Праздник-конкурс "Говорите по-русски правильно"
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Бенгардт Людмила Николаевна

Вопросы по речевому этикету, по грамматике, по лексике. Главная цель - развитие интереса к русскому языку, развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorite_po_russki_pravilno.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – конкурса

«Говорите по - русски правильно».

для 5 – 8 классов.

Автор Бенгардт Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МОУ СОШ №32

Краснооктябрьского района

г. Волгограда.

Праздник – конкурс проводился в рамках недели русского языка  и литературы «Культура русской речи», как заключительное итоговое мероприятие.

Цель: 1 развивать интерес к русскому языку,   

          2 проверять речевого этикета (Конкурс «Речевой этикет»).

          3 выявлять различные ошибки в лексике, грамматике, орфоэпии, конкурс                                                      

              «Говорите по - русски правильно),

          4 Активизировать словарный запас учащихся, формировать навыки    

             владения образными средствами русского языка (Конкурс «Достоинство      

             речи -  быть ясной и образной»),

          5 развивать творческие способности (конкурс «Берегите русский язык»),

           создание плаката на данную тему.

Ход праздника:

  1. выступление (сцена украшена плакатами, ученики одеты во фраки, современные одежды).
  2. команды идут по маршрутам.
  3. подведение итогов, награждение победителей.

Звучит песня в стиле РЭП. Исполняют мальчики.

Это твой мир,

Усвой это для себя

Вокруг столько радости,

Веселья и добра.

Хорошие манеры всегда тебе помогут

И если ты попал в беду, отказать тебе не смогут.

Все люди на этой планете требуют уважения,

Посмотри на любого из них

И увидишь своё отражение.

Правила поведения в обществе

Соблюдать не сложно,

Правила поведения в обществе

Их запомнить можно.

В этом мире живёшь не только ты,

Посмотри вокруг

Под открытым небом столько красоты,-

Я твой друг.

В этом мире живёшь не только ты,

Посмотри вокруг

Под открытым небом столько красоты,-

Я твой друг.

В школе или дома,

На прогулке и в метро,

В транспорте на пляже,

в театре и в кино

Постарайся соблюдать

правила этикета,

Хорошие манеры

 -тебе поможет это.

Это твой мир –

Узнай для себя

вокруг столько радости,

Веселья и добра.

Ты всё запомнил это?

ДА!.

1-й ученик.

Здорово чуваки! Сегодня мы с вами побазарим про этикетки. Ну, это такие штуки типа лейблов. А ещё врубитесь, как не стать лохом при выборе тумборя.

2-й ученик.

Здравствуй ты что делаешь?

1-й ученик.

Об этикетках базарю. Ведь сегодня я ведущий.

2-й ученик.

Сегодня мы говорим не про этикетки, а про этикет.

Знаешь что это такое?

1-й ученик.

Не-а!

3-й ученик.

 Этикет это установленный порядок поведения людей в обществе. Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались на приёме у короля Франции Людовика XIV. Эти этикетки содержали некоторые обязательные правила поведения на приёме.

4-й ученик.

Уже давно известно, что в жизни добивается успеха тот, кто знает, как вести себя в обществе.

1-й ученик.

Типа того, если я знаю, как оторваться по жизни, то в обществе мне будет круто.

3-й ученик.

В Евангелие от Матфея сказано «Во всём как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

4-й ученик.

Будьте добры или будьте любезны  - эти слова в разговоре полезны. С ними легко на прогулке и дома будет приятно их слышать любому.

3-й ученик.

Вежливость – понятие нравственное. Философский словарь по этике так определяет это явление: «моральное качество, характеризующее человека для которого уважение к людям стало нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

1-й ученик.

Значить вежливость – это проявление уважения? Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается?

4-й ученик.

Конечно! Речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости. О человеке можно сказать по его речи. Это точно сказал ещё А.С.Пушкин. Вспомните строки из «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?  

              Вмиг по речи распознали,

              Что царевну принимали.

2-й ученик.

Об этом говорил один из героев  античной литературы:

          Из уст безвластных и вельможных уст

          Одна и та же речь звучит различно.

5-й ученик.

              Друзья мои, внушайте людям веру

              И чаще говорите «Добрый день»

              И следуйте хорошему примеру –

              Продляйте добрым словом жизнь людей.

4-й ученик.

Справедлива старая истина: ничего не обходится столь дёшево и не ценится столь дорого как вежливость.

2- ученик.

Сердечное слово может ободрить, вселить надежду, вдохновлять.

1-й ученик.

Я понял! Действительно можно изменить причёску, полностью изменить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами на всегда.

4- ученик.

Именно речь выдаёт нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере.

3-й ученик.

Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так в «Поучении» Владимира Маномаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его,  поприветствовав его и доброе слово ему молвите».

5-й ученик.

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу скажем,

Хотя мы совсем не знакомы.

Здравствуйте! –

Что особого тем  мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

От чего на капельку солнца

Прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалось в жизни?

(В.Солоухин)

2-й ученик.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных ситуациях.

5-й ученик.

              Прекраснейшее слово «дорогой»

              Как много чувств оно вмещает

              И радостью нам душу согревает,

              Соперничая с радугой дугой.

4-й ученик

Каждый ученик должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

5-й ученик.

Мне кажется, что «здравствуйте» - лучшее из слов.

Потому что «здравствуйте» - значить будь здоров

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори

Вечером расстались, встретились с утра

Значить слово «здравствуй» говорить пора.

Звучит песня Б. Окуджавы Давайте говорить друг другу комплименты».

Команды уходят на этапы.

 

 

Речевой этикет (1)

  1. Объясните, почему слова «извините»  и просто «простите» являются этимологическими родственниками?
  2. Устойчивые этикетные формулы используются для того, чтобы поддержать общение в доброжелательной тональности. Запишите как можно больше этикетных слов, которые употребляются в следующих ситуациях:

приветствие;

утешение;

благодарность.

  1. «Давайте говорить друг другу комплименты». Придумайте комплименты сказочному герою так,  что бы в нём сочетались правдивые, но в то же время приятные слова;

Серый волк

Черепаха Тартила

Буратино

Колобок

  1. В какой речевой ситуации употребляется каждый из перечисленных фразеологизмов и пословиц:
  1. Не в службу, а в дружбу,
  2. Сколько лет, сколько зим!
  3. Милости прошу к нашему шалашу,
  4. С лёгким паром,
  5. Ни пуха, ни пера!
  6. Лёгок на помине,
  7. Чем богаты, тем и рады.

  1. «Уберите мусор».

Замени данные разговорные слова литературными синонимами:

  1. Базарить
  2. Шнурки
  3. Кумарить
  4. Крыша
  5. Гнать
  6. Прикол
  7. Облом
  1. Представьте, что героев сказки «Лиса и журавель» пригласил к себе в гости ёжик. Во время обеда они высказывают мнение о том, как их принимали в гостях.
  1. Всё хорошо было на обеде: и вежливое обращение, и хорошее угощение. Жал только попробовать ничего не удалось. Не подумал хозяин о подходящей посуде.
  2. уж не знаю зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя было съесть из этой посуды. Больше уж не просите = не  приду.

Кому принадлежат высказывания?

Выбери более вежливую критику:

  1. Журавель был добрее и вежливее, Лисонька. Он тебя не обидел ни одним словом.
  2. Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
  3. Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

Речевой этикет (2)

  1. Что означают слова?
  1. Спасибо
  2. Пожалуйста
  1. Устойчивые этикетные формулы  

приветствие, благодарность, просьба.

  1. «Комплимент» Иа, Вини Пух, Золотая рыбка, Пятачок.
  2. Объясните какое требование к речи выражает каждая пословица:
  1. За худые слова слетит голова
  2. Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь
  3. Много говорить – голова заболит
  4. Сердечное слово до сердца доходит
  5. В умной беседе ума набираться, в тупой – свой потерять
  6. Малое слово большую обиду творит
  7. Пословица ясно молвится
  1. «Убери мусор»

Предки, фишка, облом, не догонять, кореш, базарить.

  1. Представьте себе, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундучок с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда. Но вы не хотите. Придумайте несколько вариантов отказа (грубый, вежливый, хитрый).

Речевой этикет (3)

  1. Расскажите, каково происхождение слов: благодарю, спасибо.
  2. Устойчивые этикетные формулы ……………
  1. Прощание
  2. Извинение
  3. Совет
  1. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Незнайка, Сивка, Красная шапочка, Мальвина.

  1. Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Какие особенности мимики служат основой фразеологических оборотов. В какой ситуации уместно их употребление?
  1. Пялить глаза
  2. Смотреть в глаза
  3. Глаз не оторвать
  4. Делать большие глаза
  5. Глаза на лоб лезут
  6. Краем глаза наблюдать
  7. Отводить глаза
  1. «Убери мусор».
  1. Бабки
  2. Хавчик
  3. Зелень
  4. Прикол
  5. Крыша
  6. Шнурки

  1. Вы нечаянно толкнули пассажира в автобусе. Принесите извинения с учётом возраста пассажира (ваш партнёр: одноклассник, старушка, директор школы).

           

 

Достоинство речи – быть ясной и образной.

  1. «Попробуй узнай».

- о каком дереве идёт речь?

Пушистая, развесистая, пахучая, колючая

- о ком это?

Серая, маленькая, быстрая

- о чём это?

Белоснежная, вьюжная, лютая, морозная.

- что может быть таким? (Назвать как можно больше  существительных).

Золотым.

  1. «Вместо поэта» В текст вписаны эпитеты.

Облака,

Облака – кучерявые бока

Облака…..

…….,

……..,

……..,

……..,

……..,

  1. «Восстановить текст»

  1. Подбери к словам синонимы и антонимы.

Чуткость –

Искренность –

Вежливость –

Бескорыстие –

Жадность –

  1. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Дайте толкование паронимов. Составьте с ними предложения.

Факт – фактор

Невежа – невежда

  1. Перифраз – поэтический оборот, заменяющий название. Подберите перефраз к словам.

Человек

Боксёр

Москва

Исправь ошибки (1)

  1. Какие слова из списка имеют ударения на окончание: СВЕКЛА,БРЮКВА, СКОБА, СКУЛА, АМПУЛА.
  2. «Корректоры» (исправь ошибку). Вот отрывок из сочинения Вовочки: «Кондуктор ходил по автобусу, взад- назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте проезд!». Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
  3. Коренной житель Америки – индеец, а коренная жительница ?

а) индейка; б) индеанка; в) индийка; г) индианка;   д) нет верного ответа.

4.   Укажите все сочетания слов, составленных неправильно:

А) пара носок; б) без чулков; в) нет солдат; г) двести амперов; д) группа грузинов.

5.   «Назови слово» 

В одном из городов в уютном родильном доме родился ребёнок.

Кто он?.....

Дали ему имя, выписали свидетельство  рождении. Кто он? …..

Теперь выясним в каком городе он живёт? В Волгограде, значить он

…………..

В Смоленске …………..

В Астрахани ……………

В Уфе …………………..

В Пскове ……………….

В Туле ………………….

В Анапе ………………...

На Камчатке ……………

6.  Какое из этих слов не означает «вести себя, как существо, обозначенное корнем слова»?

1) Распетушиться. 2)Съёжиться. 3) Проворонить. 4) Насвинячить. 5) Ишачить. 6)Обезьянничать. 7)Ощениться. 8) Присобачить. 9)Окрыситься.

10) Опороситься.

7.   Как можно сказать про зайца, который мчится быстро?

1)  свернув шею; 2) сломя голову; 3) без задних ног; 4)так что за ушами трещит; 5) во весь опор; 6)  как угорелый.

Исправь ошибки (2).

  1. Расставьте ударения в следующих словах:  

аристократия, баловать, газопровод, хаос, красивее.

  1. «Корректоры» .

Учитель спросил, где было Бородинское сражение.

Петя сказал: под Бородиным , Вася – под Бородином, Коля – под селом Бородино, Миша – под селом Бородином.

Кто из них прав?

  1. Какое слово лишнее по смыслу?

а) будущий; б) следующий; в) предыдущий; г) предстоящий; д) грядущий.

  1. В каком предложении нет ошибок?

На складе осталось двое пар сапог.

У магазина толпились трое помятых личностей.

В спектакле занято четверо актрис.

В семье было пятеро детей.

По обоим сторонам дороги зеленеют деревья.

  1. В жизни бывают невероятные события, когда человек случайно попадает в неловкое положение и тогда он получает прозвища и клички.

Например,  он проехал без билета…

Наступил кому-то на ногу….

Повторил чужие слова….

Сгримасничал….

Вспылил, полный раздражения и гнева….

Поехал без путевки на курорт….

Искупался в проруби…

Живёт за счёт другого труда….

Выругали и свалили всю ответственность на него….

  1. Что может быть постным, но не может быть жирным?

 Мясо, рыба, физиономия, день.

  1. У вас с другом испортились отношения. Какими словами описать их после этого печального события?

Натянутыми, напряженные, надутые, наплевательские, нахмуренные, между нами чёрная кошка пробежала.    

   

Исправь ошибки (3)

  1. В каком слове ударение падает на последний слог?

Желчь, кодекс, досыта, мышление, сервиз.

  1. В дебрях Африки учёный вёл дневник. Он носил его с собойв сумке и первая страница пострадала от дождя. Некоторые буквы оказались размыты. Помогите прочитать текст.

Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн.. же эт.. суахили. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминаю широк… авеню, что виднел.. из окон моей квртиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк… чёрн… кофе. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор…я назвал Эльза.

  1. Если не вы, то кто-то из ваших соседей пишет сейчас ручкой наполненной гелем. А как правильно её назвать?

а) гельевая; б) гелевая; в) гелийвая; г) гелиевая; д) геливая.

  1. Что надо поставить вместо многоточия во фразе:

Для участия в телешоу отобрали…

а) трое людей;

б) трое человек;

в) трёх человек;

г) три человека;

д) троих девушек.

  1. Назови слово.

Повели ребёнка в сад как он теперь называется…

Отвели в школу…

Пролетели школьные годы, и его стали называть…

Вырос, стал стройным, привлекательным, хорошего телосложения…

С тёмно – русыми волосами…

А если волосы светло- русые… Или красно-жёлтые… или совершенно белые…  Или чёрные…закончил школу…

  1. Что делать, если:

Вас посадили в лужу?

Вам суют палки в колёса? –

Вам пустили пыль в глаза? –

Вас ноги не держат? –

  1. Какие слова нужно добавить  к слову ПРОЩЕ, чтобы получилось устойчивое  сочетание?

а) парного молока

б) пареной репы

в) вяленой воблы

г) солёного огурца

д) варёной картошки

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Тест. ЕГЭ.Русский язык.А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Тест. ЕГЭ.Русский язык.А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения...

И один в поле воин или как правильно подготовить ребенка к ЕГЭ по русскому языку.

Как правильно организовать подготовку ребенка к ЕГЭ по русскому языку....

буклет для проведения акции "Говорите по-русски правильно"

данная работа пригодится при проведении Дня грамотности или Дня славянской письменности и культуры...

"Говорите и пишите по-русски правильно"

В пособии в занимательной форме излагаются важнейшие вопросы речевой культуры, связанные с нормативностью речи, ее благозвучием, выразительностью. Книга адресована школьникам, преподавателям рус...

Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»

Тест по теме  «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника  и радиуса вписанной окр...