Методические рекомендации
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Хисамутдинова Филия Равиловна

интегративный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СПП 34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к интегративному уроку по русскому языку

по теме: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»

Особенности урока:

      Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря

 интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая

 ситуация, способствующая развитию художественного мышления и

активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся. Урок построен на

 материале текстов из произведений В.А.Закруткина.

На уроке используется компьютер, мультимедийный проектор. Уч-ся работают в

 парах и индивидуально в рабочих тетрадях.

Участники урока:     учащиеся 9 класса, учитель

Цели урока:       

      -формирование умений учащихся видеть части СПП с несколькими

       придаточными и ставить знаки препинания;

      -формирование эстетической восприимчивости.

Задачи урока:      1) образовательные

      - проконтролировать степень усвоения основных умений и  навыков,

        сформированных на предыдущих уроках.

                                2) воспитательные

      - приобщить учащихся к культуре донского края, воспитывать чувство

        коллективизма, любовь к родному  языку.

                               

                   

                              3) развивающие

       - развивать умение выделять главное,

      - формировать умение сравнивать, обобщать факты и  понятия,

       -формирование способности воспринимать окружающее с  позиции

        творческого воображения.

    Мотивационное обеспечение:  

       - стимулировать положительное отношение учащихся к учению через

          создание ситуации успеха,

     - способствовать развитию как сильных, так и слабых уч-ся, сохранять их

        эмоциональное благополучие, веру  в свои силы; стимулировать

       любознательность,  познавательный интерес.

Методы обучения:

       - функциональное исследование художественного текста;

       - структурное обобщение (через исследование текста к авторскому замыслу);

       -эвристическое обучение;

       - метод анализа и обобщения;

       - метод соответствия;

       - работа в парах.

Ресурсы(оборудование):  компьютер, презентация, раздаточный материал,  рабочие тетради учащихся, портрет В.А.Закруткина, выставка книг.

Этапы урока:

Стадии

Виды и формы работы

Время

Настрой

Приветствие уч-ся и учителя

2мин.

Мотивация

Лингвистическая разминка. Чтение эпиграфа, краткая беседа, работа по тексту

4мин.

Деятельность

1.Работа над текстом №1

2. Слово учителя о В.А.Закруткине

3. Работа над текстом №2

4. Конструирование

5.Текст№3

21мин.

Диагностика

Творческая работа

10мин.

Осмысление

Конкурс знатоков биографии и творчества В.А.Закруткина

5мин.

Рефлексия

1.Оценивание результатов деятельности учителя и учащихся на уроке, беседа по рабочим картам урока, советы друг другу.

3мин.

                             

Оценивание результатов учебной деятельности и эффективности урока проводится при помощи  рабочей карты урока.

Рабочая карта урока

  «___»____________                                                                  __________________                                                                      

                                                                                                     

этапы

урока

активность

самооценка

высокая

средняя

низкая

1.Эпиграф

2. Текст №1

3. Текст №2

4.Конструирование

5. Текст №3

6. Творческая

     работа

Итоговая оценка

  Тема урока:        

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

  Цели урока :         1. Формировать умения уч-ся видеть части СПП с несколькими  

                                          придаточными  и ставить  знаки препинания.

                                      2. Закреплять умения уч-ся конструировать СПП и употреблять

                                          их в речи.

                                      3.Повторить виды односоставных предложений

                                      4. Закреплять умения комплексного анализа  текста по плану.

                                      5. Приобщать учащихся к культуре донского края, совершить

                                          «погружение» в   творчество      В.А.Закруткина.

                                       

               

                 Для всего, что существует в природе: воздуха, неба, облаков, солнца, дождей,  лесов, болот ,  рек и озёр, лугов и полей,  цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших  слов и названий.

                                                                                      К.    Паустовский.

                                                 Ход урока.

      I. Организационный момент.

         1. Сообщение темы, цели урока. (Слайд №1-2)

            Напомнить о рабочей карте урока ( Приложение № 4)

      II. Лингвистическая разминка. Работа над эпиграфом.

       1. Выразительное чтение эпиграфа   (Слайд №3. Учитель )

       2. Выполнить задания :

-докажите правильность слов Паустовского;

           -предлагаю собрать «дождевые» слова, эпитеты к слову дождь ,

        в «Словаре эпитетов» их свыше 150,  назовите несколько;

           -передайте слова эпиграфа в форме прямой речи;

        -а теперь эти замечательные слова Паустовского передайте в форме косвенной

         речи;

                            (По мнению Паустовского,…

                              Паустовский говорил, что..)

       -Каким по строению являются предложения с косвенной речью ?

               ( СПП, где гл.часть-слова автра, придаточное- чужая речь )

III. Актуализация знаний

 1. -Урок мы начали с прекрасных слов Паустовского, а продолжим свою работу по теме

     «СПП с несколькими придаточными», опираясь на творчество замечательного нашего

       земляка  Виталия Александровича Закруткина, 100-летие которого недавно отмечал

        наш донской край. (Слайд №4)

       Весь рабочий материал мы будем брать из его произведений. Поверьте , это

       богатый  материал, и я надеюсь, что урок будет интересным.

  2. Работа над текстом №1

     -Послушайте отрывок из рассказа В.Закруткина «Млечный путь»  ( Чтение  учителем )

     -Что вы увидели , слушая текст ?                                                      

                               ( словесное рисование , ответы уч-ся )

    -А вот такой степь увидела я. (Слайд №5)

                                                           

    -Текст на экране. Работа по тексту.(Слайд №6)

   - Проверьте ! (Слайд №7)

   - Соотнесите схемы. (Слайд №8)

   3. Слова Закруткина о языке.       (Слайд №9)             

               Больше  всего я люблю родную землю с её полями , лесами, реками , люблю

              мудрый ,  добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе

                                                                                                                                      язык.

    -Так говорил Закруткин о родном языке , называл его волшебным. А чтобы вы увидели эту красоту языка и полюбили родную донскую землю так, как любил её наш земляк. мы поработаем ещё над одним необычайно  красивым  текстом этого донского писателя.

   - Проведём комплексный анализ отрывка из повести «Плавучая станица» по данному мною плану.

   4.  Текст № 2 (Слайд № 10)

  -Прочтите выразительно.

  -Вставьте пропущенные буквы , объясните орфограммы.

 -Задайте вопрос: «Почему?» ( Почему в корне слова… пишется…? Если никто не может ответить, то отвечает задающий этот вопрос.)

                                                        ( Далее по плану. Приложение № 2 )

  5. Слово учителя.

 -Виталий Александрович Закруткин очень любил донской край. Много говорил и писал о

   нём. «Милая сердцу земля донская! Преображённый < … > благодатный казачий край,

   край хлеборобов, пастухов, воинов! сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний,

  сколько легенд!» («О неувядаемом.»)

  Я хочу показать несколько слайдов. Ведь, действительно, наш донской край

  необыкновенно прекрасен. Давайте вместе полюбуемся. ( Слайды №11-13)

 - Немного отдохнули. Продолжим работу. Познакомимся ещё с одним отрывком из

   произведения Закруткина.

   (Выразительное чтение уч-ся отрывка из  «О неувядаемом». Слайд № 14)

 - В тексте встретилось много диалектных слов. Значение этих слов на слайде.

   (Словарная работа. Слайд№15)

 - Далее работа по тексту. (План слайд №16)

  6. Конструирование

  - Я взяла на себя такую смелость и разделила предложение , созданное Закруткиным ,

     на части , убрав союзы. ( Приложение №3)

     Вам предлагаю сконструировать  СПП , а затем мы сравним с оригиналом.  

     (Слайд№17-18)

                                                          (ответы уч-ся )

   -Проверьте. (Слайд №19)

  -Писатель ставит перед нами ещё один проблемный вопрос.

                                          Неужели же такие «мелочи» могут вызывать тревогу ?

  -Ответьте письменно на поставленный автором вопрос.

                             (Творческая работа уч-ся. Ответы зачитать)

  6. Текст №3

  -А вот как пишет Закруткин об этой проблеме в своей документальной новелле «Слово о бессловесном», посвящённой красоте и защите природе.

                                                ( выразительное чтение заранее подготовленными уч-ся )

  IV. Закрепление.

   1. - В заключение нашего урока проведём Конкурс знатоков биографии и творчества

          В,А,Закруткина (Слайды№20-25)

                                                               

   V. Итог

   -Выскажите своё мнение по сегодняшнему уроку.

   -Оцените мою работу.

   -Оцените свою работу ,аргументируйте.

    VI. Домашнее задание

    - Из произведений донских писателей выпишите 3 СПП.

      Составьте схемы предложений, проведите их синтаксический анализ. (Слайд№26)

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Текст №1

     

       1. В степи стояла та глухая тишина , какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги, которая тянется тонкой лентой , режущей слух . 2. Эта степная тишина не была мёртвым безмолвием, ночная степь жила своей жизнью , но в ней не было того невнятного , бесконечного гула , который в городе не прекращался ни днём ни ночью.

3. Тут можно было услышать , как протяжно и тонко перекликнутся сверчки, как прошелестят и умолкнут травы, как пройдёт, крадучись по зарослям полыни, осторожный хорёк.

                                                                                                    В.А.Закруткин  «Млечный путь»

   

        Выполните задания :

1. Укажите вид связи предложений в тексте.

2. Найдите фразеологический оборот, укажите его роль в тексте.

3. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

4.        Iв.     Выпишите СПП с однородным соподчинением, составьте  схему .

           IIв.   Выпишите СПП с последовательным подчинением , составьте схему.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Текст №2

       

         Всё больше пр.гревало солнце, лёд на реке потемнел и покрылся талой водой. Уже  заструились невидимые глазу подземные воды, а лед.ная гладь реки побурела, набухла, образуя у берегов отражающие голубое небо пр.талины. По ночам слышно было , как трещит, лопаясь, лёд, как с глухим шумом начинает он первую свою подвижку к низовью, как медленно-медленно сдвинется с места ледяное поле и , словно в раздумье, станет, окруж . ое тихо плещущей водой , как потом оно снова  подвинется , повинуясь могучему напору речной воды , которая начинает , потрескивая , р.веть  и  ст.нать .                                                                      

                                                                                  В.А.Закруткин «Плавучая станица»

 

    Выполните задания:

     1. Определите стиль речи и тип текста.

     2. Укажите в тексте оксюморон, с какой целью он использован.

     3. Найдите однокоренные слова , укажите их способ образования.

     4. Укажите безличное предложение в составе сложного.

     5. Укажите предложение с однородными членами.

     6. Укажите сложносочинённое предложение.

     7. Укажите предложения  с обособленными обстоятельствами.

     8. Укажите предложение с обособленным определением.

     9. Укажите сравнительный оборот.

     10. Укажите СПП с несколькими придаточными . Определите вид предложения по цели      

         высказывания, назовите грамматические основы предложения. укажите главную и

        придаточные   части предложения, определите вид подчинения . к чему относится

        каждая придаточная часть, чем прикрепляется, определите вид придаточных.

        Составьте  схему.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

стоит ли при этом тревожиться по поводу того

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 в безымянной речке почему-то не стало рыбы


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


дрофы и стрепеты покинули окрестные степи



дорогу в соседнее село вдруг перерезал  овраг

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 стоит ли при этом тревожиться по поводу того

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 в безымянной речке почему-то не стало рыбы


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


дрофы и стрепеты покинули окрестные степи



дорогу в соседнее село вдруг перерезал  овраг

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

      «___»___                 Рабочая карта урока   __________________            

этапы

урока

активность

самооценка

высокая

средняя

низкая

1.Эпиграф

2. Текст №1

3. Текст №2

4.Конструирование

5. Творчество

Итоговая оценка

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

       Обдонье. Утренние зори над тихой, спокойной рекой. Просмолённые рыбацкие баркасы у песчаных закосков, окаймлённые вербовой порослью ереки. Густое разнотравье широких займищ. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды. Глинистые взломки холмов, стародавние курганы, ветряки у станичных окраин, «низовые облака», медленно плывущие на восток.

         А за Доном -  неоглядная, бездорожная, испещрённая солонцовыми западинами степь.  Горьковатый душок прогретой солнцем полыни, темные накрапы жёсткой верблюжьей колючки. На многие вёрсты оделась степь колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывал, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны.

         Милая сердцу земля донская! Преображённый благодатный казачий край хлеборобов, пастухов, воинов!

                                                 

                                                                                                               В.А.Закруткин «О неувядаемом»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...