Материалы для проведения экзамена по русскому языку
тест по русскому языку (11 класс) по теме
Материал создан для проведения устного экзамена по русскому языку (11кл)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9-11kl_materialy_k_analizu_teksta.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для проведения
Устного экзамена по русскому языку (11кл)
Текст №1
…Что такое язык…для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли…Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом- и ,уж конечно, тем буду умнее. …Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам , русским, потому что мы , высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка( язык- народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!) Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живому языку, то все равно, что русскому, что французскому, - но в том-то и дело , что русский язык русскому все-таки легче….Чтобы усвоить русский язык, надо…уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен- из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
(Ф.Достоевский.)
?
1.Прочитайте отрывки из «Дневника писателя».В чем видит Достоевский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык?
2.Докажите, что это текст публицистического стиля.
3.Объясните значение слова ретроградство ( в каком значении оно употреблено в тексте?)
4.Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык.
5.Докажите, что слово- многозначное слово.
6.Найдите примеры употребления сравнительной степени прилагательных и наречий, укажите среди них грамматические омонимы.
7.Какова роль в тексте вводных слов? Подберите синонимы к слову бесспорно.
8.Составьте схему последнего предложения первого абзаца.
9.Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
10.Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Текст № 2.
Это были поэмы Пушкина.Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь , попадая в невиданно красивое место-, всегда стремишься обежать его сразу .Так бывает после того , когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобою сухая поляна , вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь ее всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.
Пушкин до того удивил меня простой музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной, и читать ее было неловко…Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою легкой и приятной…Какое это счастье- быть грамотным!
Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память: лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну.
( М. Горький.)
?
1.Пдготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
2.Какие средства художественной изобразительности используются автором?
3.Найдите ключевые слова. Озаглавьте текст.
4.Объясните, почему данный отрывок можно считать связным текстом.
5.С помощью каких языковых средств ( лексических, грамматических) автор передает свое отношение к поэзии Пушкина?
6.Выпишите несколько словосочетаний с наречиями . Произведите разбор одного из словосочетаний.
7.Подберите синонимы и антонимы к наречиям сразу, долго, тихо, счастливо.
8.Найдите в тексте односоставные предложения. Какова их роль?
9.Объясните орфограммы и пунктограммы ( сгруппируйте их).
10.Составьте схему первого предложения во втором абзаце.
11.Произведите разные виды разбора.
12.Выпишите из последнего предложения несколько словосочетаний , произведите разбор одного из них.
Текст № 3.
Пушкин…Как говорить о нем ?
Говорить о нем можно по праву любви, и только любви…Любовь к Пушкину входит в нас с детства. ...Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта .Россия немыслима без Пушкина…
Тайна пушкинского гения не перестает и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира.
Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подскажет новое прочтение Пушкина, раскроет доселе неизвестные особенности его наследия. Пушкин развивается и движется вместе с жизнью. Он существует в настоящем, а принадлежит будущему.
Судьба Пушкина- и отдельная судьба , и судьба народная. Пушкин- человек в его высших духовных проявлениях…К нему не зарастет « народная тропа». Его, «как первую любовь, России сердце не забудет»…
( Л.Озеров.)
- Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
- Подберите синонимы к словам доселе , будущее. Чем различаются слова , входящие в синонимический ряд?
- Объясните значение слов иллюзия , наследие , гений.( Обратитесь к словарям.)
- Какова тема, основная мысль текста?
- Озаглавьте текст ( подберите разные варианты названия )
- Найдите в тексте односоставные предложения. Подготовьтесь рассказать о типах односоставных предложений в русском языке.
- Укажите предложения, в которых используется частичное цитирование. Какова роль цитирования в этом тексте?
- Составьте схему первого предложения третьего абзаца.
- Придумайте предложения, соответствующие этой схеме.
- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Текст № 4.
Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта , но и упорного труда. Это отметил Лев Толстой. « Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения, - заметил он однажды. - мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того , чтобы вышло так просто и гладко».Пушкин ценил и уважал « постоянный труд, без коего, - говорил он , -нет истинно великого».
По отзыву Вяземского, в Пушкине « глубоко таилась охранительная и спасительная нравственная сила…Эта сила была любовь к труду, потребность труда, неодолимая потребность творчески выразить, вытеснить из себя ощущения, образы, чувства, которые из груди его просились на свет божий и облекались в звуки, краски, в глаголы очаровательные и поучительные. Труд был для него святыня, купель , в которой исцелялись язвы, обретала бодрость и свежесть, немощь уныния, восстанавливались расслабленные силы. Когда чуял он налет вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался…»
( С.Петров.)
- Определите тему , основную мысль текста.
- Понаблюдайте за употреблением в тексте синонимов труд и работа. Выпишите словосочетания с этими словами. Какова роль синонимов в тексте?
- Выпишите из текста ключевые слова.
- Озаглавьте текст.
- Как вы понимаете значение слов вдохновение, святыня . купель? ( Обратитесь к словарям.)
- Объясните знаки препинания при цитировании. Какова роль цитирования в этом тексте?
- Составьте схемы двух-трех сложных предложений.
- Произведите разные виды разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Текст № 5.
Болдино , русское село , - это место, где написаны многие пушкинские шедевры. Это словно гениальный намек на то , что в русских селах не раз еще совершатся дела великие и необыкновенные.
Болдино – это творчество в высших его проявлениях…
У места, где жил и творил великий человек. Есть обаяние, не нуждающееся в пространных объяснениях. Здесь жил Пушкин. Этого достаточно, чтобы до входа в музей и первых слов экскурсовода снять шляпу и низко поклониться Пушкину, жившему, живущему и тому, который всегда будет жить…
Пушкин жив в чистом русском говоре болдинских старожилов, в их песне, слушать которую – удовольствие. Здесь-то и почувствуешь, что значит петь по-русски. Замечено , что там . где родниковый язык, там и родниковая песня. Одно возникает из другого. Язык и песня, а венец их – Пушкин. Он, именно он , открывает нам Россию, учит понимать и любить ее.
Успехи нашей литературы находятся в прямой зависимости от степени участия в ней пушкинского начала. Здесь . в этом болдинском парке, я думал о поэтах нашего века, хранивших пушкинский огонь и продолжавших славную родословную. …
Деревня Болдинр\о – одна из столиц русской поэтической культуры.
( Л.Озеров.)
- Докажите , что это текст публицистического стиля.
- Определите тему, основные мысли текста. Озаглавьте его.
- С помощью каких языковых средств( лексических, грамматических) предложения связаны между собой? Какова роль первого и последнего предложений?
- В каком значении употребляются в тексте слова шедевр, венец, родословная?
- Составьте схемы двух-трех сложноподчиненных предложений.
- Подберите к предложениям с причастными оборотами синтаксические синонимы. Сопоставьте синонимичные конструкции.
- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Выпишите из текста несколько словосочетаний, в которых зависимыми словами являются прилагательные, местоимения, наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Текст № 6.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда , когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее , к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой…
( И.Тургенев.)
- Озаглавьте текст. Найдите ключевые слова.
- Какой синоним к слову солнце используется в тексте?
- Докажите, что это текст художественного стиля. Какова роль в тексте такого средства выразительности, как сравнение? Приведите примеры эпитетов, метафор.
- Какие слова употребляются в переносном значении? Определите их роль в тексте.
- Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств ( лексических, грамматических, интонационных) предложения связаны между собой ?
- Составьте схему первого предложения. Произведите его синтаксический разбор.
- Определите, какими словами из текста можно проиллюстрировать правила: а) правописание приставок; б) дефисное написание прилагательных.
- Сравните: так же – также. Придумайте предложения с этими словами.
- Объясните пунктограммы. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правила расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?
- Сравните: 1.Небо ясно. 2.Он говорил убедительно, ясно, просто. 3.Мне все стало ясно. 4.Солнце светит ясно .Какими частями речи являются выделенные слова?
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Каковы особенности интонации в бессоюзных сложных предложениях?
Текст №7.
Природа и человек, человек и природа – эта вечная тема в искусстве владеет Виктором Астафъевым чуть ли не с самых первых шагов его творческой жизни ( а в человеческом, гражданском плане, очевидно, и того раньше). Самые любимые его герои, начиная с бабушки Катерины Петровны ( « Последний поклон»), несут в себе трепетное ощущение живого мира природы, и она в свою очередь как бы отражается в людях своею свежестью, чистотою, первозданностью.
Природа в произведениях Астафьева оживает как мера гармонии. Он удивительно тонко чувствует ее, видит во всех подробностях. Впрочем, зависимость тут скорее обратная: наблюдая жизнь природы в самых разнообразных проявлениях, писатель ощущает разумность ее бытия и все больше проникается этим ощущением. Вот почему однажды он убежденно и страстно воскликнет: « Зла не должно быть в таком прекрасном, в таком тихом и чистом мире!» ( Заметим попутно, что в борьбу со злом, нарушающим гармонию природы, он яростно вступит позднее, в « Царь-рыбе».)
Виктора Астафьева отличает умение щедро вволить пейзаж в повествование. Сибирская природа в описаниях Астафьева становится действующим, активным компонентом художественного целого, она на редкость многолика, многокрасочна и многозвучна, она не тормозит, а , наоборот , движет повествование, сообщает ему особую эмоциональность.
( А.Михайлов.)
- Определите тему, основные мысли отрывка из книги « Сила и тайна слова». Озаглавьте текст.
- Объясните, пользуясь словарем, значение слов гармония, эмоциональность, компонент, трепетный. Какое из этих слов является стилистически окрашенным?
- Подберите синонимы к наречиям щедро , яростно, удивительно.
- Каково значение вводных слов очевидно, наоборот? Подберите к ним синонимы. Придумайте примеры, в которых слова очевидно, наоборот являются членами предложения.
- Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью, замените прямую речь косвенной. Составьте схему предложения.
- Проанализируйте орфограммы и пунктограммы.
- Произведите разные виды разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Запишите первый абзац, подчеркните грамматические основы предложений.
Текст № 8.
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово , вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во- вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле…
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа – это и значит любовь.
( М.Пришвин.)
- Определите тему, основные мысли текста.
- Каким типом речи является отрывок?
- Докажите, что это текст.
- Объясните значение слов философ, совокупность.( Обратитесь к словарям.) Какое из слов имеет стилистическую окраску? Какое может употребляться в переносном значении?
- Докажите, что слово примитивный является многозначным.
- Какова роль в тексте вводных слов?
- Составьте схему первого предложения второго абзаца.
- Произведите разные виды разбора.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста ( его части).
Текст № 9.
Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть , отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы.
Только вчера казалось, что ничего уже не почерпнуть из глубин души и памяти, а сегодня- широкие горизонты, изобилие материала…Созревание материала – вещь во многом загадочная.
Есть ли разница между записной книжкой и просто памятью? По-моему, это одно и то же. Если писателю захотелось запомнить ( записать) мысль или случай, значит, профессиональный воспринимающий аппарат сделал свое дело…Одним словом, записная книжка должна находиться в кармане.
Профессиональная память избирательна. Нет профессиональной памяти вообще, но есть профессиональная память такого-то писателя. Я думаю, что если бы одновременно гуляли по городу, а потом по лесу, например, Пушкин и Эренбург, то каждый из них запомнил бы свое, то, что другой пропустил мимо глаз.
Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ , литератор, вынимает записную книжку и скорее записывает в не только что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести.
( В.Солоухин.)
- Определите тему, основную мысль отрывка из книги Владимира Солоухина «Волшебная палочка».
- Докажите, что это текст публицистического стиля.
- Продолжите ряд синонимов: безграничный , безбрежный,…Какова роль этих синонимов в первом предложении?
- Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?
- Найдите в тексте примеры использования такого приема выразительности, как сравнение.
- Подберите синонимы к вводному слову значит. Придумайте предложения с этими словами.
- Какова роль в тексте вопросительного предложения? Что достигается благодаря тому, что это предложение начинает абзац?
- Объясните орфограммы.
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению.
Текст № 10.
Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы…
Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь и как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю.
Вихри туч опустились к земле, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень.Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья.
После грозы я вычерпал лодку и поехал домой.Вечерело.И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несется волнами вдоль реки удивительный опьяняющий запах цветущих лип.Как будто где-то рядом зацвели на сотни километров липовые парки и леса.
В этом запахе была свежесть ночи, запах холодных девичьих рук, целомудрие и нежность.
И я понял внезапно, как мила наша земля и как мало слов , чтобы выразить ее прелесть.
( К.Паустовский.)
- Докажите, что это текст художественного стиля. Какие средства художественнной изобразительности используются автором?
- С помощью каких языковых средств ( лексических, грамматических) обеспечивается связь между предложениями, между абзацами?
- Определите тему, основную мысль текста.
- В каких значениях употребляется в тексте многозначное слово земля?
- Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?
- Составьте схему последнего предложения. Придумайте свое предложение, соответствующее этой схеме.
- Определите, чем является слово что в третьем предложении: союзом или союзным словом ( относительным местоимением).
- Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
- Произведите разные виды разбора.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МОУ зам.директора на заседании МО
«СОШ № 14» по УВР по русскому языку и
………..Выборова Л.К. …………..Пашкова С.И. литературе
«….»……..2007г. «…..»…….2007г. Председатель МО
………..Тамахина О.М.
«…..»………..2007г.
Экзаменационные билеты
для проведения устного экзамена по русскому языку
в 9-х классах общеобразовательной школы
в 2006-2007 уч. году
Билет №1
- 1.Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
- 2.Анализ текста.
Билет № 2
- Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
- Анализ текста.
Билет № 3
- Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.
- Анализ звуков.
Билет № 4
- Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
- Анализ текста.
Билет №5
- Группы слов по употреблению и происхождению.
2. Анализ текста.
Билет № 6
- Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
- Анализ текста.
Билет №7
- Группы морфем( значимых частей слова) : корневые и служебные ( суффикс, приставка, окончание).Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
- Анализ текста.
Билет № 8
- Основные способы образования слов в русском языке.
- Анализ текста.
Билет №9
- Части речи в русском языке, критерии их выделения.
- Анализ текста.
Билет № 10.
- Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
- Анализ текста.
Билет №11
- Глагол как часть речи.
- Анализ текста.
Билет №12
- Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
- Анализ текста.
Билет №13
- Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
- Анализ текста.
Билет № 14
- Служебные части речи: предлоги, союзы , частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
- Анализ текста.
Билет №15
- Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
- Анализ текста.
Билет №16
- Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая ( предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
- Анализ текста.
Билет №17
- Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
- Анализ текста.
Билет №18
- Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
- Анализ текста.
Билет №19
- Второстепенные члены предложения. Основные морфологические способы выражения второстепенных членов предложения.
- Анализ текста.
Билет № 20
- Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Анализ текста.
Билет №21
- Обособленные члены предложения. Уточнение как обособленный член предложения.
- Анализ текста.
Билет №22
- Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
- Анализ текста.
Билет №23
- Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Анализ текста.
Билет № 24
- Чужая речь и основные способы ее передачи.
- Анализ текста.
Билет №25
- Текст как речевое произведение, основные признаки текста.
- Анализ текста.
Билет №26
- Особенности текстов разных типов: повествование, описание , рассуждение.
- Анализ текста.
Билет №27
- Стили речи, их функции и сфера употребления.
- Анализ текста.
Билет №28
- Написание гласных и согласных в начале морфем.( Орфографические правила указывает учитель.)
- Анализ текста.
Билет №29
- Слитные, дефисные и раздельные написания. ( Орфографические правила указывает учитель.)
- Анализ текста.
Билет №30
- Постановка знаков препинания внутри простого предложения. ( Пунктуационные правила указывает учитель.)
- Анализ текста.
Билет №31
- Постановка знаков препинания внутри сложного предложения. (Пунктуационные правила указывает учитель.)
- Анализ текста.
Практическая часть
к экзаменационным билетам
для проведения
государственной ( итоговой) аттестации
выпускников по русскому языку
9 класс
Текст № 1.
Свадебный обряд в деревне обычно начинался с девичника. Девушки подруги невесты и ее ровесницы наряжали елку увешивая ее разноцветными лентами и бумажными цветами каждая из девушек приносила для елки свою ленту ту самую которую носила сама.
Вечером, накануне венчания, елку водружали на столе в невестиной хате. Девушки усаживались вокруг стола, причем на самом почетном месте была невеста. Начинались свадебные песни. Вернее, это были песни прощания: девушки прощались со своей подружкой которая выходя замуж навсегда отрезает себе путь к их девическому кругу.
Песни – с небольшими переменами – продолжались всю ночь. А рано утром, по заведенному порядку, в дом невесты приезжает жених вместе со своими дружками. Девичник кончается. Но прежде чем девушки встанут из-за стола, жених должен «откупить» у них стол. Для этого он выкладывает на стол определенную сумму денег. Если денег мало, девушки не уступают и начинают торговаться с женихом…
Ни девичника, ни того момента, когда мою сестру усаживали в телегу, чтобы везти в церковь к венцу , я не видел – проспал: в ту пору мне было не более девяти-десяти лет.
Но я хорошо помню, когда свадебный поезд после венчания возвращался обратно и, уже не заворачивая к нам, направился прямо в деревню, где жил – теперь уже моей сестры и мой зять…
( М.В.Исаковский. «На Ельнинской земле».)
?
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите основной тип речи.
- Озаглавьте текст.
- Установите способы связи частей текста.
- Расставьте и объясните знаки препинания в 1-м предложении.
- Слова с выделенными буквами сгруппируйте по видам орфограмм. Объясните их правописание.
- Укажите слово, соответствующее схеме_______________.Объясните его правописание.
- Объясните правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
Текст № 2.
Смоленская крепостная стена—выдающееся военно- инженерное и архитектурное сооружение воздвигнутое вокруг Смоленска в 1596-1602 годах по проекту и под руководством « каменных дел мастера» Ф.С.Коня с целью укрепить западные границы Московского государства. Борис Годунов, посетив Смоленск в начале строительства крепостной стены, писал: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобного ей не будет во всей поднебесной…Как на важной боярыне лежит многоцветное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси…на зависть врагам и на гордость Московского государства.»
В строительстве стены участвовала вся страна. В Смоленск срочно были стянуты по указу царя лучшие мастера «каменного и кирпичного дела».
По подсчетам историков, стену строили до 300 тысяч человек, на нее израсходовано более 100миллионов штук кирпича, до 620 тысяч больших облицовочных камней и много других строительных материалов.
( из краеведческого словаря « Смоленская область».)
?
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. ( Обратите особое внимание на правильное употребление числительных.)
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль. Обоснуйте своей ответ.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Озаглавьте текст.
- Установите связь частей текста.
- Объясните правописание выделенных слов. Какие виды грамматического разбора помогут это сделать?
- Расставьте и объясните знаки препинания в 1-м предложении.
- Назовите словосочетание « сущ+сущ», охарактеризуйте его.
Текст № 3.
И вот я под?езжаю к Смоленску с запада, с фронта, чьи войска в это лето ушли от зимней линии за добрых сем?сот километров. И то(же) волнение охватывает меня. «Виллис» подпрыгивает на булыжниках мостовой знакомой мне с детства утре( н, нн) ий дым в.зрожденного к жизни города поднимается над новыми и старыми (полу)разруше(н ,нн)ыми и полностью или частично во(с,сс)ановле(н,нн)ыми стенами зданий. И такое чувство, как будто боиш?ся узнать о чем(либо) очень печальном или ждешь большой радости, которая вот-вот должна наступить. Скорее, скорее доехать до Никольских ворот, свернуть в переулок, от которого осталось одно название « Никольский» , под?ехать к дому, одному из немногих уцелевших при немцах, еще издали увидеть за стеклами окна лицо, внезапно обеспокое(н, нн)ое радостной и тревожной догадкой…
В?езжая в Смоленск, я ощутил себя и тем, кто родился в Смоленске, из Смоленска ушел на войну и кому еще предстоит вернуться туда. Но нельзя забыть и тех друзей моего любимого города, которые по месторождению так далеки от него и так много сделали для его освобождения и восстановления…
Родина-мать! Чувство гордости и радости охватывает душу при мысли о твоем величи.. и силе.
( А.Твардовский.)
?
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему и основную мысль.
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи.
- Назовите виды связи предложений 1-го абзаца.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из последнего предложения выпишите словосочетания: «сущ+сущ», «гл.+сущ». Разберите их.
- Расставьте и объясните знаки препинания в 3-м предложении текста.
Текст № 4.
В те майские дни в Смоленск со всех концов необ?ятнойРосси.. прибыло много видных обществе(н,нн)ых деятелей, представителей мира науки, литературы и иску.тва…
Открытие памятника состоялось 20 мая 1885года…Собравшимся предстала бронзовая фигура композитора на высоком постаменте. Скульптор А.Р.Бок изобразил М.И.Глинку с дирижерской палочкой в руке, сосредоточе(н,нн)о внимающего каким-то внутре(н,нн)им голосом и готового пове.ти за собой незримый хор и оркестр – всю поющую и играющую музыкальную Россию.
На постаменте присутствующие прочитали: «Глинке – Россия». Да, памятник великому русскому композитору во.двигла Россия- русский народ, собравший путем доброхотных пр.ношений необходимые для сооружения памятника средства.
Впоследстви. гармоничным дополнением замысла скульптора Р.Бока стала реш.тка вокруг памятника отлитая по проекту академика И.С.Богомолова и представляющая собой ряды чугу(н,нн)ых строчек нотного стана на которых позолоче(н,нн)ыми нотными знаками запечатлены 24 отрывка из произведений Глинки. …Подобной реш.тк. (ни)где до сх пор не бывало в Европе. Она вся из нот точно из золотого музыкального кружева писал В.В.Стасов.
( С.Яковлев. «Смоляне в искусстве».)
?
- Приготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль и основной тип речи. Обоснуйте свой ответ.
- Какова тема текста?
- Объясните лексическое значение выделенного слова.
- Укажите в 3-м абзаце устаревшее слово. Какой вид грамматического разбора поможет определить его лексическое значение?
- Сгруппируйте слова с пропущенными орфограммами, объясните правописание.
- Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях последнего абзаца. В предложении с прямой речью поменяйте местами прямую речь и слова автора. Составьте схему получившегося предложения.
Текст № 5.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
П.А.Чайковский
Есть недалеко от м.гучей полн.водной Камы старый з.водской город – Воткинск. За двест. лет он разросся очень изменился но и с.йчас там ст.ит огромный пр.славленный машин.строительный заво(д\т). Город Воткинск знаменит не только заводом. В 1840 году (з\с)десь в (не)большом (двух)этажном доме в с.мье горного начальника р.дился Петя Чайковский будущий композитор.
Мы сказали « Чайковский»- и сколько мыслей обр.зов мелодий ож.ло в памят. ! Татьна Ларина пиш.т письмо Онегину ра(з\с)дается утре(н,нн)ий рож.к пастушка няня рассказывает о днях св.ей молодости кр.стьянские девушки переб.рая яг.ды п.ют песню которую услышав однажды нельзя забыть.
Маленькие лебеди танцуют ноч.ной порой на берегу в.лшебного Лебеди(н,нн)ого озера. Широко льется песня лодочников-баркарола и звенят задорные бубенцы тройки во «Временах года». А св.ркающая гр.мада музыки в первом фортепиа(н,нн)ом к.нцерте!
Где зар.дилось это б.гатство? В детстве самом раннем он пр.никся кр.сотой рус.кой н.родной музыки с детства страс?но полюбил задушевные народные песни и уд.лую рус.кую пляску.
(И.Кунин.)
Задание к тексту:
- Выразительно прочитайте текст.
- Определите стиль речи.
- Определите тип речи.
- Докажите, что это текст.
- Как связаны 2-й абзац с 1-м?
- Найдите имена прилагательные, в которых пишется Н или НН в суффиксах. Обозначьте суффиксы.
Текст № 6.
В ту весну в Смоленске необычайно буйно цвели сады, и весь город утопал в бело-розовой кипени.В густом горьковато-сладком от цветочной пыльцы воздухе кружились шелковистые лепестки яблонь, вишен и груш. Ими были усыпаны на тихих улочках все кровли домов.
Старики говорили. Что они не помнят на своем веку такого щедрого цветения, и находили в нем какие-то таинственные предзнаменования…В то тревожное время почти не прекращающихся войн…даже в самой глухой деревушке за полсотни верст от уездного города…можно было услышать горячие толки о Наполеоне Бонапарте, задумавшем покорить весь мир и уже завоевавшем почти всю Европу, кроме одной России, которая теперь и стоит ему поперек дороги.
Вот почему людей не радовали ни дружное половодье, сулившее богатый урожай, ни ранние весенние грозы, предвещавшие погожее лето, ни буйное цветение садов…
Все со дня на день жили в тревожном ожидании грозных событий. О которых было так много разговоров. Правда знающие люди утверждали что до конца половодья пока не войдут в берега реки и не просохнут дороги война начаться не может…
Но надолго успокоить себя такими рассуждениями никто не мог.
( Н.И.Рыленков.)
Задания к тексту:
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите его стиль.
- Назовите языковые средства этого текста.
- Определите тему и основную мысль.
- Озаглавьте текст.
- В 1-м абзаце укажите краткое причастие, определите его синтаксическубю роль и объясните правописание суффикса. Какой вид грамматического разбора необходимо для этого сделать?
- Укажите слова со следующими орфограммами: дефис в сложных прилагательных, правописание НЕ и НИ с различными частями речи, правописание безударных окончаний в причастиях.
- Расставьте знаки препинания и объясните их в предпоследнем предложении текста.
Текст № 7.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Как в старину жили рус.кие цари .
В старину рус.кие цари жили в Кремле . Сначал. в деревя(н,нн)ых теремах а позже- в каме(н,нн)ых дв.рцах с парадными царскими покоями. Давайте заглян.м в царский дв.рец и познакомимся с жизнью царя и царской семьи.
Жизнь во дворце начиналась рано часа в четыре утра. Пробудившись царь отправлялся в Крестовую палату помолит.ся перед св.тыми иконами.
А в это время на поклон царю съезжались бояре. Соб.рались они в Передней палат.. .
Во всех царских палатах стены и сводчатые потолки украшали затейливым р.стительным орнаментом позолоче(н,нн)ой ре(з\с)ьбой.Нарядные печи облицованы мног.цветными изразцами вдоль стен ст.ят ш.рокие ла(в\ф)ки покрытые красным сукном. В Приемной палат. царь обсуждал с боярами важные государстве(н,нн)ые дела.
Иногда государь зан.мался один в своем к.бинете.
Из центрального окошка царского к.бинета на дли(н,нн)ой веревк… на площадь вывешивали ящик для прошений и жало(б\п).В народе этот ящик прозвали «долгим».
Каждый член царской семьи имел св.и собственные покои. П.радным залом царицы была Золотая цариц.на палата.Здесь по большим праздникам царица устраивала пиры, но только для знатных боярынь.
(Н.Горелова.)
Задание к тексту:
- Выразительно прочитайте текст.
- Коротко расскажите, как в старину жили русские цари?
- Определите тип речи.
- Укажите род, падеж, число имен прилагательных в 1-м абзаце.
- Найдите прилагательные с суффиксами –енн, -янн, -н
- Проведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Текст № 8.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Утро жизни
В последний веч.р восемнадцатого столетия 31 декабря 1800 года у Пушкиных с.брались гости. Стол был накрыт. Ждали наступления Нового года нового девятнадцатого ( сто)летия.
Ровно в (пол)ноч… ра(з\с)дался бой ч.сов. Гости подняли б.калы поздравили друг друга.
Звон б.калов и громкие г.л.са ра(з\с)будили спавш.го в с.седней комнат… маленького Александра. Ему было всего полтора года – он р.дился летом 1799 года.
Как гл.сит легенда он соск.чил с кр.ватки тихонько пр.открыл дверь в комн.ту где собрались гости и в одной рубаш.нке ослепленный множеством свечей ост.новился у порога.
Испуганная за ребенком бросилась няня – крепос?ная Пушкиных Ульяна Яковлева. Но мать ост.новила ее.
Тронутая неожиданным по.влением сына на порог… нового века она вз.ла его на руки высоко подн.ла над г.л.вой и ск.зала восторженно обр.щ.ясь к г.стям Вот кто переступил порог нового (сто)летия…Вот кто в нем будет жить!…
То были вещие слова, пророчество матери своему ребенку.
Задание к тексту:
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите основной тип речи.
- Определите стиль речи.
- Какой эпизод в тексте главный?
- Что предшествовало центральному эпизоду? Как заканчивается текст?
- Почему слова матери Пушкина названы вещими?
- Составьте простой план.
Текст № 9
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
…8 мая был подписан акт о полной безоговорочной к.питуляции (немецко)фашистских вооруженных сил.
(Не)описать энтузиазма с.лдат. (Не)смолкает стр.льба. Стреляют из всех видов оружия и наши и с.юзники. П.лят в воздух изл.вая свою радость. Ночью въезжаем в г.р.д где разместился наш шта(б\п).И вдруг улиц… оз.рились ярким светом. Вспыхнули ф.нари и окна д.мов. Это было так неожиданно что я ра(с\з)терялся. Не сразу пр.шло в сознание что это к.нец зат.мнению. Кончена в.йна…
Победа! Это в.личайшее сч.стье для с.лдата – сознание того что ты помог св.ему н.роду победить врага отстоять свободу Родины вернуть ей мир. С.знание того что ты выполнил свой с.лдатский долг долг тя(ш\ж)кий и пр.красный выше которого нет н.чего на з.мле!..
Великая Отечественная в.йна была (все)народной.Армия и народ праз.новали ее одной дружной с.мьей. И (от)этого еще полнее еще больше было наше солдатское счастье.
( Из воспоминаний К.Рокоссовского)
Задание к тексту:
- Определите тип речи.
- Определите тему, идею текста.
- Найдите имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени, подчеркните их как члены предложения.
- Найдите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного.
- Расскажите о написании Ь,Ъ энаков, в тексте укажите слова.
Текст № 10
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Я вынул из ящика ст.ла т.желые списки романа и ч.рновые тетра(д\т)ки и начал их жеч?. Это страшно трудно делать потому что и(з\с)писа(н,нн)ая бумага г.рит неохотно. Л.мая но(л\г)ти я разд.рал тетра(т\д)ки стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой тр.пал листы. Пепел (по)временам одол.вал меня тушил пламя но я б.ролся (с)ним и роман упорно с.пр.тивляясь все(же) пог.бал. Знакомые слова мелькали (предо)мной они пр.падали лиш(?) тогда когда бумага ч.рнела и я кочергой ярос.но доб.вал их.
( По М.Булгакову.)
Задание к тексту:
- Определите стиль речи.
- Укажите тип речи.
- Озаглавьте текст.
- Покажите хронологическую последовательность событий.
- Какая часть речи вам в этом помогает?
- Глаголы в каком времени помогают развертыванию повествования.
- Сделайте словообразовательный разбор слова исписанная.
- Назвать способ образования слова.
Текст № 11
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Иванова Ивана Ивановича
ученика 9 класса «Б»
средней общеобразовательной
школы № 14
Иванов Иван Иванович, 1991 года рождения , обучается в 9 классе «Б». Имеет прочные знания по всем предметам учится на «хорошо» и «отлично».
Особый инт.рес про.вля.т к точ(?)ным наукам. Трижды уча(?)ствовал в г.р.дских олимп.адах по физик…в кла(с,сс)е явля.тся к.нсультантом по математик… .
Иван член (ред)кол(л)егии школьной математической (стен)газеты. С поручением справля.тся успешно.
Иванов Иван много чита.т (не) плохо рисует.
Иван пользу.тся уважением учителей и (одно)классников.
Характеристика дана для представления в заоч(?)ную математическую школу.
15 мая 2006 года
Классный рук-ль Серова И.И.
Задания к тексту:
- Образцом какого описания является данная характеристика.
- Каково построение характеристики.Тип речи? Стиль?
- Сделайте синтаксический разбор словосочетания неплохо рисует.
- Разберите предложение.
Практическая часть
к экзаменационным билетам
по русскому языку
для проведения
Государственной ( итоговой) аттестации
выпускников по русскому языку
11класс
Текст №11.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Пишите просто! Стоит пр.слушаться к этому голосу, с некоторых пор все чаще раздающемуся в наших литературных пустынях. Пишите, как Пушкин,- таков вариант. Ведь Пушкин как известно писал « совсем просто»…
Пушкин конечно знал что писать «просто» - далеко (не)просто. Если в стихах он завершитель богатых традиций прошлого века канонизатор давший устойчивую классическую форму то к прозе Пушкин пришел путями безвестными дорогами окольными: учителей, наличных традиций на них он не повстречал. В прозе он все создавал заново и подходил он к этому делу с опаской с мучительными сомнениями… Так возникла тяга к простонародному наречию. Но что такое само это простонародное наречие?… Прежде всего так называемое простонародное наречие хотя и мыслилось как некий речевой уклад близкий к языку деревни и с ним связа(н,нн)ый генетически, на деле было языком вовсе не только деревни а на нем говорили и образованные классы поскольку вообще говорили (по)русски. Существенно же здесь по.черкнуть что это был язык во-первых исключительно разговорный а во-вторых предназначенный для низших культурных функций. Именно в этой плоскости лежала проблема которую хотел разрешить Пушкин.
( Г.О.Винокур).
Задания к тексту:
- Укажите языковые приметы научного стиля, присутствующие в тексте.
- Определите способ связи предложений в тексте. Как он связан со стилем речи?
- В чем проявляется индивидуальность авторского стиля?
- Какие контекстные синонимы использует автор? Какова их роль в текст?
- Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Подумайте, какова их роль в тексте?
- Каким способом образованы наречия просто, заново, во-первых, во-вторых?
- Выполните различные виды разборов.
Текст № 12.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Ранней весною когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь жадно пожира.т он сухой аржанец взлетает по высоким будыльям татарника скользит по бурым верхушкам чернобыла стел.тся по низинам и после долго пахнет в степи горькой гарью от выжже(н,нн)ой и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая травка тр.пещут над нею в голубом небе бе.числе(н,нн)ые жаворонки пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета. А там где прошлись палы зловеще чернеет мертвая обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица стороной обходит ее зверь только ветер крылатый и быстрый пролетает над нею и далеко разнос.т сизую золу и едкую темную пыль.
Задания к тексту:
- Определите тип речи, докажите свою точку зрения.
- Дайте толкование слова «палы». В какую тематическую группу входит это слово?
- Почему глаголы в тексте употреблены в форме настоящего времени?
- Определите способ и средства связи предложений в тексте.
- Прочитайте продолжение текста: как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него , все порушила безжалостная смерть. Остались только дети .Какие тематические группы поддерживают это сравнение в первой части текста?
- Объясните знаки препинания в первом предложении.
- Как образовано слово кормовитый? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом.
- Выполните различные виды разборов.
Текст №13.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
…Лето обещало прогулки в Марьиной роще, окута(н,нн)ой для детей дымкой стари(н,нн)ого предания, которое вдохновило Жуковского на романтическую легенду о русской девушке Марье, погибшей на высоком берегу Яузы, где прозрачная река одним изгибом своим пр.к.сается к роще.
В семье вообще почитались пр.дания, стари(н,нн)ые обычаи; часто пом.налось об Отечественной войне, Бородине. Дети рано учились ценить красоту и величие живой старины. «Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжестве(н,нн)ым»,- вспоминал Достоевский.
Летом же всей семьей выезжали и в Сергиев Посад, в знаменитую Лавру. Здесь впервые пор.зит Достоевского «Троица» Рублева и вспомнятся неясные слова учителя, вычита(н,нн)ые из «Начатков» митрополита Филарета: «Един Бог, во святой Троице поклоняемый, есть вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего бытия, но всегда был, есть и будет…»
Отвлече(н,нн)ые философствования не давали еще пищи воображению десятилетнего мальчика, но рассказы о Страдальце, пошедшем на на крест во имя искупления зла, потрясали детское сердце, уже успевшее познать и цену страдания, и муки неискупле(н,нн)ого зла.
Задания к тексту:
- Выразительно прочитайте текст. Объясните членение текста на абзацы.
- Озаглавьте текст.
- Объясните знаки препинания.
- Каково значение слов легенда, предание, романтический? ( Обратитесь к словарям).
- Подберите синонимы к словам поражать, почитать, старинный.
- Выпишите из текста причастия.
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Образуйте все возможные формы причастий от глаголов обещать, прикасаться, вспомниться.
- Составьте схемы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
- Произведите на материале текста разные виды разбора.
Текст № 14
Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отр.жался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев.Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударил в ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные бл.стящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные шапки мухоморов как(будто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.
( К.Паустовский).
Задания к тексту:
- Определите тип речи. Докажите свое мнение.
- С помощью каких грамматических средств осуществляется связь между предложениями?
- Выпишите слова тематической группы свет. Какова ее роль в тексте?
- Какие признаки художественного стиля присутствуют в тексте?
- Объясните знаки препинания в последнем предложении.
- Выпишите причастия, объясните, как они образованы.
- Выполните различные виды разборов.
Текст №15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения экзамена по чувашсому языку.
Материалы для проведения экзамена по чувашсому языку....
Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....
Комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку
Экзаменационные материалы в виде набора контрольных заданий для проведения письменного экзамена по русскому языку по результатам освоения образовательной программы среднего (полного)...
Материалы досрочного экзамена по русскому языку -2014
Материал поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ...
Контрольно-измерительные материалы для репетиционного экзамена по русскому языку в декабре 2016года
Данные варианты КИМов составлены на основе имеющихся в Интернете вариантов, но задания перемещены из одного варианта в другой. По такой технологии я из четырёх вариантов создаю 10-15 вариантов. Очень ...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...
№ 123-О от 15.02.2022 Об организации и проведении репетиционного экзамена по русскому языку (ОГЭ+ГВЭ)
№ 123-О от 15.02.2022 Об организации и проведении репетиционного экзамена по русскому языку (ОГЭ+ГВЭ)...