Лексические средства русского языка в произведениях А.С.Пушкина
статья по русскому языку по теме
Материал данной статьи поможет учителю и учащимся при подготовке к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_pushkine.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические средства русского языка в произведениях А.С.Пушкина
(Галлямова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №2 г.Бугульмы Республики Татарстан)
Русский народ – творец своего могучего языка, свободолюбивый, неукротимый в своём движении всё дальше и дальше на просторы будущего, другие народы увлекающий за собой. Великим народным поэтом является А.С.Пушкин. Душа, которая содержится в произведениях Пушкина, это и есть содержание души народа, в которой есть место всему: радости, горести, восхищению. Поэт писал о природе, о народе. У него была необычайно добрая душа, вот поэтому народ и любит произведения Александра Сергеевича Пушкина до сих пор. Его стихотворения, сказки, поэмы, повести написаны прекрасным русским литературным языком.
В произведениях А.С.Пушкина мало художественно-изобразительных средств, однако нельзя не отметить удивительную точность его эпитетов: мятежная юность (в «Евгении Онегине»), свинцовые волны зимней реки (в «Капитанской дочке») и т.д. Метафоры немногочисленны, но очень выразительны:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
(отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Румяной зарею
Покрылся восток.
В селе за рекою
Потух огонек…
(отрывок из стихотворения «Вишня»)
Средства выразительности, воздействуя на наше воображение, помогают представить и картины природы, и героев, а также получить наслаждение от прочитанных строк.
Оправданное художественными целями смешение разных по стилистической окраске средств языка наблюдаем в сцене «Корчма на Литовской границе» («Борис Годунов»). Здесь и просторечие (брюхо, сукины дети, присуседился, недалече и др.), и пословицы, и присказки. Особенно сочна, образна и колоритна речь Варлама, которая варьируется в зависимости от обстоятельств: «Варлам. Эй, товарищ! Да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Михаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим». Благодаря этим лексическим средствам читатель лучше может представить героя и эпоху, в которой он жил.
В поэме «Руслан и Людмила» изображаемый поэтом сказочный мир характеризуется как мир необыкновенный, фантастический:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Представить этот волшебный мир помогают средства художественной выразительности. С помощью эпитетов «неведомых дорожках», «невиданных», «из вод ясных» автор воссоздаёт атмосферу чуда, тайны. Поэт выбирает эпитеты, встречающиеся в народных сказках, что подчеркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества. А.С.Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато.
В сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.: снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белешенька, издалечка, тяжелешенько. Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную, и главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Именно лексические средства помогают сделать эти соответствующие выводы.
В сказках Пушкина довольно часто применяются народные поговорки, пословицы, выражения, которые украшают текст, делая его образным и выразительным:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?..
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
В сказках много слов разговорного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора»), которые придают произведениям народный характер. Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане»)
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
(«Сказка о золотом петушке»)
Эти лексические средства украшают сказки, помогают представить героев, понять их характеры и поступки. Широко применяется народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»), что делает сказки Пушкина похожими на русские народные.
В «Сказке о царе Салтане» поэт выступает как борец за просторечье языка. Речь героев звучит ласково, она полна слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
«…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»
В романе в стихах «Евгений Онегин» на фоне литературной речи выделяется разговорным характером речь няни:
– И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
«Да как же ты венчалась, няня?»
– Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха…
Использование слов разговорного стиля помогает лучше понять характер няни, представить ее образ.
Произведения А.С.Пушкина можно считать поистине народными. Немаловажную роль в этом сыграли и лексические средства русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексические и грамматические средства русского языка.
Подготовка к ГИА. С1.1 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Бинарный урок по литературе и музыке «Тема судьбы, образ метели-вьюги в русском искусстве» (По произведениям А.С.Пушкина и Г.Свиридова)
Интегрированный урок - особый тип урока, на котором изучается - взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в те...
Лексические образные средства русского языка.
Перечислены основные лексические образные средства, приведены примеры....
Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"
В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....