Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях математической школы
статья по биологии

Активизация познавательной деятельности может проходить на уроках и во внеурочное время. Позволяет повысить  познавательный интерес к предмету, росту уровня знаний, умений и навыков, у детей появилось желание работать не только на уроке, но и во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях математической школы

Цапова Е.Н., учитель биологии МОУ «СОШ № 56 УИМ» г. Магнитогорска

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться, что влияет на эффективность и качество учебного процесса.

     Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Поэтому моя задача как учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться, добывать информацию. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в своей практике использую различные методы, приёмы, формы работы, придерживаюсь эффективных принципов обучения. С некоторыми из них хочу поделиться с вами.  Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

        В своей практике применяю следующие методы обучения:

  • словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дидактический материал, метод словесного обучения);
  • наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);  
  •  практические (лабораторные и практические работы).

Из словесных методов часто использую метод создания проблемных ситуаций. Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний).

При этом школьники начинают понимать, что ранее усвоенных знаний им недостаточно, а это – важный стимул к активному изучению.

  Применяю частно-предметную технологию, основанную на теории решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С.). Применение данной технологии способствует формированию логического и абстрактного мышления, развитию творческого воображения. Позволяет преодолевать стереотипы в мышлении школьников, формирует умение генерировать нетривиальные идеи, развивает коммуникативную компетенцию учащихся.

Наглядные методы. Работа с гербарным материалом, моделями, натуральными объектами.

Использую цифровой микроскоп Digital Blue QX 10 и тринокулярный микроскоп "Микромед" которые позволяют демонстрировать:

  • микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом
  • внутреннего строения листа, корня
  • микропрепаратов простейших животных
  • микропрепаратов клеток крови
  • движение дождевого червя и т. д.

         Для активизации учебно – познавательной деятельности широко применяю практические методы. Один, из которых, частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. А выводы делают после работы.

Информационное общество требует от своих участников умения работать с огромным потоком информации, с несколькими ее источниками одновременно. Оно требует умения вычленять из этого потока ключевые элементы, уметь сравнивать абсолютно разные по форме и структуре источники, одинаково грамотно воспринимать все виды информации (визуальную, текстовую и т.д.). Именно на это нацелен портал Электронного Образовательного Комплекса. Он становится подлинно инновационным инструментом подготовки школьника к высоким требованиям информационной среды. Позволяет проводить мониторинг всех участников образовательного процесса, создавать индивидуальные образовательные маршруты; раздвигать границы образования за счет подключения внешних информационных источников - онлайн энциклопедий, электронных библиотек, новостных сайтов.

Использую готовые электронные учебно-методичексие комплексы, а также разработала коллекцию мультимедийных презентаций к отдельным разделам школьного курса биологии: «Закономерности изменчивости» (10 класс); «Анализаторы. Органы чувств» (8 класс); «Многообразие животного мира» (7 класс); «Лабораторная работа «Плесневые грибы»» (6 класс).        

Повышение познавательной активности и интерес у учащихся вызывает изучение регионального компонента. С большим желанием и энтузиазмом дети собирают материал и выступают с сообщениями перед своими одноклассниками.

- Растения и защита воздуха от загрязнений.

- Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений.

- Направления животноводства нашего края

- Исчезающие, редкие и охраняемые звери Чел. области.

- Профилактические прививки и вакцинация жителей Челябинской области

- Энерготраты работников различных видов производств г. Магнитогорска

- Антропогенное воздействие на природную среду в городе Магнитогорске

Активизация познавательного интереса зависит также от разнообразных форм работы на уроке. Использую такие формы работы, как

  • коллективная;
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная

особенно ребятам нравятся групповая форма работы и также рабата в парах.

      Особый интерес представляют формы работы с учебником или дополнительным материалом: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды…).

          Известно, что познавательная деятельность — это единство эмоционального восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Поэтому стараюсь вызвать интерес к учению через эмоции ребят. С этой целью использую литературные произведения, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к теме урока, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.

Например, при изучении органов слуха ребятам дается фрагмент из произведения Шекспира «Гамлет», где описано отравление отца Гамлета. Вопрос возможно ли такое?

Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Это внеклассная работа. Она показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний.

 Особое место в организации внеурочной работы по предмету отводится проектной деятельности, работает школьная научно-исследовательская секция «Юный биолог». Где более глубоко рассматриваются интересные для учащихся вопросы.

«Бактерицидные свойства комнатных растений»

«Влияние питательных веществ на рост и развитие дождевых червей»

«Принципы рычагов у членистоногих»

«Важнейшие открытия в биологии в XXI веке»

Как педагог дополнительного образования веду секцию «Олимпиадная подготовка»

Проект «Школьный двор». Проект дает возможность реализации основных направлений воспитательной работы школы. Во-первых, экологического, патриотического и эстетического направлений: воспитание любви к родине и родной природе, формирования активной гражданской позиции учащихся, развитие эстетического вкуса. Во-вторых, программу по здоровье сбережению образовательного учреждения и отдельных классов: формирование навыков здорового образа жизни через приобщение к труду на земле.

В ходе предметно-преобразующей деятельности учащиеся приобрели опыт формирования рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива, опыт созидательной и творческой деятельности по моделированию и художественному оформлению объекта.

Данные методы и формы работы позволяют иметь учащимся глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие биологические процессы, применять полученные знания на практике.

Использование данной технологии позволили добиться 100% успеваемости и роста качества знаний.

Ежегодно наши ученики приминают участие на муниципальных олимпиадах по биологии, являются участниками Всероссийских олимпиад и конкурсов

С каждым годом увеличивается количество учащихся, сдающих экзамен по биологии.

Сегодня выпускники нашей школы продолжают обучение в медицинских вузах и на биологических факультетах университетов Челябинска, Екатеринбурга, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Москвы и др.

Можно заметить, что значительно возрос познавательный интерес к предмету, возрос уровень знаний, умений и навыков, у детей появилось желание работать не только на уроке, но и во внеурочное время.

Отсюда делаем вывод о перспективности дальнейшей работы по данной теме с целью достижения более высокой активизации познавательной деятельности учащихся. Очень важно для меня - не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению — это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие повышения качества географического образования в условиях реализации ФГОС

В статье раскрыты методы, приемы, формы и средства обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету,способствуют повышению качества образования....