ТЕМА: Обособленные члены предложения.
методическая разработка по русскому языку по теме
МОТИВАЦИЯ
На доске плакат: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»
Запись предложения К. Бальмонта из «Гимна Солнцу» (в качестве эпиграфа) с доски:
Жизнь податель,
Светлый создатель,
Солнце, тебе я пою!
Запись в тетрадь одной из «мудрых мыслей».
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К. Паустовский).
- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная?
- Какие темы вспомнили, расставляя знаки препинания?
- Прочитайте предложение, объясняя постановку знаков препинания.
- Учитель: Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему «Обособление», все уроки по этой теме будут объединены «Солнце, неба, облаков – света!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Обособленные члены предложения.
- ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ:
Знать:
- Понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;
- Историю термина «обособление»;
- Деление обособленных членов на группы.
Уметь:
- Интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;
- Различать основные признаки обособленных членов предложения.
Увидеть:
- Значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.
Систематизировать:
- Имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
Развивать:
- Взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне.
- РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «ОБОСОБЛЕНИЕ».
- Учитель: Загляните в словарь и вы прочитаете.
ОБОСОБИТЬ.
- Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.
- Что. Лингв. Сделать самостоятельный (по интонации) составной частью предложения.
ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.
- УЭ – 1 Учебная задача: составить опорный конспект (в виде таблицы, СО схемы – по выбору) теоретического материала & 32.
Групповая работа:
1 группа. Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.
ОВЧ со значением
добавочного
сообщения
2 группа: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами.
_______ ______________ _______ __________________ ________
Привести пример.
3 группа: основные признаки о второстепенных членах со значение добавочного сообщения.
Смысловые Грамматические Инт-е Пункт-е
дополнительное только второстепенные особ. выделен. , (с об. ст.)
значение к = , ( ) . члены ----- - - - инт-я
- РАБОТА СО СЛОВОМ «СОЛНЦЕ». УЭ – 2
Учебная задача: углубить знания детей о лексическом значении, этимологическом происхождении и морфемном составе знакомого слова.
Где корень в слове Солнце?
На этот вопрос можно ответить по-разному. Все зависит от того, о каком корне пойдет речь.
Если в слове Солнце нужно выделить корень, то есть непроизводную основу, которая в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет - Солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффикс -ц- (ср.: сердце, донце, сальце), -ышк- (ср.: перышко, зернышко, горлышко) и -ух- (ср.: кожух).
В диалектах тот же суффикс содержат слова посолонь – «по солнцу», солнопек – солнцепек, усолонь – «тень» и другие.
А в стихах С. Есенина мы наблюдаем непроизводную основу и в свободном виде (солнь).
Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить суффикс с этимологической точки зрения, то есть такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.
В таком случае в качестве корня необходимо будет выделить сол- ( сълн-, ср. др. – рус. сълньце). Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. Saule , латинское - Sol , др. – скандинавское - Sol, греческое - Hellos , немецкое - Sonne в значении «солнце», греческое - Selene «луна» и др.
Следующая морфема –н- в этимологическом плане будет ^ (суффикс).
Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах ГЕЛИЙ (от греческого – helios) и СОЛЯРИЙ «площадка для приема солнечных ванн» (от латинского solarium - «терраса»- производного от solarius – «солнечный»).
Более того, в известной степени слову СОЛНЦЕ окажутся родственными названия ГЕЛИОТРОПА (кустарниковое или травянистое растение с лиловыми или белыми цветками) и ЗОНТИКА.
В слове ГЕЛИОТРОП слову СОЛНЦЕ «родной» является часть ГЕЛИО- (относящийся к Солнцу, к солнечной энергии), часть ТРОП- (слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении) (ср.: поэтический троп) передает греческое tropos – «поворот».
Цветок назван так за те же свойства, что и ПОДСОЛНУХ.
У слова ЗОНТИК нашему существительному «родственником» приходится часть ЗОН-; в голландском языке, откуда нами было взято это название, zondek является сложением слов zon- «Солнце» и - dek «покрышка».
До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово СОЛНЕЧНИК.
Сравните: в «Путешествии» И. Петлина 1618 года - «А НАД ВОЕВОДАМИ НЕСУТ СОЛНЕШНИКИ ВЕЛИКИЕ».
- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УЭ – 3
Учебная задача: по данным схемам научиться составлять предложения со всеми видами обособленных членов.
I группа * х , / /,
II группа * , / /.
III группа * когда?, /когда именно?/
УЭ – 4
Учебная задача: систематизировать имеющиеся знания детей о причастных, деепричастных оборотах, уточняющих членах предложения.
Учитель: Даная работа показала, что часть материала об обособлении определений, обстоятельств вам уже знакома давно. Вы просто не знали термин «обособление».
- Вспомните материал об обособлении определений, то есть причастных оборотов;
- Обстоятельств, то есть деепричастных оборотов.
Комментирование предложений:
Работа в «парах»: I вариант - упражн. 240 - 1-3 пр-я.
II вариант – упражн. 240 - 2-4 пр-я.
- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ. КОНТРОЛЬ. УЭ - 5
(Индивидуальная работа)
I вариант - упражн. 242 - 4 пр-я.
II вариант – упражн. 243 - 4 пр-я.
Конструирование предложений. Проверка учителем.
- ИТОГ УРОКА. УЭ - 6
«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…»
Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.
Помните у А.С. Пушкина:
Задача: найти обособленные ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА,
члены предложения. ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА,
БРОСИВ ЗЕРКАЛЬЦЕ ПОД ЛАВКУ,
ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ.
И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ,
СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ,
ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…
Другой пример М. Горький в повести «Детство» описывает бабушку (вывешивается плакат).
«КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНЫЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ, КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ…»
«СКАЗКИ ОНА СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО, НАКЛОНЯЯСЬ К МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛАЗА МОИ РАСШИРЕННЫМИ ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО ВЛИВАЯ В СЕРДЦЕ МОЕ СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ МЕНЯ. ГОВОРИТ, ТОЧНО ПОЕТ, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ ЗВУЧАТ СЛОВА. СЛУШАТЬ ЕЕ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНО».
Дописывается текст в тетрадь.
Учитель: автор употребляет обособленные второстепенные члены один за другим, подчеркивая главную мысль – бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УЭ - 7
Учебная задача: осмыслить полученные знания на уроке об обособленных членах предложения и закрепить на практике.
Разноуровневое домашнее задание:
I группа: составить схему «Обособление определений и приложений» к & 33.
II группа: составить текст для диктовки о солнце с обособленными определениями, обстоятельствами, уточняющими членами предложения.
III группа: практика – упр. 244.
Индивидуальные: карточки 1,2,3, дополнительные задания к упражнениям 240, 242, 243.
VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК. УЭ – 8
Учебная задача: Вызывать интерес и стремление к учебе.
Выделение членов предложения с целью придать:
- самостоятельность
- значимость
обособленные определения и приложения
обособленные обстоятельства
О уточняющие члены
О. второстепенные члены со значением добавочных сообщений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная работа по теме "Обособление второстепенных членов предложения", 8 класс
Работа предназначена для проверки знаний учащихся. полученных при изучении темы"Обособление второстепенных членов предложения " в 8 классе...
Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"
Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....
урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"
урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...
Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Обособленные второстепенные члены предложения".
Конспект урока можно использовать для повторения и обобщения знаний и умений по теме: "Обособленные второстепенные члены предложения", а также для углубления знаний и осмвысления более сложного ...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"
Данный урок открывает серию занятий по теме....
ТЕСТ для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Тема: обособление второстепенных членов предложения.
· Задание направлено на нахождение вводных слов, вводных предложений и обращений.·...