урок-игра "Знатоки русского языка"
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-игра
Брейн - ринг
"Знатоки русского языка."
Оформление: стены украшены плакатами с цитатами великих людей:
- «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)
- «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Белинский)
- «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн)
- «Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью…» (А.Н. Толстой)
Описание игры: нужно разделиться на две команды, первая команда будет называться «Суффиксы», а вторая «Корни». Задания будут одинаковые, а варианты заданий разные.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент
Учитель: Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Сегодняшний урок пройдёт в игровой форме. Девиз нашей игры: «Выучи русский язык!». Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Желаю всем удачи!
СУФФИКСЫ | КОРНИ |
Задание 1. О каких знаках препинания идет речь? | |
Когда слова гремели и блистали, Известно миру с давних пор, | Что о себе сказать могу? Он всем старается помочь, |
Задание 2. Найдите общее окончание для данных буквосочетаний | |
Фла | Пла |
Задание 3. Переставив по горизонтали буквы каждого ряда, составьте слова | |
ОБЛУЬГ | КОТУСОН |
Задание 4. Попробуйте придумать новые слова из слова АКТИВНОСТЬ | |
Задание 5. Вопросы: | |
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки) | Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё) |
Учитель: А вы знаете, как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку и скобку? (Восклицательный – удивительным; черточку – единительным; скобки – вместительным.) | |
Задание 6. Составьте предложение, каждого слово которого должно начинаться на букву К (или П, О, Н). (например, буква К. Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна, Прасковья Петровна пригласила Петра Петровича поужинать пирогами.) | |
Задание 7. Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) | Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (МелЬ, уголЬ, шестЬ) |
Задание 8. Укажите существительное ж.р. Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе. | Укажите существительное м.р. Радио, кофе, поле, помощь. |
Задание 9. Назовите сложное слово | |
А) Специалист по разведению садов. (Садовод) | А) Лес, поваленный бурей. (Бурелом) |
Задание 10. Что обозначают эти выражения? (Попробуйте привести свои примеры) | |
Шиворот-навыворот | При царе Горохе |
Задание 11. Для обеих команд (кто быстрее) Разгадайте шарады 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ. 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа. 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? Коснуться 1.Приставка у этого слова обозначает приближение. 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ. 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый). 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ. прикосновение |
Учитель: А теперь последнее задание. Попробуйте все дружно отгадать известное выражение
Задание 12.
у | и | ь | о | а | м | ш | е |
Ответ (купить кота в мешке)
Подведение итогов
После окончания игры учитель подводит итог. Объявляются результаты и победитель игры. В журнал проставляются оценки, которые получили ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.
Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Урока-игра по русскому языку в 7 классе по теме " Обобщение изученного о предлогах и союзах".
данный урок в форме игры "Звездный час" систематизирует ,закрепляет и проверяет знания учащихся о предлогах и союзах....

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

Урок -игра по английскому языку для 4 класса.
Урок - игра позволит вам проверить уровень знания учеников 4 класса в нетрадиционной форме. Интересные игры понравяться ученикам и поможет поддерживать их интерес к изучению английского языка....

Конспект урока-игры по английскому языку в 3 классе по теме: "Сезоны" "Seasons"
УМК Биболетова М З...

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....