Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме

Филиппова Елена Геннадьевна

Уроки русского языка по УМК М.М.Разумовской

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Цель:

  1. закрепление умения видеть личные местоимения;
  2. формирование умения составлять лингвистический рассказ по таблице;
  3. пунктуационный повтор.

Ход урока

I.        Синтаксическая пятиминутка.

        с ~

1-й вариант: Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

2-й вариант: Вдруг хлынул студёным косым серебром, сбивая тяжёлые яблоки, дождь.

Объяснить орфографию подчёркнутых букв.

II.        Проверка домашнего задания.

Чтение текстов упр. 500. После каждого предложения - анализ встретившихся местоимений.

III.        Актуализация знаний.

1. Выборочный анализ.

Задание: прочитайте текст, записанный на доске. О ком идёт речь?

Ученики: О Каштанке.

Учитель: Но из текста об этом узнать нельзя, потому что личное местоимение она не называет действующего лица. Поэтому нельзя начинать текст с личного местоимения 3-го лица.

Но она ни о чём не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала, ударила её по боку. Она вскочила.

Задание: Назовите все личные местоимения, охарактеризуйте их. Для этого откройте таблицу, внимательно посмотрите колонку «Личные местоимения». Что вы можете о них сказать? Найдите личные местоимения в тексте, их всего два: она, её. Есть ли другие местоимения?

2. Упр. 508. Аналогично, устно.

Дополнительное задание: объяснить знаки препинания во втором и предпоследнем предложениях.

3. Редактирование речевых недочётов.

  1. Упр. 501 устно, одно предложение - письменно.
  2. Выписать из текста все местоимения:

                                Я не люблю цветы с кустов,

                                Не называю их цветами,

                                Хоть прикасаюсь к ним устами,

                                Но не найду к ним нежных слов.

                                Я только тот люблю цветок,

                                Который врос корнями в землю,

                                Его люблю я и приемлю,

                                Как северный наш василёк.

                                                        (С.Есение)

IV. Диагностика усвоения.

Упражнение 509.

Домашнее задание. Упр.509 (2), Упр.510



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Причастие. Деепричастие»

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по данной теме.
  2. Проверить знания теоретического материала, пунктуационного оформления предложений с причастными и деепричастными оборотами.
  3. Проверить умения правильно произносить данные части речи.

Форма урока: игра

Оборудование: зачётные листы с названием станций.

Ход урока.

Орг. момент. Знакомство с правилами игры

1 станция «Теоретическая» (тест)

2 станция «Словообразовательная» Упр.389, 391

3 станция «Пунктуационная»

Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая причастные обороты

1. В начале пятидесятых годов в Новгород., учёные нашли берест..ные грамоты написанные без единой капли чернил. 2. Буквы на берёсте проц..рапаны тщательно заострённым писалом. 3. Новгородцы в древност.. буквально ногами ходили по грамотам брошенн..м на землю. 4. От брошенного в грязь совреме(н,нн)ого бумажного письма уже спустя (не)большое время (не)остане(т,ть)ся даже следа, а проц..рапанное берест..ное письмо в благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.

Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая деепричастные обороты

1. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу к дому. 2. Надо мною звенит хвойный лес отряхая с зелёных лап капли росы. 3. Где-то близко ударил гром напугав всех. 4. Сидя у окна бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает не хочет идти спать не простясь со мною. Прощай, до завтра сказала девочка протянув мне руку. Прочитав сказки Пушкина несколько раз я уже знал их на память.

4 станция «Речевая»

Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1. Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2. Показавш..ся солнце из-за туч(?) ярко осв..тило лес и поляну. 3. Появивш..ся поч (?) ки на дерев..ях говорили о наступавш.. весне. 4. На пристан.. толпились ожидающ.. пассажиры посадк.. на катер. 5. Молчаливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.

Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

5 станция «Орфографическая» Упр.435

6 станция «Орфоэпическая»

Занята, принята, повторено, каталог, эксперт, шарфов, бантов, тортов, нефтепровод, жалюзи, трюковой, кухонный, миллиграммовый.

Провести фонетический разбор слов: визжать, толпится.

Итоги урока



Предварительный просмотр:

Разряды предлогов.

Цели урока:

  1. Закрепить умения находить предлоги в тексте, характеризовать их.
  2. Провести орфографический контроль.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

1. Прочитать предложения из упр.284

2. Употребить предлоги в различных падежах, записав в тетради, те словосочетания, где это возможно.

3. Опрос: что вы можете сказать о предлоге как части речи?

II. Актуализация знаний.

Запись текста, определение частей речи, характеристика предлогов; выделение приставок. Первое предложение - совместная работа, далее самостоятельно.

Пробуждение

Скворец, высунувшийся  из твоего домика, прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки, выскочил на  ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки. (Сказать, что в этом предложении есть производный предлог, предложить найти самим, посмотрев на теоретический материал в учебнике).

И те, кто были им вызваны, пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем не пуганные голоса.

(По М. Алексееву)

Оценить двумя отметками: за грамотность и за выполнение грамматического задания.

2.        Информация «Это интересно».

Задание: выслушав рассказ, перескажите интересные факты о предлоге (микротемы).

Предлог как название части речи встречается уже в словаре Измаила Срезневского, русского филолога-слависта, который начал издаваться с 1983 года.

По происхождению (т. е. этимология слова) это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: «калька» - это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода соответствующей иноязычной языковой единицы (от французского слова - «копия»).

В переводе с греческого языка предлог обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает 4-е место после имени существительного, глагола, местоимения.

  1. предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) входят в состав 30 самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке.

Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке?

Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

III.        Закрепление знаний.

Задание: определите значение предлогов в словосочетаниях.

На доске:

временные        

причинные        

пространственные        

целевые        

образа действия        

Словосочетания: ждать до вечера, не поехать вследствие непогоды (сказать о написании предлога «вследствие»), сидеть возле костра, лекарство для больного, писать без ошибок, остановиться для ночлега, уехали за город, идти впереди колонны, сделать без помощи взрослых, находился там с самого утра, объявить после выступления, не выехать ввиду непогоды,, находился между домами.

Сказать о написании предлогов в подчеркнутых словосочетаниях.

IV.        Домашнее задание: упр. 445, 447, 449 - выписать по два словосочетания с предлогами, обозначающими разные отношения.



Предварительный просмотр:

Не и Ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

  1. Закрепить умения орфографического анализа;
  2. Сформировать умения написания отрицательных местоимений;
  3. Закрепить умения написания отрицательных местоимений;
  4. Воспитывать любовь к Родине.

Ход урока

I.        Проверка домашнего задания.

Упр. 245 - орфографическое чтение. Перечислить орфограммы, встретившиеся в каждой части упражнения (например, в 1-й части: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне, дефисное написание местоимений, наречий, предлогов, слитное написание наречий, написание не с наречиями и прилагательными).

II.        Орфографический анализ.

По заданию упражнения 249 (поменять местами задания б) и г)). Групповая работа (время 5 минут). Проверка.

III.        Актуализация знаний и изучение нового материала.

1. Исследование теоретического материала (в виде схемы по аналогии с изученным).

Задание: изобразить в виде схемы-модели правило написания отрицательных местоимений (их искали последними при орфографическом анализе)

При написании отрицательных наречий нам потребуется только верхняя строчка.

  1. Запись наречий (по упр. 250).
  2. Орфографическая диктовка слов с не-ни «Проверяю себя» (по одному словосочетанию).

Написать наречия: никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Далее самостоятельно: нигде не встретились, ничем не интересовался, никак не мог понять, ничуть не волновался, ни о ком не рассказывал, несколько удивился, нимало не сожалел,  никогда ниоткуда не получал информацию,  торопиться некуда, не терпит никакого обмана, ниоткуда ничего не слышно.

IV.        Закрепление изученного.

I        вариант - упр. 252 карандашом.

II        вариант - упр. 253 карандашом.

Взаимопроверка. Записать слова, в которых хоть один допустил ошибку.

Домашнее задание: упр. 254; упр. 255 - записать, выделить орфограммы, приготовиться писать по памяти.

Урок 70

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Цели:

  1. Закрепление умения написания наречий.
  2. Закрепление умения орфографического анализа текста.

3.        Формирование умения написания наречий, оканчиваю
щихся на шипящую.

Оборудование, наглядность: раздаточный материал с рассказом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Где живет Совесть?» (см. урок № 57).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Орфографическое чтение словосочетаний из упр. 254, на
    зывать наречия.
  2. Сгруппировать наречия из упр. 255 по видам орфограмм:

  1. дефисное написание;
  2. слитно-раздельное написание;
  3. омонимичное написание;
  4. написание о, е, а на конце наречий.

II. Орфографический анализ текста.

Анализ орфографии рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Где живет Совесть?».

108


109



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ

Цели:

  1. Формирование умения определять нужный порядок слов спокойной монологической речи.
  2. Формирование умения использовать в тексте нечленимые предложения.

Xод урока

I. Проверка домашнего задания.

Упр. 463.

II. Лингвистическая разминка.

Восстановите порядок предложений.

  1. Новым было то, что огромный молот действовал непрерывно, ни на мгновение не теряя ритма, не замедляя хода.
  2. Идя за бригадиром. Женька старался принять независимый вид.
  3. Нехитрое дело для кузнеца, умеющего «чувствовать металл».
  4. Ему поручили рычагом делить заготовку по наковальне.

Дополнительные задания:

1)        объяснить занятую в предложениях 2 и 3;

2)        вставить пропущенные буквы (они подчеркнуты); раскрыть скобки.

III. Актуализация знаний.

1. Наблюдения над текстовым материалом. Упр. 466 карандашом, затем 467 как вывод.

Задание: вставить нужное:

  1. В описании предмета сначала называется ..., затем его ... (предмет (1). признак (2)):
  2. В описании места - сначала .... затем.. .(предмет (2), место (1));
  3. В описании состояния - сначала .... затем...(объект (1), состояние (2));
  4. В повествовании - сначала ..., затем.. .(лицо (1), действие (2));

  1. Устно упр. 468. Недостающее слово собака или пес надо употребить в начале второго предложения; в другие предложения вставлять слова, называющие действующее лицо, не надо. Тип речи - повествование с элементами описания.
  1. Упр. 469 устно.

4.        Упр. 464 самостоятельно: озаглавить, записать, раскрыв скобки, поставив пропущенные буквы, после каждого текста написать тип речи (1 — повествование. 2 - описание).

IV. Изучение теоретическою материала.

  1. Чтение и анализ информации на с. 222-223.
  1. Упр. 470: выразительное чтение. Тип речи - описание состояния природы (1,2, 3. 4) человека (3. 4).

V. Домашнее задание: упр. 471 (записать измененный вариант), упр. 472 (5-6 вопросов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...