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глаголов.
Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.
- Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
Олимпиада по русскому языку.
Школьный тур. 6 класс.
- В приведенном рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Особенно пор...зили нас птич(?)и гнёзда. Они были нев..роятно огромны. Одно орлиное гн...здо было выше самого высокого дома. Оно было всё спл...тено из и...полинских дубовых ств...лов. (В)нём мы нашли пять сот...н яиц, каждое я...цо вел...ч...ной с хорош...ю боч(?)ку.
Мы разбили одно я...цо и из него выле... пт..нец раз в два(?)цать больше взрослого орла.
Пт...нец зап...щал. К нему на помощ(?) пр...л...тела орлица. Она схв.. .тила нашего к...п...тана подн...ла его до бл...жайшего обл...ка и оттуда швырнула в море.
(К)счастью, он был отлич(?)ный пл...вец и чере... несколько часов добрался до сырного остр..ва впла..ь.
- Найдите в тексте из предыдущего задания однокоренные слова. Разберите их по составу.
- Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А.Кушнера «Мы и иностранец Билл»?
Мы в пирожковую: «Дайте нам с другом
С мясом, вареньем, капустой и луком».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил.
«Дайте, пожалуйста, — молвил он, — с луком,
С мясом, вареньем, капустой и с другом».
- Свадьба, женитьба, косьба, молотьба — какое слово «лишнее» и почему?
- Какие из этих слов не существуют в русском языке: лосю, оси, сыри, баках, луке?
- Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи, определите род, число, падеж имён существительных и время, лицо, число, спряжение глаголов.
Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.
- Одним из подвигов Геракла была расчистка громадных царских конюшен, не чищенных в течение многих лет. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....