Урок-конкурс "Имя прилагательное".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Галина Алексеевна Горлова

Повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs_imya_prilagatelnoe.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Джурко

Шипуновского района Алтайского края

 

 

                                     Учитель русского языка

                                         и литературы Г.А.Горлова

Урок-конкурс «Имя прилагательное»

Цель:

  1.  повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”:
  2. отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
  3. углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования;
  4. определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Класс разбит на три команды; дети в командах работают и индивидуально и коллективно. Итоги подводятся в конце урока.

Оборудование: сигнальные карточки (у каждой команды), тестовые задания.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

  1. Словарный диктант (записать слова, составить 2 словосочетания «сущ.+прилаг.»; каждый ученик работает на своём листочке).

Выразительный, юный, пуговица, аккуратный, корысть, алюминий, металлический, легендарный, профессия, специальность, инженер, расчёт, печальный, инициативный, юннатский, алюминиевый, деревянный, ветреный, оловянный.

  1. Теоретические вопросы. Вопросы обсуждаются в течение 20 секунд,

если команда не отвечает, право ответа переходит к одной из двух других.

 – Что такое прилагательное? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой? чей? и обозначающая признак предмета. Н-р.)

 – Морфологические признаки имени прилагательного. (Имена прилагательные стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, от которых они зависят. Н-р.)

 – Синтаксическая роль прилагательного. (Имя прилагательное в словосочетании может быть как главным, так и зависимым словом, н-р; в предложении может быть определением, сказуемым, подлежащим, н-р.)

– Разряды прилагательных по значению. (Все имена прилагательные делятся на качественные – величина, возраст, цвет, вес, внешний вид, внутренние качества, которые могут быть в большей или меньшей степени, н-р; относительные – материал, из которого сделан предмет, признак по месту, по времени существования, по назначению, н-р; притяжательные – признак по принадлежности человеку или животному, н-р.)

 – Расскажите о кратких прилагательных. (Краткие прилагательные отвечают на вопрос каков?, н-р; в предложении является сказуемым, н-р; краткое прилагательное, оканчивающееся на шипящий, пишется без мягкого знака, н-р; краткую форму имеют качественные прилагательные, н-р.)

– Как определить падеж прилагательного и начальную форму? (Падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, так как имя прилагательное не имеет своего собственного падежа, числа и рода, н-р; начальной формой имени прилагательного является прилагательное, стояще  в именительном падеже, единственном числе, мужском роде, н-р.)

– Степени сравнения прилагательных. (Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Сравнительная: простая – от основы прилагательного при помощи суффиксов –ее(-ей), -е, -ше, н-р; сложная – более или менее + исходное прилагательное, н-р. Превосходная: простая – при помощи суффиксов – ейш или – айш, н-р; сложная – наиболее, наименее или самый + исходное прилагательное, н-р.)

  1. Работа на карточках.

1 команде необходимо выписать качественные прилагательные.

1. Серебряные часы.

2. Способный мальчик.

     3. Чёрствый хлеб.  

4. Кожаные сапоги.  

5. Ароматный цветок.  

6. Золотые руки.  

7. Бабушкина шуба.

     8. Земляничное варенье.

     9. Красивое лицо.  

10. Каменное строение.

2 команде необходимо выписать  прилагательные, в которых НЕ является приставкой.

1. (Не)высокие холмы.

2. (Не)глубокая, а мелкая река.

3. (Не)вежливый поступок.

4. (Не)вежественный юноша.

 5. (Не)знакомый лес.

6. (Не)настная погода.

7. (Не)высокий кустарник.

8. (Не)здоровый, а болезненный вид.

9. (Не)большая полянка.

10. (Не)весёлая, а грустная песня.

3 команде необходимо выписать  прилагательные с удвоенной Н.

1. Искусстве_ый.

2. Тума_ый.

3. Нефтя_ой.

4. Комари_ый.

5. Отечестве_ый.

6. Ветре_ый.

7. Соломе_ый.

8. Стекля_ый.

 9. Це_ый.

10. Опас_ый.

  1. На листочках выполняют все, один у доски.

1 команда. Вставить пропущенные буквы, определить падеж прилагательного.

На свеж_м воздухе, над золотист_м полем, ярк_  солнце сияет, возле звонк_  ручейка, рад весен_ саду, одеты бел_ туманом, вижу син_  небо.

 

2 команда. Вставить, где это необходимо, мягкий знак.

Удивляеш(?) друзей, много задач(?), выглянуло из-за туч(?), весёлая молодёж(?), чай горяч(?), медведь неуклюж(?), резиновый мяч(?), рисуеш(?) красками, красивая брош(?), свежий чертёж(?).

3 команда. Вставить пропущенные буквы.

 Ситц_вое платье, камыш_вые заросли, реч_вой аппарат, мелкая реч_нка, тихий ш_пот, груш_вый напиток, еж_вые рукавицы, хорош_го дня, ч_рная тушь, ж_лтая листва.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. Рефлексия.

            – Что вызвало затруднения?

            – С чем справился играючи?

            – Что бы ты изменил, если бы сам проводил урок?

  1. Домашнее задание.

Составить либо диктант из 20 слов на изученную тему, либо  стихотворение по теме урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...