"Что такое счастье? Каждый понимал это по-своему..."
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Сценарий урока по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 28.29 КБ |
факты биографии | 11.82 КБ |
холм троллей | 11.36 КБ |
приложение | 42.38 КБ |
концовка произведения | 11.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по произведению К.Г.Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
Тема: Что такое счастье? Каждый понимал это по-своему…
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Человек счастлив и красив только тогда, когда отдаёт людям всю свою жизнь, работу, талант.
Два таланта, отданные людям.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована технология развивающего обучения.
Образовательные технологии, использование програмно-педагогических средств: прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах (творческие мастерские).
Ход урока:
- Организационный момент.
Звучит музыка Э.Грига "Cон"
Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих презрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть.
-Как вы понимаете смысл этих строк?
То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле.
Верите ли вы в счастье?
Что такое, по-вашему, счастье?
Почему урок литературы мы начали с прослушивания музыки?
Как вы думаете, можно ли увидеть, или услышать, или почувствовать счастье, слушая музыку?
Сл. 1: О ком идёт речь?
Верно. А теперь прочитайте высказывания. О чём они?
Определите тему урока. А чему мы сегодня будем учиться?
Сл.2: Сегодня на уроке мы с вами отправимся на встречу с великими волшебниками в области литературы и музыки - К.Паустовским и Э.Григом.
- Формирование новых знаний и способов действий
Ваше первое задание: запишите на листочках качества людей, которые вам нравятся. (Записывают ряд из 5-7 слов)
Подчеркните те качества, которыми вы смогли бы охарактеризовать Э.Грига. Назовите их.
На ваших столах лежат зелёные карточки, переверните их
Прочитайте и сравните с теми качествами, которые написали вы.
Обсудите и выберите среди них два самых важных качества человека и запишите их на доске.
Прочитайте, что получилось. Каким должен быть человек, обладающий этими качествами?
Чтобы лучше понять эти качества, мы обратимся к произведению К.Г.Паустовского.
Звучит музыка Грига (Stenberg flejta)
Берген... Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра и чистые фьорды, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Конечно, он не мог оставаться равнодушным к этим пейзажам, которые окружали его с детства. Если бы он был художником, он изображал бы их на картинах, если бы он был поэтом, то писал бы о них стихи. А Григ был композитором. Он сочинял музыку.
Недаром рассказ, посвящённый музыке Грига, начинается с описания осеннего леса около моря.
Сейчас вы прослушаете одно из произведений Грига.
Звучит музыка (мелодичная музыка)
Закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. (Чтение наизусть начала рассказа подготовленным учеником под музыку Грига.)
Я думаю, что эта музыка пробудила в вас чувства, которые помогут раскрыть ваши творческие способности.
Итак, однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника.
Вопросы для 1-2 групп:
Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке?
Свяжите эти вопросы с фактами из биографии композитора
(документ «Факты биографии»)
Вопросы для 3-4 групп:
Что это за место, где встретились в лесу Григ и девочка?
Почему Григ назвал это место «Холм троллей»?
(документ «Холм троллей»)
- Физкультминутка
(звучит фрагмент пьесы Эдварда Грига «Шествие гномов» )
Жил да был веселый гном, (поставить руки на бочок)
Он в лесу построил дом. (поднять и соединить руки над головой)
Рядом жил поменьше гномик, (опустить руки немного пониже)
Под кустом он сделал домик. (соединить руки перед собой на уровне груди)
Самый маленький гномишка (присесть, показать руками около пола)
Под грибом сложил домишко. (соединить «домиком» пальцы рук)
Старый мудрый гном – гномище, (выпрямиться, расставить ноги)
Выстроил большой домище. ( соединить руки над головой)
Был он стар и был он сед, и большой был домосед. (покачаться вправо-влево, поставив руки на пояс)
Каждый день соседи-гномы навещали деда-гнома. (шагать на месте)
Их встречал радушно гном, (поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны)
Все любили этот дом. (хлопки в ладоши)
- Тяжёлой поступью подходят гномы
Всё ближе. Здесь. Вот затихает топ
в причудливых узорах дивных троп
лесов в горах…
- Давайте изобразим шествие гномов.
Григ был незаурядным пианистом, он много раз выступал на сцене. Вот что писали газеты после одного из таких концертов: “Григ — настоящий Орфей (персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант) за фортепиано. Он очаровывает своих слушателей. Он играл необычайно мягким, красивым звуком...”
- А как писатель К.Г. Паустовский в своём рассказе показывает волшебную, покоряющую силу музыки Грига? Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига.
Чтение отрывка (звучит музыка Грига «Утро»)
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (слезы благодарности)
- А какое впечатление произвела музыка на вас?
- Что вы представили, слушая музыку?
- А что произвело на вас большее впечатление: сама музыка или описание музыки Паустовским?
Звучит пьеса "Утро" ребята заполняют "Двойной дневник", один ученик на интерактивной доске изображает «увиденную» картину.
- Сравните фрагменты: мысли Грига, когда он писал музыку для Дагни, и мысли Дагни, когда она услышала эту музыку.
(стр. ) Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».
(стр. ) «Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
- В чём смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа?
(они похожи внутренним миром, поэтому подумали об одном и том же.)
- За что хотела отблагодарить Дагни Э.Грига?
- Чем же должен жить человек?
- Ей понравился подарок?
- А вам бы хотелось получить такой же?
- А разве нельзя сказать, что мы тоже получили его?
4. Открытие» детьми нового знания. Самостоятельная работа в группах
Закончите высказывание: Своим творчеством великие люди побуждают нас…
Работа в группах в технике «Мозговой штурм».
Звучит музыка Э. Грига (vozvr)
Высказывания детей.
— Как понимать заключительные слова рассказа?
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
(Нильс понял, что жизнь Дагни будет полна добра и света, в ней будет любовь, а сама Дагни станет таким же щедрым человеком, как и Эдвард Григ.)
Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?
Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
- Почему К. Паустовский называет Э.Грига волшебником?
Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли… за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
В день своего совершеннолетия 18-летняя Дагни получает подарок Грига – музыкальную пьесу, посвящённую ей с тем, чтобы она, вступая в жизнь, шла рядом с прекрасным, чтобы помнила, что человек счастлив лишь тогда, когда отдаёт людям свой талант, всю свою жизнь. Эта новелла радостна и чиста, как и музыка Эдварда Грига.
Сколько таких Дагни воспитал Паустовский своим рассказом!
Ведь недаром каждый год в день рождения Паустовского, 31 мая, на его могиле появляется корзина с еловыми шишками…
5. Итог урока
- О каком великом чувстве мы говорили сегодня? (о счастье)
Если вы испытали это чувство на уроке, закрасьте еловую шишку зелёным цветом, если нет - у вас ещё все впереди, но ваша шишечка пока будет окрашена в коричневый цвет. И поделитесь, пожалуйста, своими чувствами: составьте синквейн к слову « счастье». Работу положите в нашу «корзинку с еловыми шишками».
Ребята закрашивают шишку и пишут синквейн.
Мы сегодня собрали свою «корзинку с шишками», т.е. знаниями.
Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
Людей искусства благодарят аплодисментами.
Давайте поблагодарим Константина Паустовского за прекрасный рассказ...
...и Эдварда Грига за чудесную музыку!
6. Рефлексия
- Как вы оцените свою работу на уроке и кто из группы помог вам больше всех?
7. Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишете минисочинение «Трудно ли быть щедрым человеком».
Предварительный просмотр:
У Грига была дочь Александра, но прожила она совсем недолго, чуть больше года. «Она была красивым, милым ребенком, развитая и умная; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать Шумана», - так писала в письме Нина, жена композитора, о дочери. Больше детей в семье не было.
Через всю жизнь пронес Григ эту утрату. Любовь к дочери on перенес на своих друзей-ребятишек.
Для занятий музыкой в последние годы своей жизни Григ построил домик. Никто не смел мешать ему во время работы. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть без движения, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».
Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик.
Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал и Паустовский.
Предварительный просмотр:
Григ очень любил гулять в лесу, в горах. Любил встречаться с народными музыкантами и певцами, которые исполняли ему народные норвежские мелодии.
В последние годы жизни Григ в теплое время жил в местечке Тролльхаутен (это означает «Холм троллей»). Название этому месту в горах, расположенному недалеко от родного города Бергена, дал сам Григ. В отдельно стоящем доме ничто не отвлекало Грига от работы.
С детства мама рассказывала ему сказки, легенды, пела норвежские народные песни о фантастических добрых и злых духах, живущих в лесах и горах Норвегии: гномах, троллях, эльфах, кобольдах. Григ и взрослым продолжал любить легенды и сказания и, как в детстве, верил в чудеса. Ему нравилось писать музыкальные произведения о сказочных существах.
Сюда приходили послушать музыку жители окрестных мест. Они любили Грига и уважали его за прекрасную музыку.
Предварительный просмотр:
СЧАСТЬЕ СЧАСТЬЕ
СЧАСТЬЕ СЧАСТЬЕ
СЧАСТЬЕ СЧАСТЬЕ
Предварительный просмотр:
Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «У КАЖДОГО МАМА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОЯ»
· освоение учащимися христианской позиции по отношению к матери· формирование у детей понятий семейные ц...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
Тест для родителей. «Понимаете ли Вы своего ребенка?»
Тест для родителей....
Понимаете ли вы своего ребёнка?
Если родители не понимают своих детей, это вовсе не проблемы подрастающего поколения. Именно мама и папа должны задуматься, что в их поведении не так. Сделать это очень просто: посмотрите на себя со с...
Консультации для родителей "Понимаете ли вы своих детей?"
консультация...
Разработка теста для родителей по теме: «Понимаете ли Вы своего ребенка?»
Разработка тестадля родителей по теме:«Понимаете ли Вы своего ребенка?»...
Тема родительского собрания "Понимаю ли я своего ребенка"
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.Задачи:познакомить родителей с особенностями поведения подростков;обсудить причины возникновения проблем во вз...