Приставки на з, с/
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской+ презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_na_z_s.rar | 480.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера.
Учитель – Снопова Людмила Анатольевна.
Предмет – русский язык.
Тема – Буквы з и с на конце приставок
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: работа в группе
Продолжительность занятия – 45 минут.
Класс – пятый.
Образовательное учреждение – МБОУ - СОШ села Батурино
Асиновского района Томской области.
Цели: учебные
- изучение условия выбора буквы з (с) в приставках;
- формированиие умение выбирать нужную согласную в приставке
- формирование умения самостоятельно размышлять, анализировать, делать выводы;
- развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
- развитие внимания, умения слушать окружающих .
воспитательные
- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, формирование эстетического вкуса;
- расширение кругозора учащихся.
Развивающие
- развитие орфографической зоркости, памяти, быстроты реакции, внимания.
Учебно-методическое обеспечение: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений, М.: «Просвещение», 2011
Медиапродукт. – операционная среда «Windows XP», программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word
Вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала,
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор, экран.
Технологии, методы:
- ИКТ
- Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы
Сценарий - подробное описание медиапродукта.
№ слайда | Содержание |
1 | Тема урока (слайд № 1). |
2 | Цели урока (слайд № 2). |
3 | Синтаксическая минутка (слайд № 3). |
4 | Орфографическая разминка (слайд № 4). |
5 | Объяснение новой темы (слайд № 5, 6, 7, 8, 9). |
6 | Работа по закреплению материала (слайд № 9, 10, 11, 12, 13, 14). |
7 | Итог (слайд № 15). |
8 | Домашнее задание (слайд № 16). |
Последовательные кадры презентации
Смена слайдов происходит по щелчку.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Позволяет повысить мотивацию к обучению.
- Расширяет и углубляет информационный материал.
- Повышает эффективность усвоения учебного материала.
- Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.
- Развивает наглядно-образное мышление
Карта занятия:
Комментарий хода урока | Время (мин.) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент | 1 | Дисциплина, организованность | ||
Введение в тему урока, сообщение цели. | 2 | 1, 2 | Внимание | Любознательность, активность, точность речи |
Синтаксическая минутка | 3 | 3 | Внимание, память. | Активность, аргументированность, точность речи |
Орфографическая разминка | 3 | 4 | Дисциплина, организованность, внимание, память | Активность, аргументированность, точность речи |
Знакомство с новой темой. | 5 | 5-9 | Дисциплина, организованность, внимание. | сотрудничество, развитие речи. |
Упражнения по закреплению темы | 20 | 10-14 | Внимание | Логика, мышление, сотрудничество, развитие речи, активность, рефлексивность |
Итог. Рефлексия. Вывод учащихся. | 2 | 15 | Внимание, мышление. | Логика, развитие речи, интерес |
Домашнее задание | 2 | 16 | Внимание Память | Ответственность |
Ход занятия:
I.Организационный момент (слайд №1,2 анимация)
Знакомство с темой, целями урока, планом.
- Синтаксическая минутка. (слайд №3 с анимацией)
Записать предложение, сделать синтаксический разбор, объяснить постановку тире.
III. Орфографическая разминка (слайд №4 анимация с тиггерами, используется при проверке)
Ученики выполняют работу в тетрадях, записывают слова, выделяя пропущенные буквы. Затем, при проверке, объясняют свой выбор.
IV.Объяснение нового материала.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайд №5)
Вы видите приставки. Только в одном столбике на конце приставок стоит буква З, а в другом С. З и С на конце пишутся в зависимости от одного обстоятельства. От какого? Давайте выясним. А для этого отправимся в известное вам королевство Орфография.
(слайд №6) У королевы Орфографии очень много подданных. Давайте заглянем к кому-нибудь в гости. (Нажимаем на надпись, появляется дом. Звоним в звонок. Появляются согласные З и С.)
Оказывается, здесь живут согласные З и С. Дружно живут, ни о чем не тужат.
(слайд №7) Но однажды … Заспорили звонкий З и глухой С… Кто главней? «Я главней!» - кричит З. «Нет, я!» - возмущенно отвечает С.
(слайд №8) Услышал их спор мудрец и дал совет: «Звонкий З пусть стоит в словах перед звонкими согласными, а глухой С – перед глухими». Обрадовались согласные, что так легко все разрешилось, и вновь в королевстве Орфография наступил мир.
Ребята, давайте посмотрим, правильный ли совет согласным дал мудрец. Работа с учебником. (слайд №9)
V. Закрепление.
1. Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово. (слайд №10 с анимацией )
Ра..таять, в..ходить, бе..шумный, и..бежать.
Во..гордиться, ра..бить,и..давать, ра..цвет.
Ра..чётливый, бе..брежный,в..порхнуть, бе..крайний
2. Выберите подходящие по смыслу слова, графически обозначьте в них условия выбора з-с в приставках. (слайд №11 с анимацией )
1.Корабль плыл по (необозримому, бе…крайнему) океану.
2. Группа туристов с трудом (влезла, в…карабкалась) на крутой холм.
3. На небе (загорелись, в…пыхнули) звёзды.
4. После длительной болезни Петя выглядел (изнурённым, и…худалым).
5. Неожиданно (прозвучал, ра…дался) выстрел из орудия.
3. Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный. (слайд №12 с анимацией )
Ночь без звезд-
Даль без предела-
Труд без пользы-
Зима без снега-
Ночь без сна-
Человек без жалости-
Рыцарь без страха-
Малыш без защиты-
4.Выпишите слова с приставками на З ,С, а также с приставкой С. объясните написание.(слайд №13)
Ра..пахнулась дверь, и вошли парень с фотоаппаратом и девочка с букетом.
–Здравствуй, Новиков. Как здоровье? Мы из школьной газеты. Хотим во..петь твой подвиг. На твоём примере будет во..питываться молодёжь, - сказали они.
-Это вы чересчур, я на это не ра..считывал, - смутился Вася.
-Не скромничай. Итак, начнём разговор. Ра..сказывай, как ты спас человека.
Вася вздохнул.
-Сижу, рыбу ловлю. Ра..светает. Вскоре на велосипеде Петька подъезжает, - вспомнил Вася.
- Выходит, (с,з)бежал с уроков?
- Но он же человека спас! Нельзя быть формалистом. Напиши, что он удил рыбу во время большой перемены, - сказала девочка.
5. Продолжи ответ. (слайд №14 с анимацией )
Приставка оканчивается на з, если стоит перед …………. согласным.
Приставка оканчивается на с, если стоит перед …………. согласным.
VI. Итог.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Удалось ли нам достигнуть цели урока?
Почему вы так считаете?
VII. Домашнее задание.
§ 83, упражнение 429, словарные слова.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
15
14
13
12
16
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при
Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....
диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".
использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...
Приставка
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....