презентация "Подготовка к выполнению задания С"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Можно использовать в качестве теоретического и наглядного материала на уроках русского языка в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_vypolneniyu_zadaniya_s.pptx | 161.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется. Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока. Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», - говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15 минут, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять минут. Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам это кажется. (В. Солоухин) Исходный текст
Тема текста Формулировка проблемы Точная Узкая Широкая Время Восприятие времени человеком Почему люди опаздывают Человек и время Формулировка проблемы текста
Около тысячи лет назад в Киеве, при Ярославле Мудром, под сводами Софийского храма, была создана первая у нас библиотека. В ней трудились переводчики, писцы и художники. Много заморских книг тогда было переведено на славянский язык. Сначала книги переписывались в Киеве и Новгороде, а потом и в других местах Руси – Чернигове, Галиче Суздале, Ростове Великом, во Владимире, старой Рязани и, наконец, книжный свет пришёл в Москву. Восторженная похвала книгам была создана в Киеве. Её повторяли несколько столетий подряд и помнят в наше время: «Велика бывает польза от учения книжного». Книги – «реки, напояющие вселенную» мудростью. В книгах – несчётная глубина, ими мы в «печали утешаемся…» Жизнь книги, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествиях врагов, в походах и странствиях, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные стены не только хлеб и воду, но и книги. Книги укрепляли дух, утешали, вселяли надежду. Исходный текст
Текст фрагмента сочинения Блок Замечания Известный писатель и библиофил Евгений Осетров посвящает текст теме книги. Читая его я понял, что проблема отношения к книге актуальна всегда. Формулировка проблемы Названа тема, правильно сформулирована проблема, указана её актуальность. Нет пояснения, почему проблема актуальна всегда. Исторический экскурс, предпринятый автором, интересен тем, что читающему текст даётся возможность понять, что испокон веку « велика бывает польза от учения книжного». Внимание автора привлекает исторический аспект проблемы, потому что историческая книга неразрывно связана с историей народа, её изучение позволяет увидеть истоки уважения к книге, которые оказывали ей образованные люди в любое время. Автор текста – Комментирование проблемы Прокомментирована проблема отношения к книге, важность применённого автором исторического подхода к рассмотрению темы. Правильно понят моральный смысл текста и его воспитательное значение. Искажений в смысле текста нет. О верной интерпретации текста говорят уместные ссылки на конкретные Анализ фрагмента сочинения по исходному тексту
Текст фрагмента сочинения Блок Замечания истинный ценитель и знаток книг. Рассматривая проблему, упоминает об интересных фактах, например, о создании первой на Руси Софийской библиотеки в Киеве. Возможно, автор посетил это уникальное место или желает посетить святые для нас места в Киеве. Мне кажется, что проблема, которую поднимает автор, актуальна сегодня потому, что интерес к книге падает, особенно это заметно в среде молодёжи. Однако автор не читает нотаций, а пытается заинтересовать читателя, вызвать уважение к книге. Комментирование проблемы предложения. Экзаменуемый пытается понять причину интереса автора к данной проблеме. Возможно, улучшит текст изменение порядка предложений.
Отражение позиции автора исходного текста Правильно, без искажений, понятая позиция автора отражает его убеждение, его мнение по рассматриваемой проблеме. Автор может либо давать оценку каким-либо событиям или явлениям, причём наряду с открытой оценкой встречается и скрытая, когда авторское мнение следует искать в подтексте. Для этого надо уметь видеть потаённый смысл, понимать метафоры, вскрывать аллегории, чувствовать, с какой целью автор использует конкретные слова и выражения. В других текстах автор не ограничивается оценками, а предлагает пути разрешения проблемы. И авторские выводы, и предлагаемые им способы разрешения проблемы – всё это отражает его позицию. Для формулировки позиции можно использовать следующие выражения: Автор считает, что … Автор глубоко убеждён в том, что … С автором трудно спорить относительно … Позиция автора сформулирована весьма чётко: … Автор выступает против того, чтобы …
Подлинная наука всегда связана с жизнью, из неё, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлечённая, лишённая связей с природой, с жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности учёного (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» учёного, без его качеств гражданина и патриота обедняется и сама творческая мысль. (М. Лобанов) Исходный текст
№п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания 1. Текст М. Лобанова посвящён теме науки. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в связи науки с жизнью, в нежизнеспособности той науки, которая зовётся «отвлечённой». Мнение автора предельно понятно: Лобанов считает, что научные открытия рождаются из самой жизни. Истинный учёный, по мнению автора ,собирает накопленный человечеством опыт, пропускает его через собственные убеждения и моральные основания и лишь на основании этого делает обобщения. В тексте отрицательно оценивается отрыв науки от моральных оснований. Формулировка позиции автора Формулировка проблемы Названа тема, правильно сформулирована проблема. Позиция автора сформулирована верно, авторские аргументы прокомментированы . Анализ фрагментов сочинения по исходному текст
№ п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания 2. Проблема, рассмотренная М. Лобановым, заключается в определении истинной науки, её истоков. Формулировка проблемы Проблема текста сформулирована, фактических ошибок нет. Автор считает, что для истинной науки не представляет первостепенно важности интеллектуальное усилие. Гораздо важнее для исследователя быть гражданином и патриотом. Формулировка позиции автора Позиция автора искажена. Автор не умаляет роли интеллектуальных усилий учёного, а говорит о том, что не одно это лежит в основе научного поиска. 3. Автор прочитанного мною текста рассуждает о том, что такое наука. Формулировка проблемы Экзаменуемый расширил проблему текста.
№ п/п Тексты фрагментов сочинений Блок Замечания Автор считает, что наука связана с жизнью. Формулировка позиции автора Позиция автора сформулирована очень общо .
Таким образом, правильное отражение в тексте сочинения позиции автора связано с умением определять позитивное, негативное, двоякое отношение автора к рассматриваемой проблеме, а также с умением выделить и прокомментировать аргументы автора, которые поясняют позицию. Вывод
Структура аргументации Тезис Довод 1 Довод 2 Иллюстрация(и) Иллюстрация(и ) Вывод Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Тезисом может быть только спорная мысль, относительно которой выдвигаются разные суждения. «Нельзя мусорить» – это нравственная аксиома и доказывать её бессмысленно. Но в жизни часто этот принцип нарушается, что противоречит здравому смыслу, законам, принятым людьми, моральным нормам. Значит, аргументированно надо доказать незыблемость этой истины и тот вред, который может быть нанесён в случае её нарушения. Работа над доводами состоит из нескольких этапов. Во-первых, следует сформулировать два-три утверждения, которые доказывают справедливость тезиса. Во-вторых, подобрать к ним иллюстрации, конкретные примеры.
Тезис Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира Довод 1 Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделённый от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Довод 2 Лишь в творчестве и деятельности проявляется истинная красота. Человек прекрасен в минуты творческого подъёма, эмоциональной напряжённости. Довод 3 Красота человека с богатым внутренним миром не меркнет со временем.
Тезис Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира Иллюстрация 1 Героини романа «Война и мир» Наташа Ростова и Элен Курагина. Иллюстрация 2 Примеры из жизни известных актрис, которые не обладая внешними данными, отвечающими принятым представлениям о красоте. Добились успеха и считаются звёздами, в том числе исполняют роли красавиц (например, Барбара Стрейзанд ). Иллюстрация 3 Примеры из жизни великих людей, родных и знакомых, которые даже в преклонном возрасте сохранили способность удивляться, любить, жить яркой эмоциональной жизнью и могут быть названы красивыми.
Аргументы следует располагать по восходящей, чтобы их сила постепенно возрастала, самый сильный аргумент должен быть последним. Аргументация обязательно завершается выводом, который напрямую связан с тезисом. Но если тезис возможно справедливая мысль, которую ещё предстоит доказать, то вывод – это мысль доказанная, в справедливости которой трудно сомневаться. Поэтому вывод есть перефразированный тезис, снабжённый словами уверенности (например, вводным словом, выражающим уверенность). Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью фраз: - Попытаюсь доказать это. - Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью таких доводов.
Рассмотрим примеры аргументации. Блок Фрагмент сочинения Выражение согласия с автором исходного текста Я полностью согласна с мнением автора относительно опасности компьютерной зависимости. Формулировка собственной позиции Мне кажется, что Паутина действует губительно на многих людей, несмотря на то, что в целом она позволяет экономить время и быстро находить нужную информацию, обмениваться сообщениями. Связка Попробую доказать собственное мнение. Довод 1 Во-первых, виртуальное общение затягивает больше, чем реальное, потому что позволяет спрятать собственные комплексы.
Блок Фрагмент сочинения Иллюстрация 1 Например, застенчивый человек, критически оценивающий собственную внешность, испытывающий проблемы в реальном общении, может, общаясь в сети, чувствовать себя героем дня, мудрым советчиком, интересным собеседником. Это чувство начинает нравиться, и человек проводит часы, дни в сети. А родные, друзья, близкие теряют его, им не хватает общения, они обижаются. Довод 2 Во-вторых, Интернет – удовольствие не бесплатное. Иллюстрация 2 Конечно, из-за одного часа из семейного бюджета много не убудет, однако зависимые люди проводят в сети столько времени, что это бьёт их по кошельку. Довод 3 В-третьих, от многочасового сидения перед монитором портится зрение.
Блок Фрагмент сочинения Иллюстрация 3 Когда человек общается в чатах по 5-7 часов, зрение так напрягается, что глаза ломят, они краснеют. Я лично знаю людей, которые носят очки в результате длительного сидения за компьютером. Вывод Таким образом, Интернет может причинять вред человеку, если им пользоваться неумеренно, не находить в себе силы вовремя остановиться.
Возможные ошибки при аргументации Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что мы перестали писать письма, заменяя их телефонными звонками или СМС, и от этого мы многое потеряли. Вот раньше я получала письма от подруги из Саратова, и мне было очень приятно получить конверт. Мы обменивались новостями, посылали друг другу открытки и фотографии, ждали прихода писем. А ещё я посылала письма бабушке. Правда, письма долго идут к адресату, но их получать приятно. Давайте же снова начнём писать письма! Аргументация выглядит односторонней: экзаменуемый не сравнил письма с другими способами передачи информации (электронные письма, звонки), не показал, почему же всё-таки, несмотря на долгий путь к адресату, письмо получать приятно, что мы потеряли с разрушением традиции писать письма. Аргументы основаны только на личных впечатлениях экзаменуемого, не отличаются яркостью. Аргументация не структурирована, 2 довода однотипны, нет вывода.
Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворённость, богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, всё больше понимается, проявляется и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается во внешнем облике… Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности. Исходный текст
При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоте… Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты его лица – делает их тонкими, выразительными. Красоту создаёт и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия. Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят. Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям4 в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», - все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим
достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты. Идеал человеческой красоты – это вместе с тем идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. (В. А. Сухомлинский)
Автор данного текста – советский педагог Василий Александрович Сухомлинский – известен не только как теоретик педагогической науки, но и как педагог-практик, который свой жизненный опыт и нравственные убеждения стремился передать детям. Он рассматривает актуальную проблему: что такое истинная красота человека. Каждое новое поколение старается по-своему осмыслить истоки красоты человека. Так происходит и сегодня: ещё двадцать лет назад идея устройства конкурсов красоты не была актуальной, тогда как сегодня потрясает воображения многих, причём не только представительниц прекрасного пола. Есть ли справедливость в оценке красоты человека? Где найти критерий для такой оценки? В поисках ответа на эти вопросы рассуждения В. А. Сухомлинского могут оказать значительную помощь. Размышления об истинной красоте автор строит на сопоставлении двух типов красоты – внутренней и внешней. Противопоставляя антропологическое совершенство всех элементов тела, лишённое внутренней одухотворённости, истинной красоте как гармоничному сочетанию внешнего Сочинение
и внутреннего, автор убеждён, что стремление быть внешне красивым тогда имеет должную оценку, когда отражает «творческую, деятельную сущность человека». Именно творчество, любимое дело способствуют раскрытию прекрасного в человеке: его лицо становится выразительным, тонким. Противопоставляет же автор такой работе «скульптора красоты» – творчества – иное, разрушительное действие безнравственных поступков. Я не могу не согласиться с выводами автора: люди, не видящие смысла в нравственном совершенствовании и труде, кажутся мне безликими. В этих оценках я сторонник идей В. А. Сухомлинского. Мне видится красивым тот человек, который умеет выразить свой внутренний мир не через эпатажные аксессуары или шокирующую причёску, а через творчество. Чувство вкуса, которое воспитывается с детства, усилия, затрачиваемые на создание собственного имиджа, изысканность манер и, конечно, доброта, уважительность к людям, великодушие – вот что делает человека прекрасным. Причём такая красота не стареет – вспомним Аллу Баянову или Майю Плисецкую! «Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки», - пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома.
Сочинение части «С» - это особое речевое произведение, которое является синтезом анализа исходного текста и изложения собственного мнения относительно проблемы, поднятой автором. Это скрытый диалог экзаменуемого с автором исходного текста. Это текст, который должен соответствовать заданным критериям, потому что именно по этим критериям выставляются баллы за работу. В противном случае, какими бы достоинствами не обладала работа, за неё не выставят высоких оценок. Итоги
Используемая литература Е. С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». АСТ- Астрель . Москва. Т. И. Максимович,Ю И. А. Пугачев. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). АСТ- Астрель . Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...
Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку - заданий на словообразование
Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото...
Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...
тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык
подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...
Дополнительный материал к уроку технологии 6 класс "Макаронные изделия". Карточки-задания, эталон выполнения заданий.
К плану- конспекту урока технологии "Макаронные изделия", разработан раздаточный материал ....
«Разбор нового типа задания: анализ графика спроса и предложения. Подготовка к выполнению задания №21 КИМ ЕГЭ по обществознанию»
Задание 21 в ЕГЭ предполагает анализ рисунка (графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый долженосуществить поиск социальной информации и выполн...
Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ Задание 21"
В 2022 году изменён формат предъявления условий задания 21 (в 2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов: в текущем году потребуется не только определить среду ...