Уроки русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме
Уроки русского языка по УМК М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnye_mestoimeniya.doc | 27.5 КБ |
igra_po_prichastiyu.doc | 26.5 КБ |
razryady_predlogov_7_kl.doc | 33 КБ |
ne_ni_v_otric._narechiyah_7_kl.doc | 33.5 КБ |
pryamoy_poryadok_slov.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Цель:
- закрепление умения видеть личные местоимения;
- формирование умения составлять лингвистический рассказ по таблице;
- пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Синтаксическая пятиминутка.
с ~
1-й вариант: Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
2-й вариант: Вдруг хлынул студёным косым серебром, сбивая тяжёлые яблоки, дождь.
Объяснить орфографию подчёркнутых букв.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение текстов упр. 500. После каждого предложения - анализ встретившихся местоимений.
III. Актуализация знаний.
1. Выборочный анализ.
Задание: прочитайте текст, записанный на доске. О ком идёт речь?
Ученики: О Каштанке.
Учитель: Но из текста об этом узнать нельзя, потому что личное местоимение она не называет действующего лица. Поэтому нельзя начинать текст с личного местоимения 3-го лица.
Но она ни о чём не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала, ударила её по боку. Она вскочила.
Задание: Назовите все личные местоимения, охарактеризуйте их. Для этого откройте таблицу, внимательно посмотрите колонку «Личные местоимения». Что вы можете о них сказать? Найдите личные местоимения в тексте, их всего два: она, её. Есть ли другие местоимения?
2. Упр. 508. Аналогично, устно.
Дополнительное задание: объяснить знаки препинания во втором и предпоследнем предложениях.
3. Редактирование речевых недочётов.
- Упр. 501 устно, одно предложение - письменно.
- Выписать из текста все местоимения:
Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами,
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.
Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василёк.
(С.Есение)
IV. Диагностика усвоения.
Упражнение 509.
Домашнее задание. Упр.509 (2), Упр.510
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Причастие. Деепричастие»
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по данной теме.
- Проверить знания теоретического материала, пунктуационного оформления предложений с причастными и деепричастными оборотами.
- Проверить умения правильно произносить данные части речи.
Форма урока: игра
Оборудование: зачётные листы с названием станций.
Ход урока.
Орг. момент. Знакомство с правилами игры
1 станция «Теоретическая» (тест)
2 станция «Словообразовательная» Упр.389, 391
3 станция «Пунктуационная»
Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая причастные обороты
1. В начале пятидесятых годов в Новгород., учёные нашли берест..ные грамоты написанные без единой капли чернил. 2. Буквы на берёсте проц..рапаны тщательно заострённым писалом. 3. Новгородцы в древност.. буквально ногами ходили по грамотам брошенн..м на землю. 4. От брошенного в грязь совреме(н,нн)ого бумажного письма уже спустя (не)большое время (не)остане(т,ть)ся даже следа, а проц..рапанное берест..ное письмо в благоприятных условиях даже в грязи пролежит многие столетия.
Спишите, расставляя пропущенные запятые, обозначая деепричастные обороты
1. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу к дому. 2. Надо мною звенит хвойный лес отряхая с зелёных лап капли росы. 3. Где-то близко ударил гром напугав всех. 4. Сидя у окна бабушка сучила нитки для кружев. 5. Девочка капризничает не хочет идти спать не простясь со мною. Прощай, до завтра сказала девочка протянув мне руку. Прочитав сказки Пушкина несколько раз я уже знал их на память.
4 станция «Речевая»
Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
1. Росш..е (не)забудки у руч..я уже зацвели. 2. Показавш..ся солнце из-за туч(?) ярко осв..тило лес и поляну. 3. Появивш..ся поч (?) ки на дерев..ях говорили о наступавш.. весне. 4. На пристан.. толпились ожидающ.. пассажиры посадк.. на катер. 5. Молчаливо стоят одетые берёзы и клёны листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
5 станция «Орфографическая» Упр.435
6 станция «Орфоэпическая»
Занята, принята, повторено, каталог, эксперт, шарфов, бантов, тортов, нефтепровод, жалюзи, трюковой, кухонный, миллиграммовый.
Провести фонетический разбор слов: визжать, толпится.
Итоги урока
Предварительный просмотр:
Разряды предлогов.
Цели урока:
- Закрепить умения находить предлоги в тексте, характеризовать их.
- Провести орфографический контроль.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
1. Прочитать предложения из упр.284
2. Употребить предлоги в различных падежах, записав в тетради, те словосочетания, где это возможно.
3. Опрос: что вы можете сказать о предлоге как части речи?
II. Актуализация знаний.
Запись текста, определение частей речи, характеристика предлогов; выделение приставок. Первое предложение - совместная работа, далее самостоятельно.
Пробуждение
Скворец, высунувшийся из твоего домика, прикрепленного к вершине дубка около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и начал дерзко передразнивать соловья. Однако голосу непрошеного пересмешника не хватило сочности, неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных - гениальных певцов. Скоро почуявший неудачу солист переключился на иные лады. Он искусно проквакал лягушкой, воспроизвел голубиную воркотню и в заключение концерта уронил сиротскую, непреходящую скорбь раненой горлинки. (Сказать, что в этом предложении есть производный предлог, предложить найти самим, посмотрев на теоретический материал в учебнике).
И те, кто были им вызваны, пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем не пуганные голоса.
(По М. Алексееву)
Оценить двумя отметками: за грамотность и за выполнение грамматического задания.
2. Информация «Это интересно».
Задание: выслушав рассказ, перескажите интересные факты о предлоге (микротемы).
Предлог как название части речи встречается уже в словаре Измаила Срезневского, русского филолога-слависта, который начал издаваться с 1983 года.
По происхождению (т. е. этимология слова) это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: «калька» - это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода соответствующей иноязычной языковой единицы (от французского слова - «копия»).
В переводе с греческого языка предлог обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает 4-е место после имени существительного, глагола, местоимения.
- предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) входят в состав 30 самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке.
Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке?
Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».
III. Закрепление знаний.
Задание: определите значение предлогов в словосочетаниях.
На доске:
временные
причинные
пространственные
целевые
образа действия
Словосочетания: ждать до вечера, не поехать вследствие непогоды (сказать о написании предлога «вследствие»), сидеть возле костра, лекарство для больного, писать без ошибок, остановиться для ночлега, уехали за город, идти впереди колонны, сделать без помощи взрослых, находился там с самого утра, объявить после выступления, не выехать ввиду непогоды,, находился между домами.
Сказать о написании предлогов в подчеркнутых словосочетаниях.
IV. Домашнее задание: упр. 445, 447, 449 - выписать по два словосочетания с предлогами, обозначающими разные отношения.
Предварительный просмотр:
Не и Ни в отрицательных наречиях
Цели урока:
- Закрепить умения орфографического анализа;
- Сформировать умения написания отрицательных местоимений;
- Закрепить умения написания отрицательных местоимений;
- Воспитывать любовь к Родине.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 245 - орфографическое чтение. Перечислить орфограммы, встретившиеся в каждой части упражнения (например, в 1-й части: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корне, дефисное написание местоимений, наречий, предлогов, слитное написание наречий, написание не с наречиями и прилагательными).
II. Орфографический анализ.
По заданию упражнения 249 (поменять местами задания б) и г)). Групповая работа (время 5 минут). Проверка.
III. Актуализация знаний и изучение нового материала.
1. Исследование теоретического материала (в виде схемы по аналогии с изученным).
Задание: изобразить в виде схемы-модели правило написания отрицательных местоимений (их искали последними при орфографическом анализе)
При написании отрицательных наречий нам потребуется только верхняя строчка.
- Запись наречий (по упр. 250).
- Орфографическая диктовка слов с не-ни «Проверяю себя» (по одному словосочетанию).
Написать наречия: никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.
Далее самостоятельно: нигде не встретились, ничем не интересовался, никак не мог понять, ничуть не волновался, ни о ком не рассказывал, несколько удивился, нимало не сожалел, никогда ниоткуда не получал информацию, торопиться некуда, не терпит никакого обмана, ниоткуда ничего не слышно.
IV. Закрепление изученного.
I вариант - упр. 252 карандашом.
II вариант - упр. 253 карандашом.
Взаимопроверка. Записать слова, в которых хоть один допустил ошибку.
Домашнее задание: упр. 254; упр. 255 - записать, выделить орфограммы, приготовиться писать по памяти.
Урок № 70
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
Цели:
- Закрепление умения написания наречий.
- Закрепление умения орфографического анализа текста.
3. Формирование умения написания наречий, оканчиваю
щихся на шипящую.
Оборудование, наглядность: раздаточный материал с рассказом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Где живет Совесть?» (см. урок № 57).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Орфографическое чтение словосочетаний из упр. 254, на
зывать наречия. - Сгруппировать наречия из упр. 255 по видам орфограмм:
- дефисное написание;
- слитно-раздельное написание;
- омонимичное написание;
- написание о, е, а на конце наречий.
II. Орфографический анализ текста.
Анализ орфографии рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Где живет Совесть?».
108
109
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ
Цели:
- Формирование умения определять нужный порядок слов спокойной монологической речи.
- Формирование умения использовать в тексте нечленимые предложения.
Xод урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 463.
II. Лингвистическая разминка.
Восстановите порядок предложений.
- Новым было то, что огромный молот действовал непрерывно, ни на мгновение не теряя ритма, не замедляя хода.
- Идя за бригадиром. Женька старался принять независимый вид.
- Нехитрое дело для кузнеца, умеющего «чувствовать металл».
- Ему поручили рычагом делить заготовку по наковальне.
Дополнительные задания:
1) объяснить занятую в предложениях 2 и 3;
2) вставить пропущенные буквы (они подчеркнуты); раскрыть скобки.
III. Актуализация знаний.
1. Наблюдения над текстовым материалом. Упр. 466 карандашом, затем 467 как вывод.
Задание: вставить нужное:
- В описании предмета сначала называется ..., затем его ... (предмет (1). признак (2)):
- В описании места - сначала .... затем.. .(предмет (2), место (1));
- В описании состояния - сначала .... затем...(объект (1), состояние (2));
- В повествовании - сначала ..., затем.. .(лицо (1), действие (2));
- Устно упр. 468. Недостающее слово собака или пес надо употребить в начале второго предложения; в другие предложения вставлять слова, называющие действующее лицо, не надо. Тип речи - повествование с элементами описания.
- Упр. 469 устно.
4. Упр. 464 самостоятельно: озаглавить, записать, раскрыв скобки, поставив пропущенные буквы, после каждого текста написать тип речи (1 — повествование. 2 - описание).
IV. Изучение теоретическою материала.
- Чтение и анализ информации на с. 222-223.
- Упр. 470: выразительное чтение. Тип речи - описание состояния природы (1,2, 3. 4) человека (3. 4).
V. Домашнее задание: упр. 471 (записать измененный вариант), упр. 472 (5-6 вопросов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...