Имя числительное
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Правописание числительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chislit.docx | 27.43 КБ |
otkrytyy_urok_chislitelnoe.pptx | 89.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа
(40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900)
(продолжение темы)
Цели:
1.Знать:
Об особенностях склонения количественных числительных
2.Уметь:
Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа
3.Сформировать:
Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжим говорить об имени числительном. Откройте тетради и запишите число. Тема урока Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, составные, полтораста). Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.
- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел. А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.
1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед - один ответ.
- Семеро с сошкой, а один с ложкой.
- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь:
- «Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши,1924 г.)
- «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)
- «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)
- «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)
- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.
2 испытание. Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.
Я утверждаю, что:
1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2
2. Числительное полтора – собирательное 1
3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 2
4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. 2
Итог: 2 122 (две тысячи сто двадцать два)
-Какое число у вас получилось? Запишите на доске.
- Охарактеризуйте это число (целое, составное, количественное)
- Молодцы! Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.
Склонение числительных сорок, девяносто, сто
У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А
И., В. | сорок | девяносто | сто |
Р.,Д.,Т.,П. | сорока | девяноста | ста |
- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.
-Запишите предложение и замените числа словами:
Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.
- Прокомментируйте правописание числительных.
- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями, куницами, белками и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.
-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?
Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.
- Физминутка. А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»
Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900
Продолжим знакомиться со склонение числительных.
У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части
от 50 до 80 | от 500 до 900 | 200, 300, 400 |
И. пятьдесят | пятьсот | двести |
Р. пятидесяти | пятисот | двухсот |
Д. пятидесяти | пятистам | двумстам |
В. пятьдесят | пятьсот | двести |
Т. пятьюдесятью | пятьюстами | двумястами |
П. о пятидесяти | о пятистах | о двухстах |
- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.
Устный счет на закрепление:
- 854 сложить с 232
- Из 947 вычесть 325
- К 342 прибавить 679
- От 878 отнять 511
- С 453 сложить 746
-Закрепим правописание числительных и повторим словарные слова. Что это? Запишите словом:
- Наибольшая единица измерения расстояния -
- Наименьшая единица измерения времени -
- Целое число, следующее за десятком -
- Мера массы в 100 кг -
- Тысяча граммов -
- Сотая часть числа -
- 1 000 000 -
- 1 000 000 000 -
- 200 -
- 300 -
- 400
Ответы:
- километр
- секунда
- одиннадцать
- центнер
- килограмм
- процент
- миллион
- миллиард
- двести
- триста
- четыреста
Устный счет на закрепление:
- 854 сложить с 232
- Из 947 вычесть 325
- К 342 прибавить 679
- От 878 отнять 511
- С 453 сложить 746
854 сложить с 232 | Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится | 1 086 |
Из 947 вычесть 325 | Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится | 622 |
К 342 прибавить 679 | К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится | 1 021 |
От 878 отнять 511 | От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится | 367 |
С 453 сложить 746 | С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится | 1 199 |
- Подведение итогов. Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:
Сева100поль
ви3на
40а
1надцать
3о
пи100лет
7я
100н
па3от
100янка
о5
элек3к
Домашнее задание: с. 152 – 153 (правила) упр. 364.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1.Знать: Об особенностях склонения количественных числительных 2.Уметь: Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Пословицы с использованием числительных Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семеро одного не ждут. Семь бед - один ответ. Семеро с сошкой, а один с ложкой.
Числительные в заглавии художественных произведений «Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши , 1924 г.) «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м , 1889 г.) «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик , опубликован 1994 г.) «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)
Я утверждаю, что: 1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2. Числительное полтора – собирательное 3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь знак пишется на конце. 4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.
Ответ: 2 122 (две тысячи сто двадцать два) Охарактеризуйте это числительное. К какому разряду относится числительное?
Числительные, обозначающие целые числа У числительных 40, 90, 100 две формы И.п. Сорок девяносто сто Р.п. Сорок а девяност а ст а Д.п. Сорок а девяност а ст а В.п. Сорок девяносто сто Т.п. Сорок а девяност а ст а П.п. Сорок а девяност а ст а
Запишите предложение и замените числа словами: Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду. - Прокомментируйте правописание числительных. - Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?
Из истории числительных Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок .
У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части И.п. Пятьдесят семьсот Р.п. Пят и десят и сем и сот Д.п. Пят и десят и сем и ст ам В.п. Пятьдесят семьсот Т.п. Пять ю десять ю семь ю ст ами П.п. о пят и десят и о сем и ст ах
Склонение числительных 200 – 900 И.п. Дв е ст и тр и ст а четыр е ст а Р.п. Дв ух сот тр ех сот четыр ех сот Д.п. Дв ум ст ам тр ем ст ам четыр ем ст ам В.п. Дв е ст и тр и ст а четыр е ст а Т.п. Дв умя ст ами тр емя ст ами четырь мя ст ами П.п. о дв ух ст ах тр ех ст ах четыр ех ст ах
Устный счет на закрепление: 854 сложить с 232 Из 947 вычесть 325 К 342 прибавить 679 От 878 отнять 511 С 453 сложить 746
Проверим примеры: 854 сложить с 232 Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двум я ст ами тридцат ью дв умя , получится 1 086 Из 947 вычесть 325 Из девят и сот сорок а сем и вычесть трист а двадцат ь пят ь , получится 622 К 342 прибавить 679 К тр ем ст ам сорок а дв ум прибавить шест ь сот сем ь десят девят ь , получится
Запишите словом: Наибольшая единица измерения расстояния - Наименьшая единица измерения времени - Целое число, следующее за десятком - Мера массы в 100 кг - Тысяча граммов - Сотая часть числа - 1 000 000 - 1 000 000 000 - 200 - 300 - 400
Ответы: к и лометр с е кунда оди нн адцать центн е р кил о гра мм пр о цент ми лл ион ми лл иард двести трист а ч е тыр е ст а
Полминутки для шутки Прочитайте зашифрованные слова: Сева100поль ви3на 40а 1надцать 3о пи100лет 7я 100н па3от 100янка о5 элек3к
Домашнее задание: с. 152 – 153 (правила) упр. 364.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....