Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Деепричастие как часть речи" | 77 КБ |
Презентация к уроку "Деепричастие как часть речи" | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока по русскому языку с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)
Город: Курск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 7 имени А.С.Пушкина»
Учитель: Улитина Елена Владимировна
Класс: 6 В
Тема учебного занятия: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия:
Цели: формирование понятия о деепричастном обороте; совершенствование умения и навыков выделения деепричастных оборотов в предложении по заданному алгоритму; предупреждение ошибок при употреблении деепричастных оборотов; воспитание интереса к родному языку через обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, придающими точность, динамичность, выразительность речи, интереса к чтению книг; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся; развитие навыков самоконтроля учебной деятельности; развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Элементы используемых технологий: здоровьесберегающая; личностно-ориентированная; информационно-коммуникативная.
Оборудование: компьютер, проектор, электронное пособие Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Кедрова Г.Е., Стрельцова Т.Е, Щеголева А.Е. 1с: Репетитор. Русский язык. Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. – М., 1999-2002 г.
Дидактические материалы к учебному занятию: раздаточные карточки, схемы, демонстрационная обобщающая таблица.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
I.Организационный момент | 1 м | Сконцентрировать внимание обучающихся и сориентировать их, направить на работу | Устное обращение. | ||||
II. Словарно-орфографическая работа | 3м | Развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся | Знать звуковой облик слова | Уметь дифференцировать части речи | Чтение | Устный развёрнутый ответ. | Слайд 2 |
III. Проверка д/з | 7м | Закрепление полученных на предыдущем уроке знаний, подготовка к восприятию новой темы | Семантические и грамматические признаки деепричастия | Уметь характеризовать деепричастие как часть речи | Обобщение и анализ | Монологический ответ, синтаксический разбор | Слайд 3-4 |
IV. Понятие о деепричастном обороте | 6м | Отработка дефиниции (логики) «деепричастный оборот» | Знать определение деепричастного оборота | Составлять план научного текста | Метод теоретического изучения языка, лингвистический эксперимент | Работа с учебником. Трансформация одиночного деепричастия в деепричастный оборот Пересказ § 41 по плану | Слайд №5 |
V. Закрепление | 9м | Научить правильно интонировать деепричастный оборот, определять его границы, обособлять на письме | Границы деепричастного оборота, интонацию обособления, знаки препинания при деепричастном обороте | Обособлять деепричастие и деепричастный оборот в устной речи и на письме | Метод наблюдения над языком, семантико – трансформационный анализ | Осложнённое списывание, пунктуационный разбор, конструирование предложения по заданным схемам | Слайд № 6 |
VI. Предупреждение ошибок, связанных с употреблением деепричастных оборотов | 10м | Предупредить ошибки в употреблении деепричастных оборотов | Правило употребления деепричастных оборотов | Уметь правильно употреблять деепричастные обороты, исправлять допущенные ошибки | Списывание, анализ текста | Комментированное списывание, редактирование | Работа с текстом. Слайд № 7-9 |
VII.Обобщение | 2м | Обобщить полученные сведения о деепричастном обороте | Знать определение деепричастного оборота, его границы, пунктуационное правило, правило употребления деепричастного оборота | Употреблять деепричастный оборот в собственной речи, обособлять его в устной речи и на письме | Беседа | Фронтальный опрос, наблюдение поэтического текста А.С.Пушкина | Слайд № 10-18 |
VIII.Проверочная работа | 5м | Проверка знаний и умений по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот» | Конструирование предложения Мини-тест | Тест | Слайд № 19-21 Слайд № 22 | ||
IX.Инструктаж к д/з | 2м | Помочь обучающимся в осознанном выполнении д/з |
№ 1 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Цели:
Образовательные:1) сформировать у обучающихся понятия о деепричастном обороте;
2) совершенствовать умения и навыки находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём;
3) продолжать работу по предупреждение ошибок при употреблении деепричастных оборотов в речи и формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Воспитательные: 1) любви к родному языку;
2) интереса к чтению.
Развивающие: 1) развитие навыков самоконтроля учебной деятельности;
2) развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.
- Оргмомент.
№ 2 Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями и чувствами.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл данного высказывания?
№ 3, 4 Ребята, давайте дадим определению деепричастию как части речи и вспомним его морфологические признаки.
III. Изучение нового материала. Понятие о деепричастном обороте.
- Прочитав § 41, составить план, алгоритм определения деепричастного оборота.
- Ученик, составляет план (слайд № 5).
- Опираясь на материал слайда и § 41, расскажите о деепричастном обороте.
- Что называется деепричастным оборотом?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
- Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте?
- Закрепление изученного материала (слайд № 6)
- Слово учителя: Перед вами предложение (знаки препинания не расставлены). Спишите, расставьте знаки препинания (рассуждайте, опираясь на алгоритм).
Х
Язык живёт, движется,/ развиваясь и совершенствуясь/.
Х
/Охраняя природу/, ты охраняешь свою родину.
- Работа с текстом (слайд № 7).
Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую туч, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
(А.С.Пушкин)
Проверка (слайд № 8).
- Определите тему текста (Метель).
- Озаглавьте его (Метель).
- Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ (Текст художественный, так как втор воздействует на мысли и чувства читателя путём создания образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства (слайд № 9): эпитет – снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение – ветер завыл, пошёл снег).
Объясните орфограммы. Обоснуйте свой ответ. Объясните постановку знаков препинания.
Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).
Обратите внимание на слайд № 10-11.
Эпиграф № 12
Исследование текста (слайд № 13-16). Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке.
Текст | Деепричастие | Морфологические признаки деепричастия |
Буря мглою небо кроет, “Зимний вечер” | Кроет, крутя. | Крутить, несов.в., неизм. |
3има!.. Крестьянин, торжествуя, “Зима!.. | Торжествуя, обновляет; снег почуя, плетется; взрывая, летит. (Помогают создать динамичную картину) | Торжествовать, несов.в, неизм. Почувствовать, сов.в, неизм. Взрывать, несов.в, неизм |
Под голубыми небесами “Зимнее утро” | Блестя, лежит. (При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется) | Блестеть, несов.в, неиз. |
Скользя по утреннему снегу, “Зимнее утро” | Скользя, предадимся. (Помогает создать динамичную картину). | Скользить, несов.в, неизм. |
«Соберите» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня).
Физминутка:
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
- Садитесь, ребята. А было их в физминутке - 4.
Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.
- Конструирование предложений (слайд № 19, 21).
Слово учителя: При выполнении задания будьте внимательны! Возможно, я не совсем верно все написала и допустила ошибки в орфографии. Что объединяет эти предложения?
Замените один из глаголов деепричастием.
Подчеркните деепричастный оборот. Какова их роль в нашей речи?
Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.
Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.
Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
- Разминка. Кто быстрее! Найди пару! (устно)
Мчаться быстро затаив дыхание
Слушать внимательно не покладая рук
Трудиться упорно мчаться сломя голову
- Подведение итогов.
Что являлось целью нашего урока?
Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?
Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
Над чем следует еще поработать?
- Что называется деепричастным оборотом?
- Когда обособляется деепричастный оборот?
- В чём причина ошибок в построении предложений с деепричастным оборотом?
VII. Проверочная работа (Мини-тест слайд № 22)
Цель работы – проверка знаний грамматических признаков деепричастий, умения находить деепричастия и деепричастные
обороты.
Домашнее задание: 1) I группа – Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима» с использованием одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
II группа – упр. 577
III группа – проанализировать отрывок из романа «Евгений Онегин» 11 строк «Зима!...Крестьянин, торжествуя….». Какие деепричастия и деепричастные обороты используются в отрывке и для чего?
- Находим деепричастие.
- Определяем зависимые слова.
- Обозначаем главное слово.
- Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошая книга – неиссякаемый сосуд , заполненный человеческими мыслями, знаниями и чувствами .
Подготовьте рассказ о деепричастии добавочное действие глагол признаки предмета по действию вид время возвратность изменяется по родам и падежам не изменяется бывает 1-ого, 2-ого, 3-его лица обстоятельство определение сказуемое
ПРИЗНАКИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ Глагольные Обозначает добавочное действие Образуется от глагола Имеет вид Наречные Не изменяется Синтаксическая роль: обстоятельство
1 . Находим деепричастие 2 . Определяем зависимые слова 3 . Обозначаем главное слово 4 . Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми Х где?что? дееприч.+сущ. Х как?каким образом? дееприч.+нареч.
Язык живёт движется развиваясь и совершенствуясь . Язык живёт , движется , развиваясь и совершенствуясь .
Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания . В_тер между тем стан_вился сильнее. Обл_чко обратилось в белую тучу, которая, тяжело п_днимаясь, р_сла и постепенно облегчала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась м_тель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. (А.С.Пушкин)
Проверка В е тер между тем стан о вился сильнее. Обл а чко обратилось в белую тучу, которая, тяжело п о днимаясь, р о сла и постепенно облегчала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась м е тель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.
Снежное море (эпитет). Туча росла, облегала землю (метафора). Ветер завыл, пошёл снег (олицетворение). Изобразительно-выразительные средства
Прочитайте выразительно _._._._._ _._._._._._._._._._._._._._._._._._ Зима, смеясь, от счастья плачет, И. Северянин одиночное дееприч. деепричастный оборот
Дополнительно И день и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. А.С. Грибоедов фразеологизм
До Пушкина <...> еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский
Продолжите ... Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)
3има!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью, как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке “ Зима!.. Крестьянин, торжествуя”
Продолжите ... Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. (А.С. Пушкин)
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. “ Зимнее утро”
Продолжите ... На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)
Продолжите ... А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (С. Есенин)
Замените глаголы деепричастиями 1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.
Примеры Подъезжая к лесу, я увидел волка. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.
Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий
Тест с сайта Захаренковой...
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...
Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...