План сочинения. Часть С. ЕГЭ русский язык
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой развёрнутый план написания части С ЕГЭ по русскому языку и соответствует требованиям 2013 года. В каждом пункте плана даётся несколько вариантов его раскрытия. Думаю, этот материал будет интересен и ученикам 10-11 классов, и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_chasti_s.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План части С
Вступление
должно быть ярким, своеобразным, говорить об индивидуальности автора сочинения, свободе его мышления:
1. Риторические вопросы (лучше, чтобы вопросы относились лично к автору сочинения: как меня касаются проблемы текста).
2. Определение темы текста.
3. Именительный темы (размышление о рассматриваемом понятии).
4. Цитата, пословица, афоризм. (либо содержит основную мысль текста, либо служит способом выхода на его проблематику; цитатой может быть предложение из данного текста, в котором заключена его главная мысль).
5. Ссылка на телепередачу, статью, факт.
6. Зарисовка (по воспоминаниям из прошлого), ассоциация.
1. Формулировка проблемы исходного текста:
1 вариант: если автором в тексте сформулированы вопросы, то представить их как проблему;
2 вариант: если возможно, сформулировать вопрос по тексту;
3 вариант: если проблема хорошо просматривается, то сформулировать её со словом «проблема»;
4 вариант: если в тексте чётко сформулирована позиция автора, а проблему трудно определить, то нужно сформулировать вопрос, ответом на который будет позиция автора – это и есть проблема
2. Комментарий к сформулированной проблеме:
а) к какой категории относится проблема;
б) актуальность проблемы, что делает её злободневной;
в) новая эта проблема или одна из «вечных»; что послужило причиной ее возникновения; привести (если знаешь) различные мнения по заявленной проблеме);
г) как раскрывается проблема в исходном тексте ( яркими образами, доступным языком, обращением к читателю, призывностью, эмоциональностью, необычным сюжетом и т.д.);
д) как характеризует автора выбор данной проблемы ( как настоящего патриота, как человека неравнодушного, как человека активной жизненной позиции, как знатока человеческой души и т.п.)
3. Позиция автора:
(чему учит автор; к чему призывает; на что обращает внимание; что предлагает сделать для решения данной проблемы).
Авторская позиция может быть выражена:
Четко, прямо, непосредст венно:
-в названии текста,
-в отдельных предложениях текста,
-через ряд аргументов.
Скрыто (через модальный план текста):
-риторические вопросы,
-риторические восклицания,
-эпиграфы,
-порядок слов,
-лексические повторы,
-оценочную лексику,
-модальные слова и частицы,
-ряд вводных слов, словосочетаний, предложений,
- с помощью аллегории (иносказания).
4. Собственное мнение и его аргументация:
а) согласие с позицией автора (почему? во-первых, … во-вторых, …);
б) предложение-связка (переход к аргументам);
в) два аргумента:
- из личного жизненного опыта или социума;
- на основе знаний (на уроках, справочная литература, телепередачи и т.п.);
- из читательского опыта (художественная литература, публицистика, мемуары, печатные СМИ).
Аргументация
Аргументация строится по плану:
-тезис: ваша позиция по сформулированной вами проблеме (согласие и эмоции по поводу авторской позиции);
-аргументация (доказательства: 2 примера);
-вывод (общий итог).
Каждый аргумент состоит из двух частей:
1. довод
(утверждение, которое доказывает справедливость тезиса)
2. иллюстрация к нему
(конкретный пример, наглядно иллюстрирующий аргумент).
Доводами могут быть:
1. факты действительности, не подлежащие сомнению;
2. законы природы;
3. данные, полученные экспериментальным путем;
4. заключения экспертов;
5. статистические данные;
6. научные аксиомы.
Можно использовать аргументы «от противного»,
т.е. противоречащие тезису. При этом, временно согласившись со справедливостью этих доводов, показать, что последствия при этом будут негативными, нелепыми или даже абсурдными и ужасающими.
В качестве аргументов могут выступать:
- реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения.);
- свои собственные наблюдения и выводы;
- предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);
- пословицы и поговорки, афоризмы, притчи (их необходимо прокомментировать, объясняя их связь с тезисом);
- примеры из художественной литературы;
примеры из исторической, научно-популярной литературы;
- примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;
- свои суждения, почерпнутые при изучении школьных
предметов;
- ссылки на «авторитет» (мнение известного уважаемого человека: ученого, специалиста по определен ному вопросу);
- имена исторических деятелей, даты, названия событий;
- свидетельства очевидцев.
Заключение
В финальной части необходимо развернуть мысль, высказанную во вступлении или логически завершить ее.
В заключительной части можно:
- подчеркнуть солидарность с автором, перечислить основные выводы рассуждения, передать общее впечатление о прочитанном и проанализированном в тексте;
-использовать кольцевую композицию и «закруглить» текст, например, дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;
- дать нравственный вывод, к которому пришел в результате осмысления темы, проблемы и позиции автора и который следует взять в жизнь;
- уместно привести цитату, афоризм, пословицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец сочинения части С по русскому языку ЕГЭ
Сочинение к варианту 10 (автор Цыбулько). Образец сочинения части С написан учителем русского языка и литературы Дроздовой Н.А....
Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...
Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...
Речевые клише сочинения -рассуждения по части с по русскому языку в 7 классе.
Речевые клише по части с в 7 классе по русскому языку....
Образцы сочинений для подготовки учащихся 9 класса к III части ОГЭ по русскому языку
Данная разработка поможет учащимся 9 класса наиболее качественно подготовиться к III части ОГЭ по русскому языку...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План написания сочинения. ЕГЭ-2022 по русскому языку.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет четкую структуру. И для получения максимального балла ее нужно соблюдать....