Грамотность - залог профессиональной карьеры. Урок русского языка. 8 класс.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ушанфа Ольга Тимофеевна

 

      Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе 

Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

      Разработка состоит из конспекта урока и презентации.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass._gramotnost.rar216.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Аннотация

      Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе  

Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

      Разработка состоит из конспекта урока и презентации.

     

      Предмет: русский язык.

      Аудитория: 8 класс.

 

      Программа:  Бабайцевой В.В.

     

      УМК: Русский язык: Практика 5 класс/под редакцией А.Ю. Купаловой.- М: Дрофа, 2011;  Русский язык: Теория. 5-9 классы./Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.- М: Дрофа, 2012

     Тема урока: «Грамотность – залог профессиональной карьеры».

 

     Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение     имеющихся знаний, формирование умения определять способы выражения определений, дополнений, обстоятельств. 

      Задачи:  

- воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков, вызвать  интерес к профессиям.

-  образовательная: совершенствовать навык  отличия свойств  второстепенных членов предложения от главных;  определять какими членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнений, определений, обстоятельств.

-  развивающая: развивать творческое мышление,  культуру речи,

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ.

Автор разработки: Ушанфа Ольга Тимофеевна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край, Могочинский район.

     

Тема. Грамотность – залог профессиональной карьеры.

Цель урока:  повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение     имеющихся знаний, формирование умения определять способы выражения определений, дополнений, обстоятельств. 

Задачи:

-  воспитательная: способствовать формированию коммуникативных навыков, вызвать  интерес к профессиям.

-  образовательная: совершенствовать навык  отличия свойств  второстепенных членов предложения от главных;  определять какими членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнений, определений, обстоятельств.

-  развивающая: развивать творческое мышление,  культуру речи,

 Тип урока: повторение изученного материала.

Форма: индивидуальная, самостоятельная, в парах.

Методы: частично-поисковые.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку,

Ход урока.

 1. Слово учителя.

      - Ребята, добрый день! Урок русского языка. Мы закончили изучение темы «Второстепенные члены предложения».

      Сегодня на уроке мы подведём итоги, обобщим знания по теме, проверим ваши умения в различении второстепенных членов предложения и использования их в речи.

      А говорить мы будем с вами о профессиях. Запишите тему урока «Грамотность – залог профессиональной карьеры».  (Слайд № 1 «Тема. Цель, Задачи»)

      Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем  зависит их личная жизнь. Это выбор профессии и спутника жизни. О выборе спутника пока рано говорить, а вот о выборе профессии, думаю, пора. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно владеть достаточной информацией о профессиях вообще.

2. Словарная работа.  ( Слайд № 3 «Словарная работа)

      - О какой профессии идёт речь?  Запишите слова в тетради. 

1) У этой волшебницы,                                            4) Не художник он, но краской

Этой художницы,                                                         Пахнет неизменно,

Не кисти и краски,                                                        По картинам он не мастер -

А гребень и ножницы.                                                 Мастер он по стенам!     (Маляр.)

Она обладает

Таинственной силой:                                               5) В книжном море он бескрайнем

К кому прикоснётся,                                                    Настоящий капитан

Тот станет красивый.     (Парикмахер.)                    Отыскать любую книжку

                                                                                       Помогает быстро нам!  (Библиотекарь)                                                                                                                                                                  

2) Учит он в собачьей школе,                                                               
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать
.      (Кинолог.)

3) Мелом пишет и рисует,                                         6) Может он с коня свалиться

И с ошибками воюет,                                                     И ничуть не ушибиться.

Учит думать, размышлять,                                            Трюки все он исполняет,

Как его, ребята, звать?         (Учитель.)                       В них актёров подменяет. (Каскадёр.)

      - Проверьте, пожалуйста, не допустили ли вы ошибки. .  ( Слайд № 3 «Словарная работа)    (Слайд № 4, комментарии устные к нему)

      - Легко справились с заданием, так как профессии хорошо вам знакомы. Слышали ли вы о таких профессиях? Байер, актуарий, аудитор веб-сайтов, референт, дилер.

(Слайд № 5)

3. Полезная информация  «Мир новых профессий».  (Слайды № 6 – 10). 

Запишите новые слова, запомните их написание и произношение.

4. Творческая работа. Проверка домашнего задания. Сочинение «Моя будущая профессия».

      - Пожелаем удачи ребятам, которые определились в выборе профессии.

5.  Обобщение изученного материала.

      Среди десятков, сотен решений, принимаемых человеком, ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу человека с выбором профессии. А основным условием в современном обществе для успешного применения своих сил, склонностей и способностей является высокий уровень образованности.

      Таким образом, насколько вы будете грамотны и образованы, настолько будете удовлетворены своей профессией, успешны и счастливы в жизни.

      Открываем следующие страницы нашего урока «Теоретическая и практическая».

Таблица № 1.

Теоретическая

Практическая

             1. «Определение»:

 1) Связный рассказ об определении как второстепенном члене предложения;

 2) Какова роль определений в речи?

(конкретизируют предмет по качеству, действию, времени, принадлежности).


(Слайд № 11)

1) В предложениях найдите определения, определите способ их выражения. Объясните знаки препинания.

1. Ветеринар проводит осмотр домашних животных, лечит заболевших питомцев.

2. Художник по проектированию интерьера поможет вам создать уют в доме, офисе.

3. Множество радости доставляет нам любимая работа: радость искать, радость открывать, радость любоваться результатом.


(Слайд № 12)

              2. «Приложение»

1) Ответ – вопрос:

- Что называем приложением?

- Какую характеристику может дать приложение предмету?


 (Слайд № 13)

1) Приведите примеры названий профессий, которые  могут выступить в роли приложений на букву «П».

2) Расставьте знаки препинания, объясните их выбор, подчеркните приложения.

Вышел первый номер газеты «Могочинский рабочий». Озеро Байкал – самое глубокое в мире. Иван-царевич – герой русских народных сказок.    (Слайд № 14)

               3. «Дополнение»

1) Закончите предложение.

1. Дополнение – это…

2. Дополнения обычно зависят от …

3. Дополнение может обозначать …


4) Определите роль дополнений в речи.

(распространяют действие, состояние)


      (Слайд № 15)

                   

 Уточните с помощью дополнений, какие качества нужны людям той или иной профессии. Подчерните дополнения.

1. Лётчику, помимо отменного здоровья, нужны ...(выдержка, хладнокровие)

2. Художнику необходимы …(художественные склонности, фантазия)

3. Любая профессия требует от человека …(здоровья, трудолюбия, творчества, дисциплины, аккуратности, коммуникабельности (общительности)


(Слайд № 16)

4. «Обстоятельство»

1. Что называется обстоятельством?

2. Заполните пустые клетки в таблице.

 (таблица № 2).

3. Каково значение обстоятельств?

(определяют цель, место действия, уточняют время, причину и др.)


     (Слайд №17)

1. . Цифровой диктант.

Бесшумно, вверху, накануне, как ходики, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами.

1 – места, 2 – времени, 3 – причины, 4 – образа действия, 5 – сравнения, 6 – цели, 7-  условия, 8 – уступки.


(Слайд № 18)

Таблица № 2.   (таблица вынесена на классную доску)

Уступки

   ?

Цели

Образа

действия

   ?

Времени

Причины

    ?

Виды

обстоя-

тельств

     

      ?

При каком условии?


     ?


       ?

Как?

Как что?


      ?


      ?

Где?

Куда?

Откуда7

Вопросы

6.  Работа с текстом.  (текст распечатан для каждого ученика)

      Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди искусно возводили дома и хозяйственные постройки крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома которые сохранились в наших городах и селениях. Как всё в них разумно, прочно и красиво! Сколько смекалки и фантазии проявили строители сооружая их.

      Ещё дольше мастерство требовалось от строителей чтобы возводить сооружения из камня. Во многих русских городах сохранились старые каменные постройки достойные удивления и восхищения. Это крепостные стены и башни церкви и торговые здания.

Задания к тексту:

  1. Прочитать внимательно текст. Озаглавить. Определить тему, основную мысль, тип и стиль речи.

      2. Спишите  текст, расставьте  знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения, определите способ их выражения. (вторую часть задания предлагается выполнить дома).

7. Слово учителя: 

      - Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

      Стоит любить свою профессию, работу, чтобы она доставляла удовольствие, радость, удовлетворение не только вам, но и окружающим вас людям. Чтобы в ней, действительно, было всё разумно, прочно и красиво! А хорошие  знания помогут вам в этом.

      Удачи вам, ребята! Спасибо за урок!  (Слайд № 19)

8. . Рефлексия:

     - Оцените свою деятельность на уроке.

     - Подумайте, что следует повторить перед контрольной работой?

     - Полезна ли была информация о профессиях?

9. Домашнее задание.

1) повторить п. 175-178.

2) выполнить 2 задание к тексту (упр.294, «Практика»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы

  Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества ...

Сборник заданий для формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе

В сборнике представлены задания для формирования у обучающихся читательской грамотности как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...