Контрольно-измерительные материалы для репетиционного экзамена по русскому языку в декабре 2016года
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Данные варианты КИМов составлены на основе имеющихся в Интернете вариантов, но задания перемещены из одного варианта в другой. По такой технологии я из четырёх вариантов создаю 10-15 вариантов. Очень удобно: нечестные ученики потратят много времени на поиски "готовых" ответов, а учителю удобно проверять тестовые задания и сочинения только по четырём текстам. А ещё хорошо проводить анализ таких работ: не нужно проводить отдельные консультации для выполнявших первый вариант, второй и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КИМы для репетиционного экзамена по русскому языку, декабрь 2016г. | 136.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Репетиционный экзамен
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В большинстве музеев изобразительных искусств и галерей картины развешаны на стенах отнюдь не в случайном порядке. (2) <…>, порядок этот не везде одинаков: различные музеи придерживаются различной политики, стоят на различных эстетических позициях, преследуют различные приоритеты. (3) Но в большинстве случаев картины, написанные в один и тот же период и в одном и том же месте, окажутся собранными в одном зале.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Порядок, в котором развешаны картины в музейных залах, не всегда одинаков: всё зависит от политики и эстетических представлений конкретного музея.
2) В расположении картин в музеях изобразительных искусств всегда просматривается определенный порядок.
3) Картины, относящиеся к одному месту и эпохе, чаще всего размещаются рядом.
4) Музеи изобразительных искусств очень отличаются друг от друга: в разных музеях придерживаются различных эстетических взглядов и преследуют разные приоритеты.
5) Картины в музеях и галереях размещаются не случайным образом, а в строгом порядке, который зависит от индивидуальных особенностей каждого музея.
Ответ: __________________________________.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
К сожалению
Обычно
Правда
Хотя
Возможно
Ответ: _______________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕСЛЕДОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕСЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; несов.
1) кого-что. Следовать, гнаться за кем-н. с целью поимки, уничтожения. П. врага. П. зверя.
2) перен., кого (что). Неотступно следовать за кем-н. П. незнакомку.
3) перен., кого (что). Не оставлять в покое, мучить (о мысли, чувстве, воспоминании). Его преследуют воспоминания.
4) перен., кого (что) чем. Подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. П. кого-н. насмешками.
5) кого-что. Угнетать, притеснять, подвергать гонениям. П. своих политических противников.
6) что. Стремиться к чему-н. (к тому, что названо существительным) (книжн.). П. свои цели. П. благородные задачи.
Ответ: _________________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
из аэропОрта
жалюзИ
сОгнутый
освЕдомиться
укрАинский
Ответ: __________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Этот, с позволения сказать, доцент был печально известен среди коллег своим ШКОЛЯРСКИМ отношением к науке.
Траншеи копали даже ночью, не разгибая спины и не ОТИРАЯ пот со лба.
Не секрет, что люди, вынужденные подолгу заниматься неинтересным делом, со временем становятся капризными и РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМИ.
На конференции политик предупредил представителей прессы, что не станет отвечать на ПРОВОКАТОРСКИЕ вопросы.
Давно замечено, что только МЕЛОЧНЫМ натурам свойственно равнять опечатки с ошибками, недочеты с недостатками, нелепую случайность с умыслом.
Ответ: __________________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИ на место
опытные ШОФЕРА
без МАНЖЕТ
ПОЛУТОРАСТА метрами дальше
самое ТЯГЧАЙШЕЕ преступление
Ответ: ___________________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Непрекращающийся кислотный дождь, идущей на Венере, никогда не достигает ее поверхности: он успевает испариться до этого. |
Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 2) Астрономы нашли не только расстояние до других галактик, но и определили скорости их движения относительно нашей Галактики. |
В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 3) Объект изучения геологии – Земля – относится к классу небесных тел, называемому у астрономов планетами. |
Г. ошибка в построении предложения с однородными членами | 4) Зная скорости разлёта галактик, учёными вычислен момент начала Большого взрыва. |
Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 5) Согласно представлений александрийского астронома Птолемея, в центре мировой системы находилась Земля, окружённая сферой неподвижных звёзд. |
6) В прошлом году МГУ уже в начале июня стало принимать документы абитуриентов на астрономический факультет. | |
7) Убеждение в том, что лето наступает, когда Земля находится ближе всего к Солнцу, — самая распространенная из астрономических ошибок. | |
8) Полярную звезду легко найти с помощью "ковша" из созвездия Большой Медведицы. | |
9) Если ясной темной ночью вы выйдете из дома и увидите "падающую звезду", то это спорадический метеор. |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
аб…риген
бл…ндаж
разд…рает
нак…пительный
предл…гать
Ответ: __________________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по…жечь, о…давить
р…змыть, пр…родина
и…стари, в…бить
пр…успеть, пр…чуда
...бой, и…дать
Ответ: __________________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
совестл…вый
гуттаперч…вый
монаш…нка
пальт..цо
затм..вать
Ответ: ________________________________.
11.. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
прикле…шь
завис…мый
обтека…мый
подвес…шь
засе…нный
Ответ: _________________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
По мере освоения почти (НЕ)ЗАСЕЛЁННЫХ пространств в верховьях Колымы первопроходцы встречали на своём пути тысячи речек и озёр.
Средние века проходили под знаком (НЕ)УТОМИМЫХ поисков и разработки новых месторождений серебра.
К началу Первой мировой войны стала совершенно очевидна стратегическая роль нефти – уникального, по сей день ничем (НЕ)ЗАМЕНИМОГО источника энергии.
Путь Ивана Михайловича Губкина, сына неграмотных крестьян, в науку был далеко (НЕ)ПРОСТ.
Залежи селитры (НЕ)СПОСОБНЫ длительное время сохраняться в земных недрах.
Ответ: __________________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(С)НАЧАЛА изменения в экономической жизни страны были (НА)СТОЛЬКО малы, что население их как будто не заметило.
(ПО)ЧЕМУ нам так важно найти кого-то близкого себе именно (ПО)ЭТОМУ – духовному – признаку?
(ЧТО)БЫ успешно выполнить задание, обратите внимание (НА)ПРИМЕР в конце параграфа.
С)НАЧАЛА человек добывал уголь киркой и лопатой – единственно возможным способом (ПРИ)ТОМ уровне развития технологий.
Стоит ли приходить в музей, (ЧТО)БЫ потом праздно гулять по залам, (НЕ)СМОТРЯ на экспонаты?
Ответ: __________________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Магматические породы особе(1)о широко используются в архитектуре: полирова(2)ыми плитами украше(3)ы фасады многих зданий и станции метро, выложе(4)ы тротуары в крупных городах.
Ответ: __________________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Учёные обнаружили здесь и сапфиры и огромное количество неизвестных науке минералов.
2)В районе Миасса добывают яшмы как кирпичного так и красного чёрного и серо-зеленого оттенков.
3)Количество новых самоцветов и минералов всё увеличивается и дна волшебной «шкатулки» планеты пока не видно.
4)В 18 веке на Урале появились первые горные училища и выросли первые поколения инженеров-горняков.
5)На демидовских заводах использовались самые передовые по тем временам и технологии и способы организации производства и методы обучения рабочих.
Ответ: __________________________________.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Распознав секрет структуры гранатов (1) люди научились создавать новые (2) не существующие в природе кристаллы (3) построенные по гранатовому «образцу» и (4) очень востребованные в промышленности.
Ответ: __________________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По данным вулканологов (1) температура в момент выброса газов из жерла вулкана была выше 10000С. По существу (2) город накрыла лавина мелко раздробленного (3) нагретого до высокой температуры (4) вулканического пепла.
Ответ: __________________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
Ответ: __________________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На самом деле кит не рыба (1) а млекопитающее (2) и (3) чтобы убедиться в этом (4) достаточно понаблюдать за его дыханием.
Ответ: __________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»
(3)Я побежал за водой.
(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»
(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.
(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.
(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.
(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?
(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?
– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.
(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.
(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я ему попросту солгал, и глаза его опять закрылись.
(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.
(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. (По М.М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
20. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.
2) Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.
3) Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.
4) По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.
5) Рассказчик, помогавший раненому солдату, был санитаром в первую мировую войну.
Ответ: __________________________________.
21 Какие утверждения являются верными?
1) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.
2) В предложениях 8–10 представлено повествование.
3) Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.
4) В предложениях 33–35 представлено рассуждение.
5) В предложениях 1-4 представлено описание
Ответ: __________________________________.
22. Из предложений 11-12 выпишите прилагательное, употреблённое в переносном значении.
Ответ: __________________________________.
23. Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________.
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с удивительным умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как __________ (А)(см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование __________ (Б) (предложения 21, 25, 26). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении __________ (В) («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых __________ (Г) (предложения 2,3,4).
Список терминов:
1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)
2) эпитет(-ы)
3) анафора
4) лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов
5) неполное(-ые) предложение(-я)
6) восклицательное(-ые) предложение(-я)
7) гипербола(-ы)
8) антитеза(-ы)
9) парцелляция
Ответ:
А | Б | В | Г |
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.
Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы к ВАРИАНТУ 1
1 | 15 | 13 | сначала настолько |
2 | правда | 14 | 12 |
3 | 6 | 15 | 13 |
4 | украинский | 16 | 123 |
5 | провокационные | 17 | 123 |
6 | шофёры | 18 | 14 |
7 | 65421 | 19 | 1234 |
8 | накопительный | 20 | 4 |
9 | размыть прародина | 21 | 123 |
10 | совестливый | 22 | чистого |
11 | обтекаемый | 23 | 36 |
12 | неутомимых | 24 | 8524 |
Информация к отрывку из рассказа Пришвина «Голубая стрекоза»
Основные проблемы
1. Проблема влияния красоты на человека. (Как способна повлиять на человека красота в самые тяжелые минуты его жизни?)
2. Проблема сопереживания, милосердия. (Следует ли проявлять чуткость и милосердие к ближнему даже тогда, когда помощь кажется невозможной?)
Позиция автора
1. В самые трудные минуты жизни красота способна спасти человека.
2. Милосердие и чуткость, проявленные к человеку, находящемуся в отчаянном положении, могут благотворно повлиять на ситуацию, даже если она кажется безнадежной.