Методические рекомендации
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к интегративному уроку по русскому языку
по теме: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными»
Особенности урока:
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря
интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая
ситуация, способствующая развитию художественного мышления и
активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся. Урок построен на
материале текстов из произведений В.А.Закруткина.
На уроке используется компьютер, мультимедийный проектор. Уч-ся работают в
парах и индивидуально в рабочих тетрадях.
Участники урока: учащиеся 9 класса, учитель
Цели урока:
-формирование умений учащихся видеть части СПП с несколькими
придаточными и ставить знаки препинания;
-формирование эстетической восприимчивости.
Задачи урока: 1) образовательные
- проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков,
сформированных на предыдущих уроках.
2) воспитательные
- приобщить учащихся к культуре донского края, воспитывать чувство
коллективизма, любовь к родному языку.
3) развивающие
- развивать умение выделять главное,
- формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия,
-формирование способности воспринимать окружающее с позиции
творческого воображения.
Мотивационное обеспечение:
- стимулировать положительное отношение учащихся к учению через
создание ситуации успеха,
- способствовать развитию как сильных, так и слабых уч-ся, сохранять их
эмоциональное благополучие, веру в свои силы; стимулировать
любознательность, познавательный интерес.
Методы обучения:
- функциональное исследование художественного текста;
- структурное обобщение (через исследование текста к авторскому замыслу);
-эвристическое обучение;
- метод анализа и обобщения;
- метод соответствия;
- работа в парах.
Ресурсы(оборудование): компьютер, презентация, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся, портрет В.А.Закруткина, выставка книг.
Этапы урока:
Стадии | Виды и формы работы | Время |
Настрой | Приветствие уч-ся и учителя | 2мин. |
Мотивация | Лингвистическая разминка. Чтение эпиграфа, краткая беседа, работа по тексту | 4мин. |
Деятельность | 1.Работа над текстом №1 2. Слово учителя о В.А.Закруткине 3. Работа над текстом №2 4. Конструирование 5.Текст№3 | 21мин. |
Диагностика | Творческая работа | 10мин. |
Осмысление | Конкурс знатоков биографии и творчества В.А.Закруткина | 5мин. |
Рефлексия | 1.Оценивание результатов деятельности учителя и учащихся на уроке, беседа по рабочим картам урока, советы друг другу. | 3мин. |
Оценивание результатов учебной деятельности и эффективности урока проводится при помощи рабочей карты урока.
Рабочая карта урока
«___»____________ __________________
этапы урока | активность | самооценка | ||
высокая | средняя | низкая | ||
1.Эпиграф | ||||
2. Текст №1 | ||||
3. Текст №2 | ||||
4.Конструирование | ||||
5. Текст №3 | ||||
6. Творческая работа | ||||
Итоговая оценка |
Тема урока:
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
Цели урока : 1. Формировать умения уч-ся видеть части СПП с несколькими
придаточными и ставить знаки препинания.
2. Закреплять умения уч-ся конструировать СПП и употреблять
их в речи.
3.Повторить виды односоставных предложений
4. Закреплять умения комплексного анализа текста по плану.
5. Приобщать учащихся к культуре донского края, совершить
«погружение» в творчество В.А.Закруткина.
Для всего, что существует в природе: воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот , рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К. Паустовский.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы, цели урока. (Слайд №1-2)
Напомнить о рабочей карте урока ( Приложение № 4)
II. Лингвистическая разминка. Работа над эпиграфом.
1. Выразительное чтение эпиграфа (Слайд №3. Учитель )
2. Выполнить задания :
-докажите правильность слов Паустовского;
-предлагаю собрать «дождевые» слова, эпитеты к слову дождь ,
в «Словаре эпитетов» их свыше 150, назовите несколько;
-передайте слова эпиграфа в форме прямой речи;
-а теперь эти замечательные слова Паустовского передайте в форме косвенной
речи;
(По мнению Паустовского,…
Паустовский говорил, что..)
-Каким по строению являются предложения с косвенной речью ?
( СПП, где гл.часть-слова автра, придаточное- чужая речь )
III. Актуализация знаний
1. -Урок мы начали с прекрасных слов Паустовского, а продолжим свою работу по теме
«СПП с несколькими придаточными», опираясь на творчество замечательного нашего
земляка Виталия Александровича Закруткина, 100-летие которого недавно отмечал
наш донской край. (Слайд №4)
Весь рабочий материал мы будем брать из его произведений. Поверьте , это
богатый материал, и я надеюсь, что урок будет интересным.
2. Работа над текстом №1
-Послушайте отрывок из рассказа В.Закруткина «Млечный путь» ( Чтение учителем )
-Что вы увидели , слушая текст ?
( словесное рисование , ответы уч-ся )
-А вот такой степь увидела я. (Слайд №5)
-Текст на экране. Работа по тексту.(Слайд №6)
- Проверьте ! (Слайд №7)
- Соотнесите схемы. (Слайд №8)
3. Слова Закруткина о языке. (Слайд №9)
Больше всего я люблю родную землю с её полями , лесами, реками , люблю
мудрый , добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе
язык.
-Так говорил Закруткин о родном языке , называл его волшебным. А чтобы вы увидели эту красоту языка и полюбили родную донскую землю так, как любил её наш земляк. мы поработаем ещё над одним необычайно красивым текстом этого донского писателя.
- Проведём комплексный анализ отрывка из повести «Плавучая станица» по данному мною плану.
4. Текст № 2 (Слайд № 10)
-Прочтите выразительно.
-Вставьте пропущенные буквы , объясните орфограммы.
-Задайте вопрос: «Почему?» ( Почему в корне слова… пишется…? Если никто не может ответить, то отвечает задающий этот вопрос.)
( Далее по плану. Приложение № 2 )
5. Слово учителя.
-Виталий Александрович Закруткин очень любил донской край. Много говорил и писал о
нём. «Милая сердцу земля донская! Преображённый < … > благодатный казачий край,
край хлеборобов, пастухов, воинов! сколько песен о тебе сложено, сколько сказаний,
сколько легенд!» («О неувядаемом.»)
Я хочу показать несколько слайдов. Ведь, действительно, наш донской край
необыкновенно прекрасен. Давайте вместе полюбуемся. ( Слайды №11-13)
- Немного отдохнули. Продолжим работу. Познакомимся ещё с одним отрывком из
произведения Закруткина.
(Выразительное чтение уч-ся отрывка из «О неувядаемом». Слайд № 14)
- В тексте встретилось много диалектных слов. Значение этих слов на слайде.
(Словарная работа. Слайд№15)
- Далее работа по тексту. (План слайд №16)
6. Конструирование
- Я взяла на себя такую смелость и разделила предложение , созданное Закруткиным ,
на части , убрав союзы. ( Приложение №3)
Вам предлагаю сконструировать СПП , а затем мы сравним с оригиналом.
(Слайд№17-18)
(ответы уч-ся )
-Проверьте. (Слайд №19)
-Писатель ставит перед нами ещё один проблемный вопрос.
Неужели же такие «мелочи» могут вызывать тревогу ?
-Ответьте письменно на поставленный автором вопрос.
(Творческая работа уч-ся. Ответы зачитать)
6. Текст №3
-А вот как пишет Закруткин об этой проблеме в своей документальной новелле «Слово о бессловесном», посвящённой красоте и защите природе.
( выразительное чтение заранее подготовленными уч-ся )
IV. Закрепление.
1. - В заключение нашего урока проведём Конкурс знатоков биографии и творчества
В,А,Закруткина (Слайды№20-25)
V. Итог
-Выскажите своё мнение по сегодняшнему уроку.
-Оцените мою работу.
-Оцените свою работу ,аргументируйте.
VI. Домашнее задание
- Из произведений донских писателей выпишите 3 СПП.
Составьте схемы предложений, проведите их синтаксический анализ. (Слайд№26)
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Текст №1
1. В степи стояла та глухая тишина , какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги, которая тянется тонкой лентой , режущей слух . 2. Эта степная тишина не была мёртвым безмолвием, ночная степь жила своей жизнью , но в ней не было того невнятного , бесконечного гула , который в городе не прекращался ни днём ни ночью.
3. Тут можно было услышать , как протяжно и тонко перекликнутся сверчки, как прошелестят и умолкнут травы, как пройдёт, крадучись по зарослям полыни, осторожный хорёк.
В.А.Закруткин «Млечный путь»
Выполните задания :
1. Укажите вид связи предложений в тексте.
2. Найдите фразеологический оборот, укажите его роль в тексте.
3. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
4. Iв. Выпишите СПП с однородным соподчинением, составьте схему .
IIв. Выпишите СПП с последовательным подчинением , составьте схему.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Текст №2
Всё больше пр.гревало солнце, лёд на реке потемнел и покрылся талой водой. Уже заструились невидимые глазу подземные воды, а лед.ная гладь реки побурела, набухла, образуя у берегов отражающие голубое небо пр.талины. По ночам слышно было , как трещит, лопаясь, лёд, как с глухим шумом начинает он первую свою подвижку к низовью, как медленно-медленно сдвинется с места ледяное поле и , словно в раздумье, станет, окруж . ое тихо плещущей водой , как потом оно снова подвинется , повинуясь могучему напору речной воды , которая начинает , потрескивая , р.веть и ст.нать .
В.А.Закруткин «Плавучая станица»
Выполните задания:
1. Определите стиль речи и тип текста.
2. Укажите в тексте оксюморон, с какой целью он использован.
3. Найдите однокоренные слова , укажите их способ образования.
4. Укажите безличное предложение в составе сложного.
5. Укажите предложение с однородными членами.
6. Укажите сложносочинённое предложение.
7. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
8. Укажите предложение с обособленным определением.
9. Укажите сравнительный оборот.
10. Укажите СПП с несколькими придаточными . Определите вид предложения по цели
высказывания, назовите грамматические основы предложения. укажите главную и
придаточные части предложения, определите вид подчинения . к чему относится
каждая придаточная часть, чем прикрепляется, определите вид придаточных.
Составьте схему.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
стоит ли при этом тревожиться по поводу того
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в безымянной речке почему-то не стало рыбы
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
дрофы и стрепеты покинули окрестные степи
дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
стоит ли при этом тревожиться по поводу того
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
на окраине глухого хутора вырублена зелёная рощица
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в безымянной речке почему-то не стало рыбы
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
дрофы и стрепеты покинули окрестные степи
дорогу в соседнее село вдруг перерезал овраг
ПРИЛОЖЕНИЕ№4
«___»___ Рабочая карта урока __________________
этапы урока | активность | самооценка | ||
высокая | средняя | низкая | ||
1.Эпиграф | ||||
2. Текст №1 | ||||
3. Текст №2 | ||||
4.Конструирование | ||||
5. Творчество | ||||
Итоговая оценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Обдонье. Утренние зори над тихой, спокойной рекой. Просмолённые рыбацкие баркасы у песчаных закосков, окаймлённые вербовой порослью ереки. Густое разнотравье широких займищ. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды. Глинистые взломки холмов, стародавние курганы, ветряки у станичных окраин, «низовые облака», медленно плывущие на восток.
А за Доном - неоглядная, бездорожная, испещрённая солонцовыми западинами степь. Горьковатый душок прогретой солнцем полыни, темные накрапы жёсткой верблюжьей колючки. На многие вёрсты оделась степь колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывал, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны.
Милая сердцу земля донская! Преображённый благодатный казачий край хлеборобов, пастухов, воинов!
В.А.Закруткин «О неувядаемом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...