Алгоритм качества
статья по русскому языку по теме

Из опыта моей работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Алгоритм качества знаний13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества знаний учащихся на основе алгоритмов



          Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, весьма эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал, привести его в систему, подготовить учащихся к сдаче экзаменов.
          Разработаны алгоритмы по следующим темам: « Н и НН в прилагательных и причастиях». «Правописание окончаний», «Безударная гласная в корне слова», «Написание О-Е после шипящих», «Написание приставок», «Написание распрастроненных суффиксов русского языка», «Написание суффиксов причастий», «Гласные после Ц», «Слитное и раздельно написание НЕ с различными частями речи» и т.п.
           Рассмотрим принцип построения алгоритма на тему «Безударная гласная в корне слова». Основная функция данного алгоритма состоит в том, чтобы упорядочить материал, рассредоточенный по годам обучения, обобщить ранее полученные знания, дать старшеклассникам понятии о безударности  гласных в корне слова как родовом по отношению к видовым: проверяемым безударным гласным, непроверяемым и чередующимся.  Также следует продемонстрировать, что чередующиеся безударные гласные имеют свой принцип группировки по блокам: написание гласной зависит от ударения, от сочетания согласных в корне, от суффикса, идущего за корнем, от лексического значения корня.
          Таким образом, изученный материал будет приведен в систему, будет выявлена его логическая структура, построен алгоритм на основе дифференцированных обобщений.
в основе построения алгоритма может быть морфологический принцип, когда написание орфограммы зависит от принадлежности слова и той или иной части речи, например  алгоритм «Написание НЕ с различными частями речи», «Н и НН в прилагательных и причастиях», «Правописание окончаний».
Работа с алгоритмом состоит из нескольких этапов.
          Первый этап-знакомство с алгоритмом, порядком его применения и образцами рассуждения. Главное –убедить ученика набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.
          Второй этап- овладение алгоритмом. Работа с алгоритмом может быть успешной только а том случае, если при этом установлен контроль со стороны учителя за умственными действиями ученика. Точная информация о причинах ошибок дает возможность своевременно их устранить, переключить усилия учащегося именно на то, что является его слабым местом в цепи логических рассуждений.
          Третий этап- закрепление. Этот этап связан с постоянной диагностикой успешности усвоения алгоритма.
Одним из эффективных средств диагностики обученности русскому языку, является тест.
            Тест- контрольно- тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Самым эффективным приемом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карточке,  которая прилагается к тесту. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости. После проверки учащиеся, допустившие ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом. Такая работа может быть организованна парами по принципу «сильный» -«слабый».
           Четвертый этап- контроль. Этот этап проводится тоже на основе тестов. Но в контрольном тесте орфографические действия дополняются действиями сопоставления, дифференциации  и выбора нужного ответа. Тест предполагает уже не написание слов, а выбор номера правильного ответа в зависимости от характера задания.
           Конечная цель такой поэтажной работы- подвести учеников к использованию сокращенных алгоритмов без комментариев вслух. Используемый с «свернутом» виде алгоритм не приводит  к бездумному письму, он помогает удержать в памяти логическую цепочку рассуждения, помогает сознательно применять систематизированные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Алгоритмы. Свойства. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы"

В данной презентации представлен материал к разделу "Алгоритмизация". В презентации рассмотрены понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов, линейные алгоритмы. Представлены задач...

Конкурсная программа для учащихся 5–7 классов «АХ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ, АЛГОРИТМ…»

«Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм…»(конкурсная программа для учащихся  5–7 классов)...

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

План - конспект урока в 9 классе «Алгоритмы, понятия алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритма»

Понятие алгоритмов, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов....

Презентация "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритма. Свойства алгоритма".

Презентация подготовленна для 8 класса к учебнику информатики Босовой Л.Л....

Дистанционный урок "Алгоритмы. Свойства алгоритмов, графическое описание и виды алгоритмов"

Предоставленный материал позволит обучающемуся познакомиться с краткой историей появления слова алгоритм, сфомировать понятие алгоритма, его основных свойств, освоить правила описания алгоритмов с пом...

3.11.21 и 5.11.21 для МСТ1 и 2.11.21 ПКД1 Тема: "Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов. Способы описания алгоритмов".

Задание:1) Приготовить сообщение по данной теме.2) Создать кроссворд со словами описывающие способы записи алгоритмов и виды  вычислительных процессов при решении задач....