Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Улитина Елена Владимировна

Урок русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов)

Город: Курск

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 7 имени А.С.Пушкина»

Учитель: Улитина Елена Владимировна

Класс: 6 В

Тема учебного занятия: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия:

Цели: формирование понятия о деепричастном обороте; совершенствование умения и навыков выделения деепричастных оборотов в предложении по заданному алгоритму; предупреждение ошибок при употреблении деепричастных оборотов; воспитание интереса к родному языку через обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, придающими точность, динамичность, выразительность речи, интереса к чтению книг; продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся; развитие навыков самоконтроля учебной деятельности; развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающая; личностно-ориентированная; информационно-коммуникативная.

Оборудование: компьютер, проектор, электронное пособие Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Кедрова Г.Е., Стрельцова Т.Е, Щеголева А.Е. 1с: Репетитор. Русский язык. Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. – М., 1999-2002 г.

Дидактические материалы к учебному занятию: раздаточные карточки, схемы, демонстрационная обобщающая таблица.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время


Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОР

Знания

Умения

I.Организационный момент

1 м

Сконцентрировать внимание обучающихся и сориентировать их, направить на работу

Устное обращение.

II. Словарно-орфографическая работа

Развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся

Знать звуковой облик слова

Уметь дифференцировать части речи

Чтение

Устный развёрнутый ответ.

Слайд 2

III. Проверка д/з

Закрепление полученных на предыдущем уроке знаний, подготовка к восприятию новой темы

Семантические и грамматические признаки деепричастия

Уметь характеризовать деепричастие как часть речи

Обобщение и анализ

Монологический ответ, синтаксический разбор

Слайд 3-4

IV. Понятие о деепричастном обороте

Отработка дефиниции (логики) «деепричастный оборот»

Знать определение деепричастного оборота

Составлять план научного текста

Метод теоретического изучения языка, лингвистический эксперимент



Работа с учебником.

Трансформация одиночного деепричастия в деепричастный оборот

Пересказ § 41 по плану

Слайд №5







V. Закрепление

Научить правильно интонировать деепричастный оборот, определять его границы, обособлять на письме

Границы деепричастного оборота, интонацию обособления, знаки препинания при деепричастном обороте

Обособлять деепричастие и деепричастный оборот в устной речи и на письме

Метод наблюдения над языком, семантико – трансформационный анализ

Осложнённое списывание, пунктуационный разбор, конструирование предложения по заданным схемам

Слайд № 6

VI. Предупреждение ошибок, связанных с употреблением деепричастных оборотов

10м

Предупредить ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Правило употребления деепричастных оборотов

Уметь правильно употреблять деепричастные обороты, исправлять допущенные ошибки

Списывание, анализ текста

Комментированное списывание, редактирование

Работа с текстом.

Слайд № 7-9

VII.Обобщение

Обобщить полученные сведения о деепричастном обороте

Знать определение деепричастного оборота, его границы, пунктуационное правило, правило употребления деепричастного оборота

Употреблять деепричастный оборот в собственной речи, обособлять его в устной речи и на письме

Беседа

Фронтальный опрос, наблюдение поэтического текста А.С.Пушкина

Слайд № 10-18

VIII.Проверочная работа

Проверка знаний и умений по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот»

Конструирование предложения


Мини-тест

Тест

Слайд № 19-21



Слайд № 22

IX.Инструктаж к д/з

Помочь обучающимся в осознанном выполнении д/з

№ 1 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Цели:

Образовательные:1) сформировать у обучающихся понятия о деепричастном обороте;

  2) совершенствовать умения и навыки находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём;

  3) продолжать работу по предупреждение ошибок при употреблении деепричастных оборотов в речи и формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Воспитательные: 1) любви к родному языку;

2) интереса к чтению.

Развивающие: 1) развитие навыков самоконтроля учебной деятельности;

2) развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения.

  1. Оргмомент.

№ 2 Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями и чувствами.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл данного высказывания?

№ 3, 4 Ребята, давайте дадим определению деепричастию как части речи и вспомним его морфологические признаки.

III. Изучение нового материала. Понятие о деепричастном обороте.

  1. Прочитав § 41, составить план, алгоритм определения деепричастного оборота.

  1. Ученик, составляет план (слайд № 5).

  1. Опираясь на материал слайда и § 41, расскажите о деепричастном обороте.
  1. Что называется деепричастным оборотом?
  2. Каким членом предложения является деепричастный оборот?
  3. Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте?
  1. Закрепление изученного материала (слайд № 6)
  1. Слово учителя: Перед вами предложение (знаки препинания не расставлены). Спишите, расставьте знаки препинания (рассуждайте, опираясь на алгоритм).

                        Х

Язык живёт, движется,/ развиваясь и совершенствуясь/.

                                Х

/Охраняя природу/, ты охраняешь свою родину.

  1. Работа с текстом (слайд № 7).

Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую туч, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

                                                                        (А.С.Пушкин)

Проверка (слайд № 8).

- Определите тему текста (Метель).

- Озаглавьте его (Метель).

- Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ (Текст художественный, так как втор воздействует на мысли и чувства читателя путём создания образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства (слайд № 9): эпитет – снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение – ветер завыл, пошёл снег).

Объясните орфограммы. Обоснуйте свой ответ. Объясните постановку знаков препинания.

Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь).

Обратите внимание на слайд № 10-11.

Эпиграф № 12

Исследование текста (слайд № 13-16). Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке.

Текст

Деепричастие
с основным глаголом

Морфологические признаки деепричастия

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

“Зимний вечер”

Кроет, крутя.
(Помогает создать динамичную картину)

Крутить, несов.в., неизм.

3има!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

“Зима!..
Крестьянин, торжествуя”

Торжествуя, обновляет;

снег почуя, плетется;

взрывая, летит.

(Помогают создать динамичную картину)

Торжествовать, несов.в, неизм.


Почувствовать, сов.в, неизм.

Взрывать, несов.в, неизм

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

“Зимнее утро”

Блестя, лежит.

(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)

Блестеть, несов.в, неиз.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

“Зимнее утро”

Скользя, предадимся.

(Помогает создать динамичную картину).

Скользить, несов.в, неизм.

«Соберите» эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня).

Физминутка:

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.        

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия считали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

 

- Садитесь, ребята. А было их  в физминутке - 4.

Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.

  1. Конструирование предложений (слайд № 19, 21).

Слово учителя: При выполнении задания будьте внимательны! Возможно, я не совсем верно все написала и допустила ошибки в орфографии. Что объединяет эти предложения?

Замените один из глаголов деепричастием.

Подчеркните деепричастный оборот. Какова их роль в нашей речи?

Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.

Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.

Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.

Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

  1. Разминка. Кто быстрее! Найди пару! (устно)

Мчаться быстро                                затаив дыхание

Слушать внимательно                        не покладая рук

Трудиться упорно                        мчаться сломя голову

  1. Подведение итогов.

Что являлось целью нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?

Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?

Над чем следует еще поработать?

- Что называется деепричастным оборотом?

  1. Когда обособляется деепричастный оборот?
  2. В чём причина ошибок в построении предложений с деепричастным оборотом?

VII.     Проверочная работа (Мини-тест слайд № 22)

Цель работы – проверка знаний грамматических признаков деепричастий, умения находить деепричастия и деепричастные

обороты.

Домашнее задание: 1) I  группа – Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима» с использованием одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.

II группа – упр. 577

III группа – проанализировать отрывок из романа «Евгений Онегин» 11 строк «Зима!...Крестьянин, торжествуя….». Какие деепричастия и деепричастные обороты используются в отрывке и для чего?

  1. Находим деепричастие.

  1. Определяем зависимые слова.

  1. Обозначаем главное слово.

  1. Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте .

Слайд 2

Хорошая книга – неиссякаемый сосуд , заполненный человеческими мыслями, знаниями и чувствами .

Слайд 3

Подготовьте рассказ о деепричастии добавочное действие глагол признаки предмета по действию вид время возвратность изменяется по родам и падежам не изменяется бывает 1-ого, 2-ого, 3-его лица обстоятельство определение сказуемое

Слайд 4

ПРИЗНАКИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ Глагольные Обозначает добавочное действие Образуется от глагола Имеет вид Наречные Не изменяется Синтаксическая роль: обстоятельство

Слайд 5

1 . Находим деепричастие 2 . Определяем зависимые слова 3 . Обозначаем главное слово 4 . Выделяем деепричастный оборот (одиночное деепричастие) запятыми Х где?что? дееприч.+сущ. Х как?каким образом? дееприч.+нареч.

Слайд 6

Язык живёт движется развиваясь и совершенствуясь . Язык живёт , движется , развиваясь и совершенствуясь .

Слайд 7

Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания . В_тер между тем стан_вился сильнее. Обл_чко обратилось в белую тучу, которая, тяжело п_днимаясь, р_сла и постепенно облегчала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась м_тель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. (А.С.Пушкин)

Слайд 8

Проверка В е тер между тем стан о вился сильнее. Обл а чко обратилось в белую тучу, которая, тяжело п о днимаясь, р о сла и постепенно облегчала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась м е тель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Слайд 9

Снежное море (эпитет). Туча росла, облегала землю (метафора). Ветер завыл, пошёл снег (олицетворение). Изобразительно-выразительные средства

Слайд 10

Прочитайте выразительно _._._._._ _._._._._._._._._._._._._._._._._._ Зима, смеясь, от счастья плачет, И. Северянин одиночное дееприч. деепричастный оборот

Слайд 11

Дополнительно И день и ночь по снеговой пустыне Спешу к вам голову сломя. А.С. Грибоедов фразеологизм

Слайд 12

До Пушкина <...> еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский

Слайд 13

Продолжите ... Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. (А.С. Пушкин)

Слайд 14

3има!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью, как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке “ Зима!.. Крестьянин, торжествуя”

Слайд 15

Продолжите ... Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. (А.С. Пушкин)

Слайд 16

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. “ Зимнее утро”

Слайд 17

Продолжите ... На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 18

Продолжите ... А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. (С. Есенин)

Слайд 19

Замените глаголы деепричастиями 1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

Слайд 20

Вспомните! Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.

Слайд 21

Примеры Подъезжая к лесу, я увидел волка. Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. Просыпаясь по утрам в своей кровати, мальчик спрыгивал босиком и бежал к окну. Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. Когда я вошел в автобус, неожиданно пошел снег.

Слайд 22

Мини тест Приехав в деревню а) весь сад был в снегу б) я застал весь сад в снегу Возвращаясь домой а) я попал под снегопад б) начался снег Выйдя на улицу а) ему стало холодно б) он почувствовал холод

Слайд 24

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...