Язык мой-друг мой
тест по русскому языку по теме

Иванова Валентина Ивановна1953

Интеллектуальные задания для проведения конкурсов знатоков русского языка, объединяющие черты как игровой, так и учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_moy-drug_moyt_word.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык мой—друг мой.

Интеллектуальные задания для проведения конкурсов знатоков русского языка, объединяющие черты как игровой, так и учебной  деятельности

1.Как  называется  предназначенный  для  питья  цилиндрический  сосуд  с  ручкой?

        (А.) стакан;  (Б.)  чашка;  (В.) ведро;  (Г.) ковш;  (Д.) кружка.

2.У  какого  из  этих  существительных  форма  множественного  числа  образуется  не  так,  как  у  остальных?

.

              (А.) гусеница;  (Б)  курица;  (С.)  синица;   (Г.)  улица;  (Д.) столица.

3.В  «Горестном  романсе»  Михаила  Щербакова  есть  такие  строки:

        

             Поржавело  наше  (…),

             Наше  семя  не  взошло.

             Поредело  наше  племя,

             Наше  время  истекло.

  Что  же  поржавело?

                     

              (А.) темя;  (Б.) стремя;  (В.) бремя;  (Г.) знамя;  (Д.) вымя.

        

4.Все  перечисленные  ниже  слова  означают  противоборство.Но  одно  из  них  по  значению  существенно  отличается  от  остальных.Что  это  за  слово?

         

                (А.) бой  (Б.) битва;  (В.) дуэль;(Г.) сражение;  (Д.) баталия.

5.Даны  пары  синонимов. В  какой  из  пар  различие  между  ее  членами  не  такое,  как  в  остальных  случаях?

                 

                 (А.) щека—ланиты;  (Б.) глаз—око;  (В.) лоб—чело;

                  (Г.) голова—башка;  (Д.) палец—перст.

6.Русское  имя  Марина  заимствованно  из  латинского  языка.  А  что  оно  означает  по-латыни?

                 (А.) «мирная»;  (Б.)  «морская»;  (В.) «родная»;  (Г.)  «кислая»;  (Д.) «маленькая».

7.В  каком  из  этих  прилагательных  корень  прост-  употреблен  в  необычном  значении?

                 (А.) простонародный;   (Б.) простодушный;  (В.) просторечный;

                  (Г.) простоволосый;  (Д.)  простосердечный.

8.Названия  детенышей  животных  часто  образуются  с  помощью  суффикса  енок-,

  Например: тигренок,  совенок. Среди  данных  ниже  пяти  слов  одно  образовано  по  общему  правилу,  а  другие—с  некоторым  отклонением,  общим  для  всех  четырех  слов.  Укажите  слово, образованное  по  общему  правилу.

           (А.) ягненок;  (Б.) теленок; (В.) поросенок;  (Г.) цыпленок;  (Д.) гусенок

9.Каждый  из  этих  глаголов  описывает  какое-то  перемещение. Но  один  из  

  них  по  смыслу  сильно  отличается  от  других. Какой?

       

    (А.) бежать;   (Б.) брести;   (В.) мчаться;   (Г.) пятиться;   (Д.) шагать.

10.Какое  из  словосочетаний  не  может  употребляться  как  фразеологизм?

   

   (А.)уткнуться  носом;  (Б.) утереть  нос;   (В.) вытереть  нос;

   (Г.) совать  нос  не  в  свое  дело;   (Д.) остаться  с  носом.

11.Только  одно  из  этих  слов  образовано  от  славянского  слова  око ,

   Имеющего  значение  «глаз». Какое?

   

   (А.) окно;  (Б.) околица;  (В.) окинуть;  (Г.) океан;  (Д.) окулист.

12.Кукушка  кукуш…нку

   Купила  капюш…н.

   Надел  кукуш…нок  капюш..н.

   Как  в  капюш…не  он   смеш…н!

 Сколько  букв  е  пропущено  в  скороговорке?

     (А.) одна;   (Б.) две;   (В.) три;   (Г.) более  трех;

     (Д.) в  этой  скороговорке  нет  ни  одной  буквы  е.

  13.Найди  четвертое  лишнее.

     

     (А.) собрат;   (Б.) солист;  (В.) содружество;  (Г.) сотрудничество.

  14.Найди  четвертое  лишнее.

      (А.) тир;  (Б.) протирать;  (В.) тереть;   (Г.) терка.

 

   15.У  какого  из  следующих  прилагательных  в  краткой  форме  

       единственного  числа  мужского  рода  появляется  беглый  гласный?

      (А.) быстрый;  (Б.) добрый;  (В.) пестрый;  (Г.)хитрый;  (Д.)храбрый.

     

 

  16.   Найдите  четвертый  лишний  фразеологизм

 1.   (А). Хоть  пруд  пруди;  (Б) кот  наплакал;  (В.) тьма-тьмущая;  (Г.)  яблоку  негде  упасть.

 2.   (А.) Слово  в  слово;  (Б.) тютелька  в  тютельку;  (В.) вилами  на  воде  написано;

       (Г.) комар  носа  не  подточит.

 3.   (А.) во  все  лопатки;  (Б.) сломя  голову;  (В.) черепашьим  шагом;  (Г.) в  мгновенье  ока.

 4.   (А.) попасть  впросак;  (Б.) попасть  на  седьмое  небо;  (В.) попасть  в  переделку;

       (Г.) попасть  в  переплёт.

17. «Глаголы  наши—фразеологизмы  ваши.»

 1.   Гневаться—метать  громы  и  молнии;

 2.   исчезнуть---…………………………..;

 3.   медлить---…………………………….;

 4.   прослушать---………………………...;

 5.   победить---……………………………;

 6.   бездельничать---……………………...;

 7.   преувеличивать---……………………..

18.  «Одним  словом.»

 1.  Зарубить  на  носу—запомнить;

 2.  куры  не  клюют--……………..;

 3.  вилять  хвостом--………………;

 4.  наложить  вето--………………..;

 5.  намылить  шею--……………….;

 6.  пальчики  оближешь--…………;

 7.  прикусить  язык--………………..

 19 «Восстанови  фразеологизм.»

 1.  Делить  шкуру  неубитого…;  

 2.  купить…в  мешке;

 3.  пустить…в  огород;

 4.  брать…за  рога;

 5.  смотреть  как  …на  новые  ворота;

 6.  писать  как  …лапой;

 7.  набито  как  в  бочке….

 20 «О ком  так  говорят?»

 1. Стреляный  воробей    2. Белая  ворона.     3.  Желторотый  птенец.     4. Собаку  съел.

 5.  Семи  пядей  во  лбу.   6.  Язык  без  костей.    7. И  швец, и  жнец, и  на  дуде  игрец.

 21.Объясните,  что  обозначают  эти  фразеологические  выражения

 1. Чёрное  золото--……..;   2.  корабль  пустыни--…………;

 3.  стальной  конь--……..;  4.  синяя  птица--……………….;

 5.  золотые  руки--……   ;   6.  тёртый  калач--………………

 

Литература

  1. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.
  2. Задачи конкурса «Русский медвежонок»-2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"

Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК  : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА     http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....